Практический семинар по теме: "Компетентностный урок, его критерии и самоанализ"
учебно-методический материал на тему

Марченко Лидия Александровна

Работа семинара посвящена проблеме проведения компетентностного урока. Рассматриваются суть компетентностного подхода в образовании, понятия «компетентность» и «компетенция», а также «компетентностная модель обучения». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_tekst_na_mo_gumanitariev_dekabr_2017.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 Х.МАЛООРЛОВСКИЙ

        

        

ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

ПО ТЕМЕ:

«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ УРОК,

ЕГО КРИТЕРИИ И САМОАНАЛИЗ»

        Подготовила: Марченко Л.А.

                

        2017 г.

Работа семинара посвящена проблеме проведения компетентностного урока. Рассматриваются суть компетентностного подхода в образовании, понятия «компетентность» и «компетенция», а также «компетентностная модель обучения».

Цель семинара:создание условий для развития профессиональной компетентности  педагогов в построении компетентностного урока,разработке его критериев анализа и самоанализа.

Задачи семинара:

  1. 1. Создать условия для методического самоопределения педагогов по теме «Компетентностный урок, его критерии и анализ».
  2. 3. Развивать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности.
  3. 4. Развивать рефлексивные умения педагогов при анализе своей деятельности и деятельности коллег.

Компетентностный подход в образовании – новые для отечественной педагогики слова, которые в последние годы все чаще звучат с высоких трибун и встречаются на страницах стратегических программ. Что они означают для школьных работников – учителей, классных руководителей?

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации.

Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):

Итак, запросами государства и общества определены направления совершенствования образовательного процесса в школе:

1) формирование умения применять знания в ситуациях, отличных от тех, в рамках которого получены эти знания;

2) направление усилия на развитие интеллектуальных умений, способствующих критическому анализу предложенных ситуаций, а также решению поставленных проблем, при оценке образовательного результата;

3) использование инструментария, направленного на диагностику сформированности компетенций.

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса

«А зачем мы это делаем?

А как же оценить урок и деятельность самого учителя с точки зрения компетентностного подхода? Это тоже нужно делать по- новому.

Возьмем стандартный набор параметров, по которым обычно анализируют урок: цель, учебный материал, формы, методы, структура урока, межэтапные связи.

Цель урока

Критерий: насколько четко учитель ставит обучающие и развивающие цели, вовлекает ли учеников в постановку цели на уроке. При постановке развивающей цели мы исходим из того, что развитие ребенка возможно через развитие способов его деятельности. Для определения цели учителю нужно дать ответ на главный вопрос: что должен научиться делать ученик на этом уроке? Содержание образования Критерий: различает ли учитель содержание образования (чему учу) и содержание учебного материала (с помощью чего учу), вовлекает ли на уроке учеников в проектирование способа деятельности

Содержание учебного материала

Критерий: насколько эффективно подобран учебный материал для освоения запланированной единицы содержания образования на основе мотивации учеников.

Структура урока

Критерий: соответствуют ли выбранная структура и цели урока психологической структуре деятельности учеников. Педагогический опыт: теория, методика, практика

Межэтапные связи Критерий: выстроена ли между этапами внешняя и внутренняя логика, организующая понимание учеников.

Формыобучения

 (индивидуальная, индивидуализированная, групповая, фронтальная и другие).

Критерий: соответствует ли выбор форм обучения запланированной цели и единице содержания образования, результатам педагогической диагностики и рефлексии учеников на уроке  

Методы обучения

Критерий: в какой степени используемые методы (репродуктивные, продуктивные) соответствуют цели урока, данным педагогической и психологической диагностики.

Предлагаю Вам проанализировать урок (его конспект) с точки зрения компетентностного подхода.

Список литературы

1. Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. – С. 22–46.

2. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. – 1988. – №1.

3. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. – М., 1997.

4. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара. – Самара, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Компетентностный урок, его критерии и самоанализ"

Цель семинара: создание условий для развития профессиональной компетентности  педагогов в построении компетентностного урока, разработке его критериев анализа и самоанализа.Задачи семинара:1. Соз...

Открытое занятие для городского семинара на тему: «Компетентностный подход в дополнительном образовании».Тема: «Пешечные окончания. Правило квадрата».

Цель: дать основные сведения о разыгрывании пешечных окончаний. Ознакомить с правилом квадрата, научить определять и строить квадрат пешки....

Коучинг "Эффективный урок, его критерии и самоанализ"

Материал для проведения методического коучинга для педагогов....

Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома

Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома...