«Формирование УУД школьника на уроках русского языка и литературы с помощью реализации учебных проектов»
статья (5 класс) на тему
Сатья содержит материал по определению основных УУД обучающихся, классификацию учебных проектов, примеры их реализации на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование УУД школьника на уроках русского языка и литературы с помощью реализации учебных проектов»
В настоящее время выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешного вхождения в социум и быстрой в нем адаптации. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, предусматривает смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать. Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса практически невозможно.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.
Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока:
- личностные;
- регулятивные;
- коммуникативные;
- познавательные.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Основой внедрения понятия УУД в образовательный процесс является использование метода проектно-исследовательской деятельности.
Метод проектов зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ – идеалист Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, и даёт практический результат и направлено на благо всего общества. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовывались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями – американскими педагогами Е. Перхерст и В. Кильпатриком. Дети выполняли «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объём теоретических знаний при этом был сужен.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо системы предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – « брошенный вперёд») толкуется в словарях как « план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание». Применительно к школе, образовательный проект рассматривается как, совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направлены на достижение общего результата».
Учебный проект с точки зрения ученика – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Часто это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы – носит практический характер, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
- формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии;
- презентации хода своей деятельности и результатов;
- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиску нужной информации, вычислению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
В современной педагогике учебные проекты делятся на практико-ориентированный проект, который нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, села и т.д. (рисунок, поделка, пособие и т.д.); на исследовательский проект (включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов); на информационный проект, который направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения представления для широкой аудитории (статья, рассказ и т.д.); а также творческий проект, предполагающий максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.). Самым сложным для реализации является ролевой проект. Участвуя в нём, учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей (деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца).
Этапы работы с учебным проектом
Учитель | Учащиеся |
1-й этап – погружение в проект
Формулирует: | Осуществляют: |
1. проблему проекта; | 1. личностное присвоение проблемы; |
2. сюжетную ситуацию; | 2. вживание в ситуацию; |
3. цель и задачи; | 3. принятие, уточнение и конкретизация цели и задач |
2-й этап - организация деятельности
Организует деятельность – предлагает: | Осуществляют: |
4. организовать группы; | 4. разбивку на группы; |
5. распределить амплуа в группах; | 5. распределение ролей в группе; |
6. спланировать деятельность по решению задач проекта; | 6. планирование работы; |
7. возможные формы презентации результатов. | 7. выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. |
3-й этап – осуществление деятельности
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: |
8. консультирует учащихся по необходимости; | 8. каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; |
9. ненавязчиво контролирует; | 9. консультируются по необходимости; |
10. даёт новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; | 10. «добывают» недостающие знания; |
11. репетирует с учащимися предстоящую презентацию результатов. | 11. подготавливают презентацию результатов. |
4-й этап - презентация
Принимает отчёт: | Демонстрируют: |
12. обобщает и резюмирует полученные результаты; | 12. понимание проблемы цели и задач; |
13. подводит итоги обучения; | 13. умение планировать и осуществлять работу; |
14. оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др.; | 14. найденный способ решения проблемы; |
15. акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | 15. рефлексию деятельности и результата; |
16. дают взаимооценку деятельности и её результативности. |
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. В самом начале проекта важно не свети все к самостоятельной работе обучающихся по уже сформулированному заданию. Проблема, заинтересованность, возможность творчества и выбора в той или иной форме должны быть всегда. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам иногда сложно сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
На этапе адаптации учеников в среднем звене, т.е. в первом полугодии на уроках русского языка мы начали реализацию творческого проекта «Лингвистическая сказка». По итогам изучения разделов «Фонетика», «Морфология», «Лексика» ребятам было предложено сочинить сказку, нарисовать к ней иллюстрацию и представить ее классу. Оценка продукта осуществлялась либо самим автором, либо одноклассниками по 4 критериям:
1. Знание материала (правильное употребление терминов и изученных понятий).
2. Наличие сказочных мотивов (персонажи, приключения, волшебство).
3. Создание иллюстраций, презентаций.
4. Выбор трех лучших сказок с точки зрения оригинальности.
Цели данного проекта: активизировать навыки самостоятельной работы обучающихся по сбору нужной информации и опыта представления проектного продукта, повышения их творческой активности и создания ситуации успеха в непростой период адаптации. «Оживление» отвлеченных понятий: синонимов, фразеологизмов, звуков и букв, глаголов и существительных позволило ребятам выделить и запомнить самые важные элементы определений. Так фразеологизмы начинают войну, потому что они «несвободные словосочетания», а суффиксы и приставки становятся волшебниками и создают новые слова и их формы.
Второй год на уроках литературы в завершении каждой четверти мы проводим «Книжный аукцион». Выбор трех самых понравившихся книг определяется голосованием, параллельно идет оценивание выступления каждого книжного торговца с учетом следующих критериев:
1. Книга должна быть вне школьной программы.
2. Выступающий должен коротко рассказать об авторе и о причинах, по которым эту книгу он выбрал.
3. Рассказ о самой книге не должен представлять собой пересказ, а лишь описание понравившегося эпизода, персонажа, сюжета в целом.
4. Наличие иллюстраций, презентации по книге, видеофрагмента и т.д.
Актуальность данного проекта обусловлена невысокими результатами диагностики техники чтения ребят, их недостаточной читательской активности, необходимостью расширять словарный запас обучающихся. Одним из самых важных результатов на данном этапе я считаю заинтересованность ребят, разнообразие книг, которые они читают сами и советуют другим, возрастающее понимание ценности книги как произведения искусства. На сегодняшний день рейтинг самых понравившихся книг: Ж.Верн «Вокруг света…», А. Гайдар «Тимур и его команда», Д.Дефо «Робинзон Крузо», И.С.Тургенев «Записки охотника» и огромное количество современных книг жанра «фэнтези».
С начала этого учебного года в рамках работы с портфелем достижений мы с ребятами начали реализацию проекта «Хронограф». Этот проект нацелен на решение следующих задач:
- ориентация в хронологии событий из жизни и творческого пути писателей и поэтов;
- повышение личного интереса к биографии автора, выбора и его обоснования определенной даты или события;
- возможность представить свои находки и открытия всему классу с тем, чтобы показать выбранного автора с неожиданной стороны.
Эта работа начинается с самостоятельного заполнения таблицы со следующими графами: 1.Фамилия, имя и отчество изучаемого автора. 2. 4-5 ключевых дат из его биографии. 3. Соответствующие этим датам события, место, фамилии современников. На каждом уроке литературы можно рассказать об изучаемом авторе что-то вне материала учебника. В конце года группы в составе 3-4 человек приготовят рассказ о понравившемся авторе с использованием своих записей, биографических фильмов, портретов друзей и родных определенного поэта или писателя.
Оценка выполненных проектов на уроке носит стимулирующий характер. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Можно оценивать и степень самостоятельности в выполнении работы над проектом; степень включённости в групповую работу; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; оригинальность идеи, способа решения проблемы; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; а также творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.
Таким образом, участие в учебных проектах способствует формированию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества, когда каждый его участник должен уметь принимать самостоятельные решения; ставить задачи и задавать вопросы; работать в команде; искать нестандартные, оригинальные решения; заинтересовывать выбранной темой окружающих.
Учебный проект можно рассматривать как один из немногих методов работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
Важно, что во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над учебным проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
ЛИТЕРАТУРА
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Интернет-ресурсы.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
- Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.
В статье представлен опыт использования технологии проектного обучения в процессе формирования творческой личности на уроках русского языка и литературы. Метод проектов способс...
Роль технологии критического мышления в формировании мировоззрения школьников на уроках русского языка и литературы
Что же такое технология критического мышления, и как с ней работать? Попрробую ответить на эти и другие вопросы в данной статье....
План по самообразованию на тему «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
План по самообразованию учителя русского языка и литературы...
Формирование положительной учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы
Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы- падение интереса к изучению русского языка, классической литературы и, как следствие, падение грамотности. неумение правильно и логично выражать свои мысли...
Формирование УУД школьников на уроках русского языка и литературы с учётом особенностей современного мышления
Ученые все чаще говорят о том, что в основе успеха одних людей и неудач других лежит их способ мышления. Прошлый век был веком мышления понятийного, а вот 21-ый век - время клипового мышления....
Формирование УУД школьников на уроках русского языка и литературы с учётом особенностей современного мышления (презентация)
Ученые все чаще говорят о том, что в основе успеха одних людей и неудач других лежит их способ мышления. Прошлый век был веком мышления понятийного, а вот 21-ый век - время клипового мышления....
Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению
Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению...