Роль технологии критического мышления в формировании мировоззрения школьников на уроках русского языка и литературы
статья по теме
Что же такое технология критического мышления, и как с ней работать? Попрробую ответить на эти и другие вопросы в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ambrosova_yu.b.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чему же я хочу научить своих учеников?»
Согласитесь, что этот вопрос мы задаём себе постоянно: идя на урок, во время урока, занимаясь с ребятами во внеурочное время, общаясь с ними на различные темы. Любое наше действие направлено на формирование мировоззрения ребёнка, на воспитание человека, не боящегося самостоятельно мыслить.
Одна из главных задач на сегодняшний день – формировать мировоззрение учащихся.
А я как учитель словесности стараюсь воспитать самостоятельно мыслящего человека средствами самого предмета
Методом проб и ошибок, в результате постоянного педагогического поиска я пришла к выводу, что одной из эффективных технологий, позволяющих мне реализовать поставленные задачи, является на сегодняшний день технология «Развитие критического мышления».
Эта технология инновационна, хотя методы и приёмы, используемые в ней, проверены временем.
Что же такое технология «Развитие критического мышления»?
Критическое мышление – это:
- проявление детской любознательности;
- выработка собственной точки зрения по определённому вопросу;
- способность отстоять точку зрения собственными логическими доводами;
- использование исследовательских методов.
А вот перед нами знакомая картина: мы предлагаем ребёнку сложить домик из кубиков. Но мы так увлеклись процессом, что в какой-то момент совершенно забыли о самом обучаемом, начав строить без него, по-своему!
А ведь критическое мышление – это:
- содействие
- сотворчество
- сотрудничество
Перепробовав множество методов, сегодня в своей педагогической практике я чаще всего использую 4 метода:
- «Чтение с остановками»
- «Вопросительные слова»
- «Радуга вопросов»
- «Древо предсказаний»
Метод №1
«Чтение с остановками»
Он интересен и для меня и для ребят тем, что пробуждает интерес к чтению как к процессу. На таких уроках мы учимся читать с перерывами для дискуссии, пометок, вопросов. В 5-ом классе на уроках литературы по устному народному творчеству, при работе со сказкой «Как крестьянин двух сеньоров надул», заранее выделяю в тексте 2-3 остановки, во время которых задаю вопросы:
- что заставило героя поступить именно так?
- Как дальше будут развиваться события?
- Какие чувства вызвал этот отрывок текста?
Метод №2
«Вопросительные слова»
Критическое мышление, а, следовательно, и мировоззрение формируется не только при обсуждении учащимися проблемы, но и при правильном подборе вопросов, позволяющих наметить путь решения обсуждаемой проблемы.
Ребята предлагают свой набор вопросительных слов. А в процессе обсуждения из «стены вопросов» выделяются только те , с помощью которых мы ведём работу с орфограммой. Данная работа очень эффективна.
Если этот метод эффективен для ребят 5-6 класса, то при работе с ребятами старшего возраста рационально использовать метод «Радуга вопросов».
Метод №3
«Радуга вопросов»
Хороший вопрос, грамотно сформулированный допускает много вариантов ответов, что и приводит к диалогу.
«Жить – значит иметь вопросы, а решать их – значит расти интеллектуально!» - писал известный психолог Дж. Гилфорд.
Итак, вот как выглядит радуга вопросов:
- Простые вопросы. Отвечая на них, мы получаем информацию (зачёты, терминологические диктанты).
- Уточняющие вопросы. Уточняют информацию и обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».
- Объясняющие вопросы. Объясняют информацию и обычно начинаются со слова «Почему?».
- Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы героё рассказа поступил бы по-другому?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один поступок отличается от другого?» и т.д.
- Практические вопросы. Вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».(эссе или сочинение)
В дальнейшем такая работа входит в систему занятий. Например, для 5 класса разработаны уроки по темам:
- «Сложноподчинённые предложения, или для чего нужны вопросительные слова»
- «Односоставные предложения, или когда основу предложения найти сложно»
- «Откуда такие сведения, или вводные слова, указывающие источник информации»
Э. Кинг сказала: «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы».
Метод №4
«Древо предсказаний»
.
Технология:
- Класс делится на группы.
- Предлагаются вопросы для обсуждения в группе.
- Задача группы – прийти к единому решению и убедительно отстоять свою точку зрения.
Очень ценной является ситуация, когда дети в своём ответе ставят проблему, а это уже повод для дискуссии. Мои ученики должны понять, что не бывает однозначного ответа, однозначного пути решения, а это всё работает на формирование мировоззрения.
Одновременно этот метод позволяет мне решать следующие воспитательные задачи:
- терпимость к различным точкам зрения;
- умение слушать других;
- ответственность за собственную точку зрения.
Наблюдения порождают раздумья, которые приводят к выводам, а те в свою очередь к новым раздумьям и новым выводам! А мои наблюдения и раздумья привели меня к следующим выводам:
Вывод первый: не будь занудой. Уроки не должны быть однообразны, т.к. схематичность, шаблонность порождает апатию.
Вывод второй: будь в движении. Насыщение урока информацией расширяет диапазон деятельности не только учителя, но и ученика. Формула: "Я учу, а ты учишься" - не выдерживает и рушится.
Вывод третий: говоря, слушай. Ученик на уроке должен быть не менее, а, лучше - более активен, чем учитель. Он хочет и имеет право говорить, читать, спорить, задавать вопросы.
Такая позиция улучшает качество образования, повышает коммуникативный потенциал личности, способствует воспитанию мировоззрения учащихся.
Пусть учащийся узнает не потому,
что учитель ему сказал,
а потому, что сам понял,
пусть он не выучивает науку,
а выдумывает её…
Ж.-Ж. Руссо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....
Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....
Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...
«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...
Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы
На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...
«Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО» (обобщение опыта).
Обобщение опыта работы с технологией РКМЧП на уроках русского языка и литературы в 5 и 6 классах в условиях введения ФГОС ООО.Активное применение приемов и методов данной технологии , фрагменты ...
Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
материалы к методобъединению...