Формирование УУД школьников на уроках русского языка и литературы с учётом особенностей современного мышления
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Лавринович Ирина Владимировна

Ученые все чаще говорят о том,  что в основе успеха одних людей и неудач других лежит их способ мышления. Прошлый век был веком мышления понятийного, а вот 21-ый век - время клипового мышления.

          Сам термин «клиповое мышление» пошел от английского слова «clip», что буквально означает «делать вырезки». Соответственно, такое мышление представляет собой череду картинок и событий, практически не связанных между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_lavrinovich.docx82.33 КБ

Предварительный просмотр:

И.В.  Лавринович

Формирование УУД школьников на уроках русского языка и литературы

с учётом особенностей современного мышления

        Слово почти всегда готово, когда готово понятие.

Поэтому есть все основания рассматривать значение слова

не только как единство мышления и речи,

но и как единство обобщения и общения,

коммуникации и мышления.

Лев Выготский

Ученые все чаще говорят о том,  что в основе успеха одних людей и неудач других лежит их способ мышления. Прошлый век был веком мышления понятийного, а вот 21-ый век - время клипового мышления.

          Сам термин «клиповое мышление» пошел от английского слова «clip», что буквально означает «делать вырезки», «обрезать», «зажимать». Соответственно, такое мышление представляет собой череду картинок и событий, практически не связанных между собой. Подростки - обладатели клипового мышления -  не способны анализировать информацию, они воспринимают окружающий мир как мозаику мало связанных между собой фактов.

        Особенности клипового мышления таковы:

  1. многоканальность восприятия окружающего мира;
  2. фрагментарность, готовность к высокой скорости получения информации;
  3. образность;
  4. эмоциональность;
  5. рациональность;
  6. потребность в новизне.

Таким образом, возникает очевидный конфликт особенностей мышления разных поколений (учитель – ученик), приводящий к существенному снижению эффективности традиционных методов образования и стилей преподавания. Соответственно, при осмыслении и переоценке используемых педагогических технологий необходимо учитывать «плюсы» и «минусы» клипового мышления.

Плюсы

Минусы

Высокая  скорость обработки небольших порций информации

Отсутствие глубины проработки деталей

Способность к многозадачности

Рассеянность, отсутствие концентрации внимания

Активная оперативная память

Отсутствие перевода информации в долговременную память

Ассоциативность

Потеря способности к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек

Образность

Ослабление понятийного мышления

Многоканальность  восприятия окружающего мира

Внетекстовый характер мышления

Таким образом, особенности клипового мышления определяют для меня  векторы обучения русскому языку и литературе (чему учить): развитие понятийного мышления (системная работа с информацией, установление причинно-следственных связей внутри объектов, явлений и между ними), развитие памяти (перевод в долговременную память базовой информации) и, конечно, развитие речи (способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; свободное использование словарного запаса; умение создавать тексты по различным темам, в том числе демонстрирующие творческие способности учащихся).

Главным вопросом для меня как для учителя является вопрос «как учить»? Ответ очевиден – с опорой на особенности клипового мышления, способствуя тем самым усвоению учебного материала, с одной стороны, и формированию УУД, с другой.

Рассмотрим таблицу, где я проанализировала особенности организации образовательной деятельности учащихся с учётом характеристик клипового мышления, перечислила те педагогические технологии, которые использую на уроках для преодоления отрицательных черт клипового мышления и формирования предметных, метапредметных и личностных учебных универсальных действий. (раздаю, не читаю На слайде только шапка таблицы со стрелками).

Характеристики

клипового мышления

Особенности организации образовательной деятельности обучаемых

Педагогические технологии

Формируемые учебные универсальные действия

Многоканальность восприятия окружающего мира

Частая смена источников информации

 (учитель – учебник – дополнительная литература – одноклассник – Интернет (в широком смысле) – виртуальная школа).

Трансформация образов: художественные – схематические – звуковые – текстовые (т.е. изучение особенностей изучаемого понятия

с использованием различных органов чувств и способов передачи информации). Пример: переход

от художественного образа понятия к его смысловой схеме, далее к его текстовому оформлению и речевому произношению (возможно и в другом порядке) – пользуясь изображением объекта установить его существенные особенности; установить схему их взаимосвязей; рассказать, используя схему.

Создание зрительной опоры (опорного конспекта)

на основании различных источников информации и (обязательного) устного рассказа с ее использованием.

Характеристика понятия на основе различных источников информации.

Использование приёмов кинестетического характера (выделение цветом, вырезание, перемещение).

Технология событийного подхода.

Проектная технология.

Технология дистанционного обучения.

Групповые технологии.

РКМЧП.

Проблемное обучение.

Личностные:

- действие самоопределения (зачем я это делаю);

- действие смыслообразования (адекватное реагирование

на трудности);

-  действия оценивания (адекватное оценивание чужих поступков).

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- общеучебные (смысловое чтение; построение устного и письменного высказывания;

работа с информацией;

структурирование знаний;

создание алгоритмов деятельности);

- логические (формирование понятий;

классификация;

анализ, синтез;

построение логической цепи);

- постановка и решение проблемы.

Регулятивные:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- волевая 

саморегуляция. 

Предметные.

Фрагментарность, готовность к высокой скорости получения информации

Частая смена видов деятельности и источников информации.

 

Быстрые ответы

на серию вопросов, имеющих разную конструкцию.

Заполнение фактических, смысловых, логических пробелов в изученном понятии из разных источников информации.

Выделение (подчеркивание, закрашивание и т.п.) логических частей (понятий, примеров)

в тексте.

Сокращение текста, выделение главного.

Проектная технология.

ИКТ.

Групповые технологии.

РКМЧП.

Проблемное обучение.

Личностные:

- действие самоопределения (зачем я это делаю);

- действие смыслообразования (сформированность учебной мотивации; осознанность учения и личная ответственность; адекватное реагирование

на трудности);

-  действия оценивания (адекватное оценивание чужих поступков).

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- общеучебные (смысловое чтение; построение устного и письменного высказывания;

работа с информацией;

структурирование знаний;

рефлексия, контроль, оценка;

выбор эффективного способа решения проблемы);

- логические (формирование понятий);

- знаково-символические (замещение; кодирование).

Регулятивные:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- волевая 

саморегуляция. 

Предметные.

Образность

Создание образов понятий.

Иллюстрирование текстовых источников.

 

Визуализация понятий.

Использование художественной литературы.

Создание слайд-презентаций, кинофрагментов и других  визуальных рядов.

Создание схем.

Проектная технология.

ИКТ.

Групповые технологии.

РКМЧП.

Проблемное обучение.

Личностные:

- действие самоопределения (зачем я это делаю);

- действие смыслообразования (адекватное реагирование

на трудности);

-  действия оценивания (адекватное оценивание чужих поступков).

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- общеучебные

(структурирование знаний;

выбор эффективного способа решения проблемы);

- логические

(анализ, синтез);

- знаково-символические

(моделирование);

- постановка и решение проблемы.

Регулятивные:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- волевая 

саморегуляция. 

Предметные.

Эмоциональность

Опора на эмоции.

 

Формирование личного эмоционального отношения

к изучаемому содержанию.

Опора на жизненный опыт.

Приёмы игры и соревнования.

Поиск и решение противоречий.

Творческие формы выражения мыслей и отношения.

Технология событийного подхода.

Проектная технология.

Групповые технологии.

РКМЧП.

Проблемное обучение.

Личностные:

- действие самоопределения (зачем я это делаю);

- действие смыслообразования (сформированность учебной мотивации; осознанность учения и личная ответственность; адекватное реагирование

на трудности);

-  действия оценивания (положительные нравственные качества;

адекватное оценивание чужих поступков).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

-  разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- общеучебные (построение устного и письменного высказывания;

рефлексия, контроль, оценка;

выбор эффективного способа решения проблемы);

- логические (выдвижение гипотез и их доказательств);

- постановка и решение проблемы.

Регулятивные:

- волевая 

саморегуляция. 

Предметные.

Рациональность

Мотивация

на практическую значимость изучаемого содержания, осваиваемого способа деятельности.

Поиск доказательств необходимости изучаемого содержания лично

для обучающегося.

Организация сопутствующего повторения как опоры для освоения нового.

 

Совместные действия (выполнения заданий

в парах и группах).

Групповые технологии.

Проектная технология.

Технология дистанционного обучения.

РКМЧП.

Проблемное обучение.

Личностные:

- действие самоопределения (зачем я это делаю);

- действие смыслообразования (сформированность учебной мотивации; осознанность учения и личная ответственность; адекватное реагирование

на трудности);

-  действия оценивания (положительные нравственные качества;

адекватное оценивание чужих поступков).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

-  разрешение конфликтов;

- управление поведением партнёра;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- общеучебные (смысловое чтение; построение устного и письменного высказывания;

работа с информацией;

выбор эффективного способа решения проблемы);

- логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи).

Регулятивные:

- волевая 

саморегуляция. 

Предметные.

Потребность в новизне

Создание образовательного продукта, нового

для обучающегося.

Введение достаточно большого объёма нового материала

в короткий промежуток времени с его последующим углублением, систематизацией и демонстрацией новых сторон (свойств, особенностей).

Создание творческого продукта, проектная деятельность.

Проектная технология.

Технология дистанционного обучения.

РКМЧП.

Проблемное обучение.

Личностные:

- действие самоопределения (зачем я это делаю);

- действие смыслообразования (сформированность учебной мотивации; осознанность учения и личная ответственность; адекватное реагирование

на трудности).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- общеучебные (смысловое чтение; построение устного и письменного высказывания;

работа с информацией;

целеполагание;

структурирование знаний;

рефлексия, контроль, оценка;

выбор эффективного способа решения проблемы);

- логические (формирование понятий;

сравнение, классификация;

анализ, синтез;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи, выдвижение гипотез и их доказательств);

- постановка и решение проблемы.

Регулятивные:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- волевая 

саморегуляция. 

Предметные.

Таким образом, приходим к выводу, что, несмотря на особенности клипового мышления, осложняющие процесс обучения, учитель имеет возможность, используя различные педагогические технологии, формировать учебные универсальные действия и добиваться высоких результатов в обучении русскому языку и литературе.

Остановлюсь на самых эффективных, с моей точки зрения, технологиях и приёмах.

 

РКМЧП

Проснувшаяся мысль всегда будит другую.
Мария Эбнер-Эшенбах

           

1 стадия

ВЫЗОВ

2 стадия ОСМЫСЛЕНИЕ

3 стадия

РЕФЛЕКСИЯ

  •  Актуализация имеющихся знаний.
  •  Пробуждение интереса

к получению информации.

  •  Постановка учеником собственных целей обучения.
  • Получение новой информации.
  • Корректировка учеником поставленных целей обучения.
  • Размышление, рождение нового знания.
  • Постановка учеником новых целей обучения.

 Корзина идей

 Кластер

 Верные – неверные  утверждения

 Ключевые слова

 Мозговая атака

Лови ошибку

Инсерт

Кластер 

Бортовой журнал

  ИДЕАЛ

РАФТ

Ключевые слова 

ФИШБОУН

Лови ошибку

Мозаика проблем

Письмо по кругу

Уголки

Ромашка Блума

«Тонкие» и «толстые»

вопросы

Стратегия «Шесть шляп»

  Кластер

Верные – неверные    утверждения

Синквейн

Ключевые слова

Диаманта

Лови ошибку 

Эссе

Основные стадии (фазы) данной технологии перед вами. Остановлюсь на некоторых приёмах, которые успешно использую на уроках я.

Приём «Корзина идей»

Это приём организации индивидуальной и групповой работы, который позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. Перед доской ставится корзина, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Например, в 6 классе перед изучением темы «Имя существительное» наша корзина идей выглядела так:

Имя существительное – это часть речи.

Имя существительное отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Имя существительное обозначает предмет.

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

Имена существительные изменяются по родам.

Имена существительные относятся к 1,2 или 3 склонению.

Имена существительные изменяются по числам.

Имена существительные изменяются по падежам.

Имя существительное может быть подлежащим в предложении.

Мы видим, что не все утверждения верны, ошибочные суждения были исправлены в ходе дальнейшей работы.

Или во время изучения правописания суффиксов ЧИК-ЩИК корзина представляла собой следующее:

После звонких пишется –чик.

В словах с приставкой пишется –чик.

После мягких согласных пишется –щик.

Мы видим, что все утверждения ошибочны, к верному ответу мы пришли в ходе дальнейшей работы.

Приём «Ключевые слова»

Часто  использую и приём "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Так, на уроке русского языка в 8 классе по теме «Определение» предлагаю такие слова:

член предложения,

второстепенный,

определение,

какой?чей?,

качества, свойства, признаки предметов,

волнистая черта,

согласованное,

несогласованное,

прилагательное, причастие,

существительное с предлогом, наречие, инфинитив .

 Ученики располагают их в определённом порядке (как считают нужным), а затем, обращаясь к разным источникам информации, вносят необходимые исправления и составляют монологическое высказывание о второстепенном члене.

Приём «Лови ошибку»

Я предлагаю текст, содержащий ошибочную информацию, и прошу учащихся выявить допущенные ошибки. При этом задание содержит в себе ошибки 2 уровней:

- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Например, на уроке русского языка по теме СПП в 9 классе ребята работали с таким текстом:

Сложноподчинённое предложение – это такое простое предложение, в котором два и более простых предложений объединены на основе сочинительной связи с помощью подчинительных союзов, союзных слов, указательных слов, а также знаков препинания.

Сложноподчинённое предложение состоит из главного предложения.

Главное предложение обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении.

Главное предложение может сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, а также может указывать на причину, условия, цель тех событий и явлений, о которых говорится в придаточном  предложении.

Придаточное предложение может относиться к определённому (опорному) слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, а иногда ко всему главному предложению».

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Приём «Письмо по кругу»

Этот приём предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовать свое мнение с членами группы. Каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает уже написанное. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

На мой взгляд, очень удачно использование такого приёма на уроках литературы во время подготовки к ответам на проблемные вопросы, к сочинению после изучения произведения. Ведь у современного ученика письменное монологическое высказывание вызывает трудности по двум причинам: отсутствие мысли по теме и неумение выразить уже родившуюся мысль. Во время выполнения такой работы ученик, написав всего 2-3 предложения, вынужден согласовывать их с предыдущими высказываниями, не повторяя написанного. Таким образом, мысль ученика движется вперёд.

Такие письма по кругу мы написали во время подготовки к итоговому сочинению в 11 классе:

Должен ли разумный человек жить чувствами?

История любой человеческой жизни есть поражение. (Сартр)

Что значит для вас «жить по чести»?

Возможен ли опыт без ошибок?

В чём причины вражды и непонимания между людьми?

Приём «Составление кластера»

        Кластеры-схемы использую часто, начиная с 5 класса. Важно, чтобы после составления кластера, ученики создали монологическое высказывание по теме. Это можно сделать и в группах, и индивидуально. Примеры кластеров (на слайде – по русскому языку, раздаю по литературе).

Кластер по теме «Имя существительное»

5 класс (стадия вызова)

Кластер по теме «Имя существительное»

5 класс (стадия рефлексии)

Кластер

Жизненный опыт Фомы Гордеева

(по повести М.Горького «Фома Гордеев»)

Приемы «Синквейн», «Диаманта»

Синквейн

Существительное (тема).

2 прилагательных.

3 глагола.

Суждение.

Ассоциация.

Диаманта

        Существительное

2 прилагательных к первому существительному.

3 глагола к первому существительному.

  2 словосочетания с существительными-антонимами, или 4    существительных, или суждение.

3 глагола ко второму существительному.

2 прилагательных ко второму существительному.

Существительное

        Создавать синквейны, конечно, легче, чем диаманты, поэтому первые использую в 5-8 классах, а вторые – в 9-11. Примеры перед вами. (слайд)

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

(«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы» Э.Кинг)

“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие?

Толстые?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Какие производные предлоги пишутся в одно слово?)

В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Какие трудности существуют в правописании предлогов?)

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

Использую этот приём, предлагая домашнее задание на лето. Так, многие выбирают составление «толстых» вопросов для записи в читательском дневнике вместо привычных отзывов.

Приём «Написание эссе»

Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии – эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Согласитесь, весьма близко итоговому сочинению.

Эссе – это произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

Модель написания эссе

  1. Предварительный этап: вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
  2. Работа над черновиком.
  3. Правка. Может осуществляться в паре.
  4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
  5. Чтение перед аудиторией.

Основные правила обучения письменной рефлексии (раздаю!!!)

1. Регулярная возможность писать.

2. Выбор интересной темы для письма.

3. Наличие образцов.

4. Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст      востребован другими.

5. Привычка править - значит понимать, что любой текст в любое время может быть             откорректирован пишущим.

6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным.

Проблемное обучение

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями своей мысли,

а не одной памятью.

Л.Н. Толстой

        Ключевое понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Каким образом я создаю проблемные ситуации, побуждая учащихся к действию, к движению мысли?

Проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание и невозможностью это сделать без нового материала.

9 класс русский язык «Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными».

- Запишите предложение, расставьте знаки препинания, составьте схему: «Я молча указал пальцем на храм, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и что мне явилось видение из тумана».

Ученик у доски составляет схему: [- =], (что =), (что - =), и (что= -).

- Теперь сравните свои схемы с моей.

Схема учителя: [- =], (что =), (что - =) и (что= -).

- Вы справились с заданием?

- Нет, так как поставили запятую после второго придаточного предложения.

- Каким правилом вы руководствовались?

- Придаточные предложения в составе сложноподчинённого отделяются друг от друга запятой.

- Что нам сегодня предстоит узнать?

Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.

5 класс русский язык «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

На доске начерчены схемы:

1. Ө, Ө

2. Ө и Ө

3. Ө, но Ө

4. Ө и Ө, Ө и Ө

5. и Ө, и Ө, и Ө

- На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы?

- Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? (Как могут быть связаны однородные члены?)

- Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами?

- Назовите ключевые слова нашего диалога.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Приём «яркое пятно»: русский язык 5 класс «Морфологические признаки слов».

- Послушайте стихотворение О. Высотской «Весёлые рифмы» и найдите ключевые слова:

Отправляя поздравление,

Помни правила склонения,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

- Какое словосочетание обобщает все эти термины?

- Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки».

Приём «актуальность»: русский язык в 5 классе «Ударение».

- Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами:

ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский.

- Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?

- Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения. Часто мне приходится слышать от вас неправильно произнесённые слова. Тема урока, как вы уже догадались: «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.

Главный психологический смысл постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того, побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.

Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость, поэтому важно превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.

Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.

- Кто из героев Л.Н.Толстого вам нравится больше, Андрей Болконский или Пьер Безухов? Обоснуйте свое мнение.

- Как вы считаете, Раскольников – положительный герой или отрицательный? Как вы относитесь к теории Раскольникова? Свое мнение обоснуйте.  

- Оля Мещерская… Современна ли она? Легко ли ей было бы сегодня? Почему?

Используя проблемные вопросы, стремлюсь поставить учеников перед нравственным выбором, научить формировать собственное мнение, учу защищать его.     

Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»:

- Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? 

- Как вы думаете, какие из  качеств Жилина есть у вас, и нужны ли они сегодня вообще?

Роман А.С.Пушкина «Дубровский»:

-  Почему Маша не уехала с Дубровским, хотя сама просила его о помощи?

- Почему Владимир, узнав, что опоздал, не увез девушку силой, ведь он был уверен, что она не любит князя Верейского?

Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»:

- Можем ли мы оправдать Андрия?

И.С.Тургенев «Отцы и дети»:

- Приносит ли любовь человеку счастье?

Моя задача – организовать размышление учащихся над проблемой, стимулировать процесс поиска гипотез, обобщить полученные результаты. Большое подспорье в этом – приёмы технологии РКМЧП.

Важно помнить, что если на уроках русского языка, решая проблемную ситуацию, учащиеся приходят к единственно верному решению, сколько бы ни было гипотез, то на уроках литературы зачастую возникают вопросы, которые не предполагают такого ответа, каждый ученик может остаться при своём мнении, которое не может быть ошибочным и имеет право на существование.

Проектная технология

Жизнь и деятельность столь же тесно соединены

между собой, как пламя и свет.

Ф. Н. Глинка

        Какие именно проектные работы я использую на своих уроках? Конечно, это индивидуальные долгосрочные проекты. (слайд – фото) Примером таких работ могут служить «Лесная симфония» (по повести А.И. Куприна «Олеся» и одноимённому фильму Бориса Ивченко), «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет» и одноимённому фильму Абрама Роома), ««Война миров» в литературе и кино» (по роману Герберта Уэллса и одноимённому фильму Стивена Спилберга).

        Не менее ценными считаю мини-проекты, которые создаются группой учащихся в течение урока. Например, разработка алгоритма действий при выборе правильного написания слова. Сначала это промежуточные алгоритмы, например: «Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями», «Правописание НЕ с именами существительными, прилагательными и наречиями на О-Е», «Правописание НЕ с местоимениями». А затем составляется обобщающая схема «Правописание НЕ с разными частями речи». (показываю справочник 6 класса и папку 11 класса)

Технология событийного подхода

Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, жить.
Уильям Шекспир

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы                              А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события.

Важно заметить, что слово событие понимается не только как значительное явление, но и как со-бытиЕ, то есть нечто совместное.  

Таким образом, в работе я использую такие формы реализации данной технологии, как экскурсии:

- изучая творчество Н.С. Гумилёва, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова,                          М.А. Булгакова, посещаем литературно-музыкальные композиции, посвящённые  этим литераторам;

- изучая литературу о Великой Отечественной войне, мы идём в ДЮБ на литературно-музыкальную композицию «Серпухов в годы войны», посещаем устный журнал «Женщины-поэты на войне»,  едем в Центральный музей вооружённых сил РФ в Москве. (фото на слайдах)

        И, конечно, это групповые долгосрочные проекты «Мы помним!», которые мы готовим ко Дню Победы. (фото на слайдах)

Технология групповой деятельности

В одиночку мы можем так мало,

зато вместе можем очень многое!

Хелен Келлер

        Уже много примеров использования мной данной технологии вы видели, поэтому остановлюсь лишь на нескольких моментах.

В начале каждого учебного года напоминаю учащимся правила работы в группах:

  • Критикуй идеи, но не человека.
  • Поощряй участие каждого в обсуждении.
  • Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
  • Стремись понять точку зрения других в дискуссии.
  • Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.
  • Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.
  • Ищи рациональное в высказываниях других.

Работаю по трём схемам:

  1. все группы получают одно и то же задание (по выполнении один представитель раскрывает результаты работы);
  2. группы получают разные задания (по окончании работы представители обходят все группы и делятся результатами  с каждой);
  3. группы получают разные, но работающие на общий результат задания (по выполнении представители групп делятся полученными фактами).

Технология дистанционного обучения

        Данная технология используется мной при обучении русскому языку в 8-9 классах, и подробнее об этом я расскажу на следующем конкурсном испытании.

Результаты ЕГЭ по русскому языку

2015 год

Результаты ОГЭ по русскому языку

2015 год

Школьный портал

Отчёт «Успеваемость класса по предмету»

2015-2016 учебный год

Русский язык

Параметры

10а

Средний балл

3,82

3,46

3,6

3,59

3,8

Успеваемость, %

100

100

100

100

100

Качество знаний, %

77,27

38,57

56,67

51,85

60

СОУ, %

59,27

49,57

53,07

53,19

60

Литература

Параметры

10а

Средний балл

4, 27

4

3,97

3,93

3,97

Успеваемость, %

100

100

100

100

100

Качество знаний, %

90,91

78,57

83,33

74,07

73,33

СОУ, %

74,55

65,71

64,13

63,41

64,93

Анализ моей деятельности показывает, что все приведённые технологии и приёмы согласуются с требованиями системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового Федерального государственного образовательного стандарта. Таким образом, использование перечисленных приемов организации образовательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы, направленных как на освоение предметного содержания, так и на формирование метапредметных компетенций, призвано обеспечить эффективность образовательного процесса вне зависимости от господствующего стиля мышления обучающихся.

(Если останется время) В заключение не могу не сказать об одном из основных предметных умений – безошибочном письме. Как я формирую этот навык? Конечно, это работа над правилами, применением их на практике... А ещё мы орфографически читаем на уроках.

Что такое орфографическое чтение и как оно работает

Изучение феномена «природной грамотности» привело исследователей к выводу, что грамотность на самом деле не дается от природы, а возникает при правильном проговаривании слов, природная грамотность -  не что иное, как автоматизированное «письмо по памяти», а не «по правилам». В его основе лежат не правилосообразные орфографические действия, а хранящиеся в моторной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме. Из этого следует, что если учащимся постоянно предлагать тексты для прочитывания вслух по слогам (как пишется), они запомнят правописание слов через моторику произношения. Впервые этот метод подробно описал московский педагог Петр Семенович Тоцкий. Как я работаю с классом, применяя метод орфографического чтения?

Во-первых, орфографически можно просто читать любые тексты, например, из художественных произведений или сборников диктантов, а лучше – специально подобранные. 

Во-вторых, после орфографического прочтения специально подобранный текст можно продиктовать и дать по нему задания. Порядок работы с этими текстами помогает формировать орфографическую зоркость учащихся. Они просто вынуждены будут сосредоточиться на правописании и собственных ошибках. 

Порядок работы следующий:

А. Прочитать текст хором орфографически.

Б. Выписать из него слова, наиболее трудные для написания (каждый выписывает свои слова), объяснить правописание некоторых слов на правила.

В. Отвлечься от текста на другое задание (например, можно провести устный опрос по пройденным правилам).

Г. Написать текст под орфоэпическую диктовку (не подглядывать в тексты и в список выписанных слов).

Д. Проверить диктанты самостоятельно.

Е. Закрыть тетради с диктантом, открыть тексты и посмотреть правописание слов, насчет которых возникли сомнения. Не сверять с тетрадью! 

Ж. Закрыть тексты, открыть тетради и исправить ошибки.

З. Работа проверяется преподавателем.

В-третьих, отдельные слова, в которых дети сделали ошибки можно постоянно проговаривать хором . 

В-четвёртых, целесообразно предлагать учащимся самостоятельно составлять тексты для орфографического чтения, предлагать на следующий день для прочтения.

Но орфографическое чтение - занятие не из лёгких, оно требует особой тренировки, потому что при чтении по слогам дыхание сбивается и дети начинают непроизвольно зевать. Это значит, что для подобных упражнений нужны небольшие, но насыщенные трудными словами тексты. Такая работа проводится ежеурочно, а некоторые ребята даже берут тетради на выходные домой, чтобы не прерывать процесс формирования орфографически правильного письма.

Памятка для детей (раздать)

Что делать, если я хочу научиться грамотно писать?

  1. Спишите в тетрадь 8-12 фраз из сборника для списывания. Прочтите написанное орфографически.

2. Возьмите свежую газету и проработайте одну полосу. Ваша задача - выделять маркером все слова, в которых вы могли бы допустить ошибку. Особое внимание уделяйте неологизмам. Если встретятся незнакомые слова, выясните их лексическое значение и обязательно обратите внимание на правописание.

3. Из этой же газеты или любого сборника диктантов, а лучше всего, конечно, из сборника текстов для орфографического чтения читайте что-нибудь в течение пяти минут. Читать надо орфографически, четко проговаривая слоги, вслух. Так вы приучите мозг читать, запоминая правописание. Когда этот процесс автоматизируется, в дальнейшем вы будете непроизвольно воспринимать все слова, которые вам встретятся, вместе с их правописанием.

Удачи вам! Всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль технологии критического мышления в формировании мировоззрения школьников на уроках русского языка и литературы

Что же такое технология критического мышления, и как с ней работать? Попрробую ответить на эти и другие вопросы в данной статье....

«Формирование УУД школьника на уроках русского языка и литературы с помощью реализации учебных проектов»

Сатья содержит материал по определению основных УУД обучающихся, классификацию учебных проектов, примеры их реализации на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах....

Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников

Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...

Формирование УУД школьников на уроках русского языка и литературы с учётом особенностей современного мышления (презентация)

Ученые все чаще говорят о том,  что в основе успеха одних людей и неудач других лежит их способ мышления. Прошлый век был веком мышления понятийного, а вот 21-ый век - время клипового мышления....

Семинар "Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках"

Тема: Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации?...

Доклад Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках»»

Современный урок русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках.Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации?...

Формирования компетенции критического мышления у школьников на уроках русского языка и литературы.

Формирования компетенции критического мышления у школьников на уроках русского языка и литературы....