Толерантность - профессионально важное качество педагога
учебно-методический материал на тему
Толерантность - профессионально важное качество педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost_-_professionalno_vazhnoe_kachestvo_pedagoga.doc | 69.5 КБ |
tolerantnost_-_professionalno_vazhnoe_kachestvo_pedagoga.ppt | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проявление толерантности в работе учителя.
(1 сл.) Проявление толерантности имеет первостепенное значение в работе учителя и именно здесь, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени - от безразличия к «собственному мнению» ребенка до откровенного и жесткого его (мнения) обесценивания и даже унижения самого ученика за «неправильные взгляды».
Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием. Причины этой напряженности связаны с внешними и внутренними факторами. (2 сл.) К внешним, внутренним условиям педагогического труда относятся: характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженность рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в группе, трудный, сложный контингент и т.д. (3 сл.) Среди субъективных, внутренних факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, опыт, знания, навыки.
(4 сл.) Напряженными для педагога могут быть ситуации:
- взаимодействия учителя и учащихся, связанные с нарушением дисциплины, игнорированием педагогических требований,
- взаимодействия с коллегами и администрацией, основанные на расхождении взглядов, мнений, распределении и объеме педнагрузки,
- взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождением в оценке ученика педагогом и родителями.
В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась, она способна вызвать стресс. А при частом повторении подобных ситуаций формируются симптомы эмоционального выгорания. Поэтому с целью снятия эмоционального напряжения и развития эмоциональной устойчивости необходимо развивать толерантную культуру педагога.
Основой толерантной культуры педагога является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности. Коммуникативная интолерантность проявляется в ситуациях, когда партнеры по общению находятся на разных уровнях развития и восприятия действительности. Если говорить о процессе педагогического общения, то нетерпимость может быть вызвана причинами психологических различий (различия в уровнях интеллектуального развития, различия темпераментов, различия эстетических и нравственных аспектов). Толерантность в педагогическом общении - комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога в высоком смысле этого слова.
(5 сл.) Профессионально-педагогическая толерантность - это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие.
Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне диалога, равноправных взаимоотношениях, доверия и доброжелательности. Диалог - это наиболее естественный, полноценный и развивающий способ общения. Кто-то может сказать: «О каком равноправии может идти речь в учебном процессе?» На самом деле, равноправие во взаимоотношениях и выполняемые социальные роли разные вещи. Да, действительно, ролевое поведение педагога предполагает некоторое дистанцирование от учащихся (уход от панибратства), но дистанция предусматривает горизонтальное расположение, оно не должно ассоциироваться с восхождением на пьедестал, с которого начинается общение. Роль учителя часто заставляет человека уходить в наставления, в то время как роль исполнителя - воспринимать эти поучения. Но поскольку каждый из нас бывает в амплуа разных ролей, то можно понять, увидеть и почувствовать, что происходит в данный момент с другими людьми и как можно, меняя себя, собственную речь, поступки и реакции, изменять чувства, мысли и состояния окружающих.
Понятие «толерантность», в которое мы вкладываем такие смыслы, как уважение, милосердие, великодушие, терпимость, в системе нравственных ценностей занимает главенствующую позицию, являя собой качество совершенного человека.
Все мы, в итоге, хотим толерантного к себе отношения и ждем, чтобы нас окружала атмосфера милосердия и прощения. Каждый из нас на протяжении всей жизни ожидает по отношению к себе любви и уважения, мечтает о толерантности и снисхождении. Так почему же этого не хочет ученик? Мы постоянно пытаемся “учить” своих учеников. Учить – это нормально, но при условии, что вас уважают и нуждаются в ваших советах. Иначе включается механизм сопротивления и получается обратный эффект. Не забывайте, что и ведь нам есть чему учиться.
(6 сл.) Учитель имеет право:
- Учить, если сам постоянно учится.
- Воспитывать творческую личность, если сам в состоянии что-либо создавать.
- Быть требовательным, если требователен и строг к себе.
- Иметь успешных, организованных и результативных учеников, если сам стремится формировать в себе эти качества.
Рассчитывать на понимание своих учеников, если в состоянии понимать других. Понимание определяется желанием и умением почувствовать себя на месте ученика, взглянуть на проблему его глазами.
(7 сл.) Я провела небольшой опрос среди учащихся школы разных возрастов. Было дано задание, дописать предложения:
- Я боюсь, когда учитель…
- Мне радостно, когда учитель…
- Я не люблю, когда в школе …
- Больше всего мне школа нравится за то, что…
- Хорошая школа-это…
- Хороший учитель –это …
(8 сл.) И получила следующие результаты.
1. | Я боюсь, когда учитель… | ругает, ставит «2» |
2. | Мне радостно, когда учитель… | хвалит, улыбается |
3. | Я не люблю, когда в школе … | меня обижают, шумно |
4. | Больше всего мне школа нравится за то, что… | дает знания, со мной учатся мои друзья, работают хорошие учителя |
5. | Хорошая школа-это… | наша школа (более 90%), добрая школа, где меня любят |
6. | Хороший учитель –это … | добрый, понимающий, хороший человек |
(9 сл.) Я хочу провести с вами небольшой тест
«Проявляем ли мы толерантность?»
- Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?
- да;
- нет.
- Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?
- чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
- чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
- Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?
- да;
- нет.
- Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах нарушают правила поведения?
- если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;
- вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
- Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?
- вам очень трудно было бы это сделать;
- вы не обращаете внимания на такие вещи.
- Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
- вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
- если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.
- Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?
- да;
- нет.
- Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
- вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;
- вы лишь радуетесь за нее (него).
- В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?
- уходите пораньше под благовидным предлогом;
- вступаете в спор.
Подсчет баллов.
Запишите по 2 балла за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
(10 сл.) Ключ к тесту
- 0-4 баллов: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
- 6-12 баллов: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?
- 14-18 баллов: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
(11 сл.) И в завершении мне хотелось бы выделить правила поведения толерантного учителя:
- Воспитывать с любовью и во имя любви
- Воспитывать в духе мира
- Быть примером для детей и общества
- Избегать жестких иерархических отношений
- Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения
- Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого
- Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе
- Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности
- Быть справедливым
- Уметь слушать
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внешние, внутренние условия педагогического труда характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженность рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в группе, трудный, сложный контингент и т.д.
субъективные, внутренние факторы индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, опыт, знания, навыки
Напряженные для педагога ситуации: взаимодействия учителя и учащихся, связанные с нарушением дисциплины, игнорированием педагогических требований, взаимодействия с коллегами и администрацией, основанные на расхождении взглядов, мнений, распределении и объеме педнагрузки, взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождением в оценке ученика педагогом и родителями.
Профессионально-педагогическая толерантность - это уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие.
Учитель имеет право: Учить, если сам постоянно учится. Воспитывать творческую личность, если сам в состоянии что-либо создавать. Быть требовательным, если требователен и строг к себе. Иметь успешных, организованных и результативных учеников, если сам стремится формировать в себе эти качества.
Я боюсь, когда учитель… Мне радостно, когда учитель… Я не люблю, когда в школе … Больше всего мне школа нравится за то, что… Хорошая школа-это… Хороший учитель –это …
1. Я боюсь, когда учитель… ругает, ставит «2» 2. Мне радостно, когда учитель… хвалит, улыбается 3. Я не люблю, когда в школе … меня обижают, шумно 4. Больше всего мне школа нравится за то, что… дает знания, со мной учатся мои друзья, работают хорошие учителя 5. Хорошая школа-это… наша школа (более 90%), добрая школа, где меня любят 6. Хороший учитель –это … добрый, понимающий, хороший человек
«Проявляем ли мы толерантность?» Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
Ключ к тесту 0-4 баллов: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете. 6-12 баллов: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно? 14-18 баллов: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
правила поведения толерантного учителя: Воспитывать с любовью и во имя любви Воспитывать в духе мира Быть примером для детей и общества Избегать жестких иерархических отношений Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности Быть справедливым Уметь слушать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов
Статья "Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов"...
Доклад "Профессионально важные качества"
Доклад представлен в виде презентации.В данном докладе приводятся и сравниваются несколько определений профессионально важных качеств, данных представителями отечественной психологии; приводится делен...
Профессионально важные качества педагога
•Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества.•В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности...
«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»
Компетентностный подход – создание условий для овладения учащимися комплексом компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...
Использование метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качеств
В статье уделено внимание использованию метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качествБесспорным преимуществом метода является не только получение знаний и формирование п...
Развитии профессионально важных качеств.
Данный урок из курса "Профессионального самоопределения" 9 класс....
Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»
Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и уровень образовател...