Применение здоровьесберегающих технологий при использовании учебно-лабораторного оборудования и в медиатеке
статья на тему
Статья посвящена тому, что должен сделать учитель информатики для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здоровье и компьютер | 266.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете «Здоровьесберегающие технологии»
учителя информатики Александровой Елены Алексеевны
по теме
Применение здоровьесберегающих технологий при использовании учебно-лабораторного оборудования и в медиатеке
30.11.2015г
Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Не только в школе, но и дома ученики используют компьютеры для разных целей. Но опрос показал, что многие из детей не задумываются при этом о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.
Существует три основных направления, представляющих угрозу здоровью детей и подростков при использовании компьютерной техники.
Это угрозы:
- физическому здоровью
- моральному здоровью
- психическому здоровью
Ученые убедительно доказали: большое количество часов, проведенных перед экраном монитора, рано или поздно, отзовётся расстройством нервной системы, снизит уровень иммунитета, скажется на детородной функции организма.
Вредные факторы:
- нагрузка на зрение;
- стеснённая поза;
- заболевания суставов кистей рук;
- развитие остеохондроза;
- психическая нагрузка и стресс при потере информации;
- компьютерная зависимость.
Контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказывает отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья школьников и способствует развитию работоспособности, пространственной ориентации, мышления.
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях. Эти требования изложены санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", вступивших в силу 1 сентября 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993.
Здоровьесберегающие технологии
при работе за компьютером в школе
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Что должен сделать учитель информатики для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?
1. Создать в кабинете соответствующие условия для работы:
- удобная мебель и её правильная расстановка (желательно иметь специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой, разместить компьютеры вдоль стен так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди),
Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка.
- воздушно-тепловой режим (следует поддерживать оптимальную температуру 19-210С и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета),
- освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует использовать жалюзи на окнах),
- контроль над уровнем шума (он не должен превышать допустимых значений, следует ограничить количество копировальных устройств, сканеров и принтеров),
- чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),
- эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка)
- грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, временные ограничения непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения).
2. Систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также физкультминутки общего назначения.
3. Тщательно контролировать выполнение санитарно-гигиенических норм пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков правильной работы с компьютером в домашних условиях.
4. Создавать благоприятный эмоциональный климат (в одних случаях это доброе слово или народная мудрость, в других – юмор, но всегда нужно стараться понять ученика и помочь ему), у учащихся не должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью (эмоциональная напряжённость и скованность ведут к утомлению и усталости, чувство успеха при выполнении заданий, напротив, положительно влияет на здоровье человека).
5. Чередовать различные виды работ, т.к. смена видов деятельности (в том числе разнообразные формы работы «за компьютером» и «за теоретическим столом») является крайне необходимым условием здоровьесбережения. (Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Очень интересными, на мой взгляд, являются исследовательская и проектная деятельность, где не обойтись без использования ИКТ.)
Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления.
Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать:
в 1-5-м классах -15 минут,
в 5-7-м классах - 20 минут,
8-9-м классах - 25 минут,
10-11-м классах - 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.
САНПИН пункт 10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ).
Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.)
в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут,
в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут.
Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.
САНПИН пункт 10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках, после использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4 настоящих санитарных правил).
Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые включают специальные упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы, физкультпаузы для улучшения состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также для мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи, ног.
Полезно разглядывание стереограмм — это популярная интернет-забава, которая не только увлекательное занятие, но и даже рекомендованное людям, много времени проводящим за компьютером.
Вывод: Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны - творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на уроках биологии с использованием учебно-лабораторного оборудования.
Материал включает в себя доклад на тему "Исследовательская работа на уроках биологии с использованием учебно-лабораторного оборудования" и презентацию о видах исследовательской деятельности....
презентация по теме "Использование учебно-лабораторного оборудования для активизации процесса обучения
для окружного форума по биологии 2015 год...
Применение учебно лабораторного оборудования на уроках физики
Выступление на заседании МО учителей физики Солоновского школьного округа...
Использование учебно- лабораторного оборудования на уроках.
Использование учебно- лабораторного оборудования на уроках биологии и экологии....
Мониторинг эффективности использования учебно-лабораторного оборудования в ОО - 2018
Справка по итогам мониторинга эффективности использования учебно-лабораторного оборудования в общеобразовательных учреждениях, подведомственных Юго-Восточному управлению МОиН СО...
Конкурс «Лучшая модель эффективного использования учебно-лабораторного оборудования проектов предпрофессионального образования»
Организатором городского конкурса образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, «Лучшая модель эффективного использования учебно-лабораторного оборудовани...