Применение учебно лабораторного оборудования на уроках физики
статья по естествознанию на тему

Ломиворотова Людмила Николаевна

Выступление на заседании МО учителей физики Солоновского школьного округа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение   учебно-лабораторного оборудования на уроках физики

  Модернизация образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

  Возникновение интереса к физике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания . Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно.

  Именно использование современного оборудования на уроках позволяет приводить учебно-воспитательный процесс к уровню научно-технического прогресса; что повышает интерес учащихся к предмету, развивает индивидуальные творческие способности учащихся, позволяют выйти на более высокий уровень восприятия изучаемого материала; повышает качество учебно-воспитательного процесса.

 Технические средства кабинета физики помогают создавать условия,  необходимые для «живого созерцания».   Технические средства могут помочь учителю физики сделать процесс изложения новых знаний, формирование понятий, процесс обобщения и практической проверки знаний увлекательным, интересным, сделать учение постоянным поиском истины. Техника на занятиях выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения - учебником, таблицами и другими наглядными материалами.

         Применение цифровой лаборатории:

- повышает     наглядность урока, мотивацию учащегося, интерес к предмету;

- способствует творческой реализации ученика;

- формирует универсальные умения и навыки.

         Использование цифровых лабораторий позволяет приобщить детей к современному миру информационной техники и точных измерений. С помощью программного обеспечения учащиеся  обрабатывают экспериментальные данные и получают, например, графики  для анализа физических закономерностей. Например, лаборатория L-микро используется в 10 классе для изучения газовых законов и построения графиков зависимости давления, температуры и объёма.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности предлагаются создание одним учеником или группой учеников  презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Так, изучение раздела «Электрический ток в различных средах» строю на том, что каждый из учащихся готовит презентацию по определенной теме и знакомит класс с данным учебным материалом. Таким образом, раздел изучается самостоятельно.

Опыт показывает, что использование презентаций на уроках способствует лучшему усвоению учебного материала, повышает активность учеников на уроке. Учащиеся имеют возможность не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать ее на экране, т.е. задействуется не только слух, но и зрение. 

   Но наряду с этим  современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения обучающиеся делали на основе результатов собственной деятельности. Принципиально изменились роль, место и функции самостоятельного эксперимента при обучении физики: обучающиеся должны овладевать не только конкретными практическими умениями, но и основами естественнонаучного метода познания, а это может быть реализовано только через систему самостоятельных экспериментальных исследований, для которых используется  комплекс учебно-лабораторного оборудования. Во-первых, эксперимент является методом исследования физических явлений, обеспечивающим научность школьного курса, и средством наглядности. Во-вторых, эксперимент выполняет и другую важную функцию: он формирует у обучающихся специфические для физики умения и навыки самостоятельного обращения с приборами. Физический эксперимент в форме лабораторной работы во многих случаях является предпочтительным по сравнению с демонстрационным. Преимуществом является высокая степень активности и самостоятельности обучающихся при выполнении эксперимента, выработка умений работать с физическими приборами и навыков обработки наблюдений и измерений, возможность проведения эксперимента по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим обучающимся. Результаты эксперимента обучающиеся воспринимают как открытие. В объяснение нового материала целесообразно включать фронтальные опыты и эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы, которые учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления.

  Наш  школьный кабинет физики включает в себя тематические комплекты лабораторного оборудования: лабораторные наборы по механике; молекулярной физике и термодинамике; электродинамике; оптике. А так же оборудование общего назначения; приборы и оборудование для демонстраций и наглядные пособия.  Так при изучении принципов радиосвязи учащиеся собирают демонстративный радиопередатчик и наглядно убеждаются в его работе.

     В завершении  этого материала хочется пожелать всем коллегам творческих успехов в дальнейшем освоении лабораторного оборудования  нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение интерактивных лабораторных работ на уроках физики"

В статье поднимается и исследуется проблема проведения виртуальных лабораторных работ при изучении физики....

Мастер класс. Применение современного лабораторного оборудования как одного из способов "живого созерцания" физики

Выступление на зональном семинаре "Активное использование средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач"...

Использование учебно- лабораторного оборудования на уроках.

Использование учебно- лабораторного оборудования на уроках биологии и экологии....

Применение интерактивных лабораторных работ на уроках физики

Применение интерактивных лабораторных работ на уроках физики...

Применение учебно-лабораторного оборудования на уроках физики

Технические средства кабинета физики помогают создавать условия,  необходимые для «живого созерцания».   Технические средства могут помочь учителю физики сделать процесс изложени...

Применение интерактивных лабораторных работ на уроках физики

Важным этапом эффективного образовательного процесса по изучению физики является физический эксперимент, стимулирующий активную познавательную деятельность и творческий подход к получению знаний. При ...

Методическая разработка "Применение цифрового лабораторного оборудования на уроках химии в 9 классе"

Данная методическая разработка посвящена использованию цифровых лабораторий в преподавании химии в 9 классе. Рассматриваются возможности применения датчиков для организации демонстрационных эксперимен...