Статья "Методически рекомендации по подготовке учащихся к выступлению на конференции"
статья по теме
В статье представлены методические рекомендации по подготовке учащихся к защите учебно-исследовательских работ на конференции (как правильно оформить презентацию, как подготовить текст выступления и др.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Осипова Н.А.,
учитель географии, биологии, химии МОУ «Поросозерская СОШ»
Методические рекомендации
по подготовке учащихся к выступлению на конференции
В последние годы в российском образовании все больше уделяется внимания учебно-исследовательской деятельности школьников. Ее значимость для формирования личности ребенка трудно переоценить. Провести и оформить свое исследование – для ученика задача не из легких, но и представить перед публикой результаты исследования – задача не менее сложная. Как подготовить своего ученика к выступлению на конференции?
Итак, исследовательская работа вашего ученика написана и прошла заочный отбор для участия в итоговой конференции. Вас пригласили на конференцию, и еще есть время подготовить ученика к презентации его работы.
1 этап: подготовка текста выступления.
На конференции ребенок должен рассказать о своей работе, не дублируя текст самой работы. Некоторые дети полностью слово в слово рассказывают текст работы, отчего теряется общее впечатление от выступления. Например, в любой работе есть цель и задачи, их не обязательно зачитывать (тем более что жюри уже с вашей работой ознакомилось). Ребенок включает слайд с целью и задачами, а сам в это время говорит: «Меня очень заинтересовала эта тема, поэтому я решил посвятить ей свое исследование» (и показывает рукой на слайд). Это позволит сэкономить время для более значимой части доклада. Помните, что чаще всего на выступление отводится 10 минут, поэтому нужно выбрать самое важное и интересное, но так, чтобы суть работы была полностью раскрыта.
Текст выступления должен быть напечатан не слишком мелким шрифтом (12-14), чтобы ученик мог в нем быстро ориентироваться.
С самого начала ребенок должен завладеть вниманием жюри и зала, поэтому выступление должно начинаться как-то необычно. Например, вместо «Здравствуйте, меня зовут Гаврилова Евгения, я учусь в 8 классе Поросозерской школы. Я хочу представить вам работу... (тема работы)», можно начать так: «Здравствуйте! Меня зовут Гаврилова Евгения. Я живу в прекрасном старинном карельском крае – Сегозерье. У сегозерцев есть такое крылатое выражение: «Миммойнэ эмяндя, шэмойнэ кукла». Кто-нибудь может перевести это с карельского языка? Это выражение переводится так: «Какова хозяйка, такова и кукла». Почему так говорили? Вот послушайте мое выступление и узнаете».
2 этап: подготовка презентации к выступлению.
Презентация – это сопровождение выступления ребенка, его помощник, поэтому она не должна дублировать текст выступления. На ее слайдах нужно разместить фотографии, рисунки, диаграммы и др., что как бы подтверждает или дополняет рассказ ученика. Например, ученик рассказывает: «Мы предложили попробовать наше печенье десяти человекам. Мнения разделились: троим взрослым больше понравилось обычное печенье (один человек даже сказал, что у печенья с лишайником чувствуется слабый привкус грибов), трем детям и одному взрослому больше понравилось печенье из лишайниковой муки, так как у него более насыщенный вкус, а остальные сказали, что не почувствовали никакой разницы». А в это время на слайде – диаграмма, подтверждающая результаты исследования:
Все фотографии, рисунки должны быть подписаны. Например,
Если вы используете чужие фотографии, то нужно указать их источник и автора.
Презентация не должна содержать эффекты анимации – всевозможные вылеты, мозаики и др. Это отвлекает, раздражает и утомляет слушателей. Анимацию можно использовать тогда, когда это действительно необходимо. Например, ребенок задает слушателям вопрос, он дублируется на слайде, а затем «вылетает» ответ.
Обратите внимание на цветовое решение слайдов и шрифт (размер, цвет). Слишком яркий фон и цвет шрифта сделают презентацию неэстетичной и будут отвлекать внимание от информации, размещенной на слайде.
Выступление будет выглядеть интереснее, живее, если в презентацию добавить небольшой видеосюжет. Например, если ученик собирал какие-то сведения от информаторов, то при выступлении их можно не цитировать, а показать небольшое видео (секунд 10-20), в котором информаторы дают ребенку интервью.
3 этап: репетиция выступления.
Это очень важный этап, ведь ребенку предстоит не только отрепетировать текст выступления, но еще и не один отредактировать его. Желательно дать ребенку возможность выступить перед его одноклассниками, на родительском собрании, на кружке и др. Тогда Вы, как руководитель работы, увидите со стороны многие недочеты, шероховатости выступления, которые еще не поздно будет исправить. Если после репетиционного выступления ученику не задают вопросов, сами их задавайте, и как можно больше, чтобы ребенок перестал бояться вопросов, научился грамотно на них отвечать. Если ребенку задают вопрос, а он не знает на него ответа, то он ни в коем случае не должен говорить «я не знаю». В этом случае пусть он попытается ответить так: «Я думаю, что… (высказывает свой вариант ответа)», или так: «Я не задавался этим вопросом, но теперь обязательно это выясню». Нельзя отвечать на вопросы односложно – «да», «нет». Ребенок должен давать полный ответ. Например, жюри спрашивает: «Тебе интересно было проводить это исследование?», а ребенок должен ответить: «Конечно, а особенно мне было интересно…(ответ ребенка)».
Ученик должен выступать громко, четко, артистично (эмоциональные жесты, выразительность речи и др.).
Украсить любое выступление могут не только презентация и видео, а еще и вещный ряд. Практически к любому выступлению можно составить свой вещный ряд. Например, работа «Баня в семейной обрядности сегозерских карел» посвящена нематериальной культуре Карелии, какой тут может быть вещный ряд, ведь работа рассказывает о старинных заговорах и обрядах? Может! В работе говорится о том, что карельские девушки делали березовые веники с добавлением цветов лютка, такой веник использовался в любовной магии. На выступление ученица принесла веник с лютиком, сделанный своими руками.
В конце выступления ученик не должен забыть о словах благодарности слушателям за внимание к его работе. Также ученик может поблагодарить Вас, как руководителя, и всех людей, которые ему помогали при проведении исследований (информаторы, учителя, родители и др.).
Надеюсь, что мои советы помогут подготовить качественное выступление для конференции. Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к выступлению на сцене
Как бы ни были индивидуальны формы подготовки к выступлению, все же некоторые общие советы в этой области можно было бы дать. Особенно сложные задачи возникают перед исполнителем, когда ему прих...
Методика подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Письменная часть.Рекомендации по подготовке учащихся.
Методика и технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Рекомендации по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Письменная часть....
Методические рекомендации по подготовке команд к выступлению на всероссийских чемпионатах по автомногоборью
Методические рекомендации предназначены для улучшения и повышения качества подготовки учащихся юношеских автомобильных школ и секций к участию во Всероссийских чемпионатах по автомногоборью. Пособие п...
Подготовка учащихся к научно практической конференции
Как подготовить одаренных учеников к научно практической конференции в школе , английский язык...
Методические рекомендации по подготовке обучающихся к научно-практической конференции
Переход на новые стандарты предполагает «формировать у учащихся целостную совокупность личностных образовательных результатов посредством включения школьников в процедуры понимания, проектирован...
«Организация подготовки учащихся к научно-практической конференции»
В настоящее время знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие современного общества. Умение оперативно “ находить информацию, оценивать ее и использовать в своих ин...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...