Подготовка учащихся к научно практической конференции
статья по английскому языку на тему

Голубева Елена Николаевна

Как подготовить  одаренных учеников к научно практической  конференции в школе , английский язык

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к научно исследовательской конференции

Согласно ФГОС  важно, чтобы ученики овладели методами

учебно-исследовательской и проектной деятельности. Для этого школьники

готовят ученические проекты и проводят исследования .

Формирование исследовательских навыков находит выражение в работе , представленной на научно исследовательской  конференции учащихся.

Отличия и сходства учебных исследований и проектов

Учебное исследование и проект часто путают, особенно, когда говорят «школьный

исследовательский проект».В чём между ними разница?

Цель учебного исследования — понять явление, открыть закономерность,

увидеть причинно-следственную связь. Для этого ученик ищет факты, которые

опровергнут или подтвердят гипотезу исследования.

В проекте ребёнок придумывает новый способ решения реальной

проблемы. Чтобы создать проект, школьник изучает ресурсы, выявляет

дефициты и предлагает способ их восполнить.

И в хорошем проекте, и в качественном ученическом исследовании школьник:

сам находит проблему или ставит исследовательский вопрос, а учитель помогает

их уточнить, сузить,

ставит новые для себя задачи: опросить людей на улице, провести опыт по химии,

выступить перед незнакомой аудиторией, а учитель подсказывает, где взять

материалы, как лучше общаться с людьми,

определяет важное и оформляет материалы в отдельный продукт: текст, видео,

спектакль, устное выступление, а учитель предлагает критерии, чтобы оценить

эстетику и ясность подачи информации.

Исследование-процесс научного изучения объекта в целях выявления закономерностей возникновения, развития, преобразования; процесс выработки новых научных знаний; вид познавательной деятельности.

Выбор темы:

  • научность;
  •  актуальность (наличие смысла, пользы, факта, что ребенок сам нашёл ответы на интересующие его вопросы);
  •  оригинальность;
  • конкретность;
  •  соответствие возрасту и уровню развития.

Задача исследования:

  • научиться самостоятельно пользоваться своим умом;
  • вырабатывать на основе материала школьных предметов понимание сложных и малоизученных вопросов;
  • стремиться самостоятельно находить и самостоятельно решать вопросы, задачи, проблемы.

Алгоритм исследования:

  • постановка задачи;
  • предварительный анализ информации;
  • формулировка исходной гипотезы;
  • теоретический анализ гипотезы;
  • планирование и организация эксперимента;
  • проведение эксперимента;
  • анализ и обобщение результатов;
  • проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
  • окончательная формулировка новых фактов и закономерностей;
  • формулирование объяснений или научных предсказаний (прогнозов).

Название работы:

  • должно отражать содержание работы;
  • должно быть конкретным.

Постановка цели исследования:

  • цель- это основная проблема исследования, предвидение его результатов, то, что вы хотели бы получить в итоге;
  • может быть только одна;
  • формулировать предложения с глаголами: определить, обосновать, разработать, выявить, установить.

Определение задач исследования:

  • задачи- это этапы работы, способы достижения цели;
  • не могут повторять формулировку цели;
  • реальные и посильные.

Объект исследования:

  • это живые организмы;
  • природные объекты, явления, процессы;
  • произведения литературы и искусства;
  • исторические документы.

Предмет исследования:

  • часть объекта;
  • конкретные показатели;
  • процессы, которые подлежат изучению;

Гипотеза:

  • отвечает на вопрос: «Что будет, если…?»
  • можно обойтись без гипотезы.

Методы исследования:

  • наблюдение (продуманное, многократное, результаты фиксируются);
  • описание;
  • анкетирование (закрытые вопросы для младших, открытые для старших);
  • эксперимент (выборка из генеральной совокупности).

Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере,   нормированная, исходя из принятых в науке традиций.

В алгоритм хода исследования также входит :

• Постановка проблемы;

• Изучение теории, посвященной данной проблематике;

• Подбор методик исследования и практическое овладение ими;

• Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

• Научный комментарий;

• Собственные выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

• Теоретический анализ научно- методической литературы;

• Метод перевода с русского языка на английский язык;

• Сравнительный метод;

• Составление анкетирования для учащихся младших, средних, старших классов;

• Проведение социологического опроса;

• Изучение материалов сети Интернет;

• Интервью.

Проектная деятельность – совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов планирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Главным результатом исследовательской деятельности является  интеллектуальный

продукт,  устанавливающий  ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде (тезисы, научная статья, доклад, популярная статья,

диссертация, монография).

Главным результатом проектной деятельности является некий конкретный продукт, скорее

социально значимый, практико -ориентированный.

Требования к оформлению работ учащихся на научно исследовательской  конференции

• Объем работы – 4-8 страниц текста,  выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А-4 (плюс до 10 страниц в конце работы размещаются «Приложения» (диаграммы, таблицы, схемы, вопросы анкет или интервью, фото, иллюстрации и.т.д.)

• Текст печатается обычным шрифтом (размер шрифта – 14)

• Заголовки – полужирным шрифтом

• Текст оформляется на одной стороне листа

Типовая структура исследовательской работы:

1 Титульный лист.

2 План (простой или развернутый с указанием страниц работы).

3 Введение.

4 Основная часть.

5 Заключение.

6 Список литературы.

7 Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).

Введение

Введение имеет цель ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса, с современным

состоянием проблемы.

1 Проблема исследования.

2 Тема.

3 Объект исследования.

4 Предмет исследования.

5 Задачи.

6 Цель.

7 Задачи, в которых конкретизируется цель исследовательской работы.

Основная часть выражает основное содержание работы, его суть. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников

информации.

Заключение.

Формулировка его  требует краткости и лаконичности.

В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы. лаконичности.

Список

литературы.

Имеются в виду те источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней.

Приложение - карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки,

фото и т.д.

Требования к защите на конференции :

 

Защита продолжается в течение 5-10 минут по плану:

1.Приветствие.

2.Тема

3.Актуальность темы , обоснование выбора темы

4.Цель и задачи

5.Гипотеза

6.Этапы исследования.

7.Краткое содержание

8.Результаты.

9.Выводы.

Автору работы по окончании представления исследования комиссией могут быть заданы вопросы по теме работы.

Критерии оценивания работы:

• Актуальность работы (до 5 баллов)

• Степень использования знаний за пределами школьной программы (до 5 баллов)

 •  Соответствие структуры работы заявленному виду (исследование, творческий проект) (до 5 баллов)

Первым недостатком по этому критерию жюри считает неудачно сформулированные

темы, которые не передают суть исследуемой проблемы. Чаще тема носит описательный

характер и напоминает название реферата, который содержит лишь рассказ о каком-

либо явлении.

Главный недостаток

в исследовательской работе - это отсутствие проблемы, а, следовательно,

гипотезы и самого исследования.

в проектной работе - отсутствие продукта.

• Качество публичного выступления (до 5 баллов )

Недостатком некоторых выступлений является неумение в течение 5-7 минут рассказать о

своей работе, т.е. выделить главное и четко передать это аудитории. Вместо этого

участники могут невнятно читать текст (даже на русском языке),не соблюдая регламент.

• Качество презентации (до 5 баллов) Некоторые работы представляют собой обработку компилированной информации, не несут самостоятельно сформулированных выводов и новых знаний.

Некоторые участники выступают либо в слишком вольной, неуместной для конференции,

манере, либо были чересчур «зажаты». В части работ наблюдается несоответствие электронной презентации требованиям:

неверный выбор шрифта, фона, наличие объёмных текстов вместо тезисной подачи

материала, отсутствие звукового сопровождения в работе о музыке, отсутствие

иллюстраций.

• Соответствие регламенту (5-7 минут) (за превышение регламента снимался один балл)

Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:

· положительное отношение к ребенку; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;· признание права личности быть непохожей на других;. предоставление права на свободу выбора;. оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;. учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Выявление происходит на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей: речи, памяти, логического мышления. Учитывается также готовность самих учащихся заниматься исследовательской деятельностью. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. Учитель совместно с учащимися определяет тему, подчеркивая тот факт, что в названии темы должна быть какая-то интрига, выбор, вопрос (к примеру, «Английский паб – это трактир или пивная?», «Скажи мне, кто ты, и я скажу тебе, кто ты» и т. д.) Список страноведческих тем для исследований обширен, поскольку учебники раскрывают лишь отдельные темы. Большей частью УМК написаны языком справочников, энциклопедий и грамматических справочников, сборников.. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

III этап. Выполнение работы. Идет поиск нужной литературы, составляется план, определяются методы работы с литературой (методы анализа, сравнения, сопоставления, обобщения) и методика проведения эксперимента (методы опроса, анкетирования, математической обработки данных). Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

IV этап. Защита (анализ деятельности). Учитель и ученик обсуждают вопросы оформления работы, использование технических наглядных средств при защите работы. В последнее время стала использоваться компьютерная презентация исследовательских работ (была подготовлена компьютерная презентация работы Алены Андреевой «Скажи мне, что ешь, и я скажу тебе, кто ты», также работы Кирилла Пузанкова «Английский паб - это трактир или пивная?» и т. д.

На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.

При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов необходимо обращать внимание на следующие моменты:

Работы должны быть выполнены самостоятельно.

Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.

Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.

Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.

Работа должна иметь практический и теоретический интерес. Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала.

Немаловажное значение придается вопросу о том, как удержать внимание аудитории при выступлении.

 Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.

Учителям, руководящим подготовкой необходимо :

• изучить, понять и следовать принципам проведения исследовательской и

проектной работы,

• обращать внимание на соответствие выбранной темы возрасту и развитию

учащихся,

• изучить самим и научить учащихся применять на практике требования к

оформлению презентаций,

• давать возможность учащимся выступать перед аудиторией,

• проводить воспитательную работу с учащимися: учить с уважением

относиться к себе и аудитории, не поощрять и не пропускать заимствований

и фальсифицированных данных при проведении исследований, учить грамотно и чётко выражать свои мысли, быть аккуратно и уместно одетым.

По мнению учащихся, занятых  проектной и исследовательской деятельность, этот вид работы интересен им потому, что они самостоятельны в генерировании идей, в решении проблем. В ходе работы  над проектом учащиеся как самый интересный выделяют исследовательский этап; по тогам выполнения данных видов работ учащиеся стали оценивать выше свои возможности и способности. Отмечают, что лучше стали понимать учебный материал, и потому более успешны.

 В заключение хотелось бы сказать , что научно-исследовательская работа  - это один из самых позитивных экспериментов последних лет, и умелая ее организация способствует саморазвитию, самосовершенствованию личности ребенка, позволяет добиться стабильных результатов в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по подготовке к школьной научно-практической конференции

В данной подборке материалов вы найдеты полезную информацию о том, как правильно оформить заявку на участие в конкурсах НПК, ознакомитесь с положениями о конкурсах, найдете план защиты творческой рабо...

Сценарий выступления учащихся на научно-практической конференции

Сценарий выступления учащихся на научно-практической конференции...

Участие учащихся в научно-практических конференциях, конкурсах разного уровня

Участие учащихся в научно-практических конференциях,конкурсах разного уровня...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к научно-практической конференции

Переход на новые стандарты предполагает «формировать у учащихся целостную совокупность личностных образовательных результатов посредством включения школьников в процедуры понимания, проектирован...

«Организация подготовки учащихся к научно-практической конференции»

В настоящее время  знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие современного общества. Умение оперативно “ находить информацию, оценивать ее и использовать в своих ин...

Доклады учащихся на научно-практических конференциях.

Выступление Шульги У. 10 а класс на IX Научно-практической конференции студентов "Общество и личность" с докладом " Женские образы в литературе о войне".Выступление Лисиной В. 6 а ...

Эффективные практики работы с одарёнными и высокомотивированными детьми ( подготовка к ВОШ, научно-практическим конференциям по иностранному языку)

Из опыта работы "Обучение посредством делания". Проектный инкубатор предназначен для помощи учителям в разработке качественных учебных проектов. Участникам предлагается разработать...