«Организация подготовки учащихся к научно-практической конференции»
статья

Булаева Тамара Геннадьевна

В настоящее время  знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие современного общества. Умение оперативно “ находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека”. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avgustovskuyu_konferentsiyu_matematikam.docx42.42 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ им. И.С. Кошелева с. Лермонтово

Белинского района Пензенской области

Доклад на тему

«Организация подготовки учащихся

 к научно-практической конференции»

Выполнила учитель математики и информатики Булаева Т.Г.

2018 г.

В настоящее время  знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие современного общества. Умение оперативно “ находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека”.  Именно в школе необходимо выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Подготовка и участие в научно- практической конференции дает ученику возможность развить свой интеллект в творческой, самостоятельной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. В ходе работы над темой учащийся осознает свою значимость, “ знакомится с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность”. В ходе исследовательской деятельности у учащихся расширяется кругозор в области достижений отечественной и зарубежной науки, повышается уровень знаний и эрудиции.

Роль учителя заключается в том, чтобы научить методам и приемам научного исследования, работе с научной литературой. Немаловажную роль играет наличие опыта научной, исследовательской работы, интерес к ней у учителя – руководителя исследовательской деятельностью учеников, его стремление передать свой опыт и знания детям.

Интерес и стремление к исследовательской деятельности у учащихся не вырастают на пустом месте, для этого необходимы, как определенный уровень знаний, умений, так и наличие таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, любознательность. Важным моментом является выбор, как темы исследования, так и удачная ее формулировка, в которой должна быть видна проблема, актуальность. Если тема определена учителем совместно с учеником, то это будет мощным мотивационным фактором для успешной работы.

В последнее время в школах широкую популярность приобрёл метод проектов. Современный ученик должен уметь понимать смысл своей работы, грамотно ставить цели, последовательно идти к их достижению. Все эти и многие другие качества могут органично развиваться при использовании проектной технологии обучения как в классе, так и во внеурочной деятельности.

Правильная организация работы — важная составляющая метода. Без планирования и последовательного выполнения этапов не добиться качественного конечного результата, который бы удовлетворил и участников проекта, и зрителей, которые его будут оценивать.

Хочу поделиться опытом подготовки учащихся к научно-практическим конференциям. Таким образом, речь пойдёт об исследовательских конструктивных проектах. Особенностью такой работы является получение на выходе конечного продукта в виде презентации, экскурсии, сценария и т. д.

  • Выбираем тему

Всё начинается с выбора темы. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы, индивидуальные интересы педагога и учащегося. Название темы исследования должно быть ясным и кратким. Тут самый главный совет такой — избегайте банальности. Если объявлена общая тема «Спорт», бессмысленно писать об олимпийских или паралимпийских играх, о футболе или плавании. Процент участников, выбравших те же темы, очень высок, поэтому конкурировать будет сложно. Да и исследовать в этих направлениях практически нечего. Значит, вы рискуете превратить вашу работу в реферат, а это крайне нежелательно. Таким образом, наиболее предпочтительны темы узкой направленности, в которых звучат конкретные имена, адреса. Неплохо разработать проект на основе личного опыта учащихся, такая тема будет близка, понятна и интересна. Обратите внимание на темы-спутники. Так, например, в связи со спортом можно рассматривать и здоровый образ жизни.

  • Формулируем цели и задачи проекта

Далее следует последовательно поставить цель или цели, разработать задачи, чтобы учащиеся чётко понимали свою дальнейшую работу. Кроме того, шапку проекта можно оформить уже на данном этапе, не оставлять на потом.

  • Формирование рабочей группы проекта

Если с темой определились, необходимо грамотно сформировать рабочую группу проекта. Она может быть минимальной — преподаватель и ученик — если проект индивидуальный, и большой — если проект групповой.

  • Выбор учеников

Не следует сужать круг потенциальных участников работы отличниками. При отборе я обращаю внимание на тех учащихся, которые способны с головой уйти в исследование интересной для них темы, которые способны работать в коллективе, которых легко воодушевить. Главные качества — коммуникабельность, артистичность, ответственность и хорошая дикция.

В результате составляется визитная карточка проекта

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Булаева Тамара Геннадьевна, учитель математики и информатики

Регион

Пензенская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

с.Лермонтово Белинского района

Номер и/или название школы/ОУ

МОУ СОШ с. Лермонтово

Описание проекта

Название темы Вашего учебного проекта

Страницы русской истории на уроках математики

Краткое содержание проекта

В проекте на основе проведенных исследований и обзора литературы учащимися 7 и 8 класса рассматриваются старинные текстовые задачи  и методы их решения, выявляется роль и место старинных задач в процессе обучения математике,  кроме того, происходит знакомство с историей математики и образованием, которое получил М.Ю. Лермонтов. Решая подобного рода задачи, ученики увидят, как сложно было их ровесникам запоминать такие громоздкие правила решения задач. В ходе реализации проекта исследуются различные области человеческой деятельности и выявляются те, в которых наиболее часто приходится обращаться к решению текстовых задач - процентные вычисления, работа, движение.

Предмет(ы)

математика

Класс(-ы)

7 – 8  классы

Приблизительная продолжительность проекта

3 недели

Основа проекта

Образовательные стандарты

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение 

следующих целей:

·         овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

·         интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

·         формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

·         воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики ученик должен

уметь

·         решать линейные уравнения;

·         решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

  • Знакомство с историей математики, с образованием, которое получил М.Ю. Лермонтов.
  • Повышение интереса учащихся к изучению математики.
  •  Расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры.

После завершения проекта учащиеся смогут: 

  • анализировать, формулировать проблему, указывать пути её решения, преодолевать трудности;
  • решать задачи различными способами, проводить сравнительный анализ различных способов решения с целью выявления  более рационального.

Исследования в ходе работы над проектом будут способствовать развитию мышления учащихся, формированию следующих личностных качеств 21 века: ответственность и адаптивность, коммуникативность, креативность и любознательность, критическое и системное мышление, постановка и решение проблем, межличностное взаимодействие и сотрудничество, информационная и медиа грамотность. 

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Для чего мы обращаемся к прошлому?

Каково значение математики для каждого отдельно взятого человека?

Проблемные вопросы учебной темы

Что мог назвать М.В. Ломоносов «Вратами учености»?

Зачем нужно решать задачи?

Что значит правильно решить задачу?

Все ли задачи можно решить известными методами?

Учебные вопросы

Что такое уравнение?

Что такое корень уравнения?

Какие уравнения называются равносильными?

Какими свойствами обладает уравнение?

Что вы понимаете под текстовой задачей?

Какие методы решения текстовых задач известны?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Эвристическая беседа.

Обсуждение общего плана проведения проекта.

Направление поиска информации в Интернете.

Оценочные листы  для групп учащихся (создание презентации).

Критерии самооценки учащегося при работе в группе.

Критерии оценивания проекта.

Критерии оценивания  ученических работ.

Представление проектов.

Итоговое обсуждение.

Описание методов оценивания

В начале проектной деятельности необходимо провести оценку начальных знаний учащихся (формирующее оценивание)  с помощью презентации учителя и поддерживающей её эвристической беседы. Затем обсуждается общий план проекта и планы работы групп.

Учитывая требования образовательного стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, реферат), по которым  происходит контроль и самоконтроль в группах. По итогам работы каждой группы учителем ведётся лист продвижения по проекту, где отмечаются своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, логичность изложения и подачи информации, источники информации, творческий подход, умение делать выводы, соответствие целей результатам работы. Это позволяет своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь. В свою очередь учащимися заполняются свои листы продвижения по проекту, которые помогают им держаться в русле проекта.

После завершения работы над проектом проводится итоговое представление продуктов работы групп, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь в первую очередь оценивается  умение аргументировано выступать перед аудиторией,  участвовать в обсуждении,  задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход.

В ходе выступлений группы демонстрируют результаты своей деятельности – презентации или публикации и рефераты. Остальные учащиеся оценивают представленные работы с помощью бланков оценивания.

Завершается проект коллективным обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте?  Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах? 

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знания и умения, необходимые ученикам для участия в проекте:

Знание курса математики 1-7 классов.

Навыки подготовки и проведения презентации.

Навыки работы в сети Интернет.

Навыки поиска и сохранения информации из  сети Интернет.

Учебные мероприятия

Перед началом работы над проектом. 

Представление родителям учеников краткой информации (посредством буклета) о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу детей.

Вводный этап. 

Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.

Работа групп. 

Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам). Организация и проведение необходимых исследований. Анализ найденной информации, выбор главного. Подготовка информации для использования в работе. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов.

Корректировка проектов, подготовка к защите. 

Создание презентаций, публикаций. Самооценивание и корректировка проектов с помощью обсуждения в группах. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов.

Защита проекта. 

Защита проекта перед учителями, родителями и учащимися.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) 

Для ученика с проблемами усвоения учебного материала необходимо:

- скорректировать цели и задачи обучения;

- при работе в группе выбрать задания по силам;

- составить подробный план продвижения по проекту;

- прикрепить к нему консультанта;

- составить личное расписание, чтобы он имел возможность работать над проектом вне урока;

- разработать адаптированные материалы самооценки;

- разработать контрольные листы с индивидуальными целями и самооценкой их достижения;

- дать возможность представить свою работу в той форме, которая наиболее удобна для ученика.

Одаренный ученик

В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам ученик. Одарённый ученик выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта, ставит перед собой более сложные задачи, участвует в конкурсах и олимпиадах разных уровней.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование

 Компьютер(ы), цифровой фотоаппарат, сеть Интернет, , принтер, сканер, проектор

Технологии – программное обеспечение

Издательские системы, программы обработки изображений, веб-браузер, Текстовый редактор, мультимедийные программы, электронные энциклопедии.

Материалы на печатной основе

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5 класс. Учебник. 6-е изд.

 Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6 класс. Учебник. 6-е изд.

Макарычев Ю.Н. Макарычев Алгебра 7 класс Учебник.

Виленкин Н.Я. Современные проблемы школьного курса математики и их исторические аспекты/Математика в школе, 1988, № 4.

Чистяков В.Д.   Сборник старинных задач по элементарной математике с историческими экскурсами и подробными решениями.  

Фролов П.А. «Лермонтовские Тарханы».

Висковатый П.А. «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество» , 1891 г.

Другие принадлежности

лазерный диск,  маркеры, бумага.

Интернет-ресурсы

www.shevkin.ru

suv-school-20.edusite.ru

http://lermskola.ucoz.ru

http://www.iro.yar.ru

http://www.tarhany.ru

Другие ресурсы

Диск «Тарханы»

  • Презентация проекта

На что следует обратить внимание? Нужно учитывать, что мало провести исследование, работу нужно грамотно и презентабельно оформить и, наконец, представить на суд публике так, чтобы она осталась в памяти и заслужила высокую оценку. Последнее зачастую становится главным, т.к вашу работу прочтёт скорее всего один эксперт, который лишь напишет на неё рецензию, а за презентацией проекта будет наблюдать вся комиссия и зрительный зал, полный конкурентов.

  • Планирование работы

Теперь поговорим о планировании работы. Обычно сроки для её выполнения довольно жёсткие, если учитывать, что проводить исследование придётся без отрыва от основной учебной деятельности. Собирать материал для подготовки проекта лучше всем по отдельности, у каждого обнаружится свой взгляд на проблему, очевиден будет оригинальный подход к использованию ресурсов для поиска.

  • Координация проекта

Координировать такую работу несомненно придётся учителю, как руководителю проекта. От него требуется самое важное — следить за соответствием работы всем требованиям, которые выдвигают организаторы проекта, как в оформлении, так и в содержании. Не поленитесь тщательно изучить общие положения проекта, проверить, соответствует ли утверждённая вами тема общей цели конференции, обратите внимание на требования к конечному продукту. Дети — исполнители, основная ответственность будет лежать на вас.

План проведения проекта

Мероприятие

Ответственные

Сроки выполнения

Подготовительный этап

Установка оборудования, необходимого для введения в проект

Руководитель проекта и учащиеся

Перед первым установочным занятием

Подборка и подготовка необходимых материалов: буклет для родителей, вводная презентация.

Руководитель проекта.

Перед первым установочным занятием

Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и
получение от них согласия на работу детей в
 Интернете

Руководитель проекта.

На родительском собрании

Список необходимого оборудования

Руководитель проекта и учащиеся

При планировании содержания исследований учащихся

Исследования школьников

Проведение консультаций,  определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам).

Учащиеся, руководитель проекта

На первых занятиях.

«Мозговой штурм» в группах, обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.

Учащиеся, руководитель проекта

На первых занятиях.

Организация и проведение необходимых экспериментальных исследований. Критическое
осмысление и анализ информации, выбор главного.

Учащиеся, руководитель проекта

В течение работ над проектом

Контроль промежуточных результатов, Снабжение учеников ссылками на новые источники информации

Руководитель проекта

В течение работ над проектом

Фотосессия учащихся за работой

Учащиеся

В течение работ над проектом

Сравнительный анализ результатов

теоретических и практических исследований. Подготовка информации для использования

в продуктах (презентациях, публикациях, рефератах)

Учащиеся

В течение работ над проектом

Создание презентаций, публикаций.

Учащиеся

В течение работ над проектом

Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов.

Учащиеся

В течение работ над проектом

Защита проектов и подведение итогов

Приглашение администрации ОУ, родителей и представителей местных СМИ

Учащиеся

Перед защитами проектов

Защита проекта на открытой научно-практической конференции.

Учащиеся.

Во время защиты

Подготовка сертификатов для участников проекта

Руководитель проекта, директор ОУ

Перед защитами проектов

Отзывы приглашённых, анкетирование участников и родителей.

Руководитель проекта, учащиеся

После защиты проектов

Фотосессия защиты проектов

Учащиеся

Во время защиты

Проведение итоговой рефлексии

Руководитель проекта

После защиты проектов

Подготовка и размещение материалов о проекте на сайте школы

Руководитель проекта, учитель информатики

После защиты проектов

  • Сбор информации

На сбор информации не следует давать слишком много времени, детали, необходимые для разработки проекта, вы найдёте в ходе самого исследования. Недели вполне достаточно.

 Сегодня важно научить ученика самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов. Очень важным является умение учителя помочь учащемуся использовать ресурсы Интернета, как интерактивную систему. [1] Учитель всегда должен быть готов придти на выручку, если ученику понадобится помощь или консультация. В процессе работы над избранной темой необходимо умение не только осуществлять поиск и локализацию информации, но и способность дать критическую оценку полученной информации из различных источников.

В ходе подготовки к научно- практической конференции необходимо дать поработать с различными информационными носителями - от книги до компьютера. Важно, чтобы школьник мог постоянно использовать не только книги, журналы и статьи фондов библиотек, (каталоги при этом помогут в поиске), но и компакт - диски и Интернет, консультации специалистов, справки по телефону. Критерии оценки полученных сведений - полнота, достоверность, четкость изложения. Определенные трудности для учащегося представляет умение вести библиографические записи, правильно указывать источник информации. Своевременно данное объяснение того, как правильно цитировать используемую литературу, делать ссылки на нее, составлять список литературы, так же является залогом успеха.

  • Обсуждайте материалы проекта с другими учениками

Регулярные обсуждения проекта с детьми даёт хорошие результаты, здесь интересно мнение каждого. Часто на этапе «сырого» проекта мы делимся своими наработками со всем классом, а иногда ходим и в классы постарше. Взгляд со стороны помогает избежать ошибок, добавить что-то интересное. Этот этап работы занимает ещё неделю.

  • Продукт проекта

Теперь создаём конечный продукт проекта. На мой взгляд, это самое важное, потому как результат работы увидят все, и от его качества зависит напрямую финальная оценка. Предположим, таким конечным продуктом будет сценарий, в поддержку которого нужно сделать презентацию. Это наиболее живой компонент проекта, изменения в который будут вноситься ежедневно, пока он не обретёт идеальную для вас композицию. Определяемся с основой: Кто? Где? Когда? Зачем? Распределяем роли и вместе пишем сценарий. Мне нравится, когда ребята пишут свои роли сами, каждый за своего героя. Они таким образом «проживают» маленькую жизнь в своём образе, придумывают характер, берут ответственность за слова. Кроме текста мы сразу же пишем и комментарии: «сказал весело», «повернулся к публике», «остановился в недоумении» и т. д.

  • Работа над презентацией

Учим текст, начинаем репетиции и параллельно работаем над презентацией. Этой работе я уделяю гораздо больше времени, она является самой интересной и продуктивной. Так как особенностью проектов, которыми я занимаюсь с учащимися, является их выполнение на иностранном языке, особое внимание мы уделяем тексту. Уверенность, произношение и отсутствие ошибок — наш козырь.

Ещё один важный момент в презентации конечного продукта — интерактивность. Представьте себе зрительный зал, который смотрит двадцать презентаций подряд, пытаясь вникнуть в их суть. В лучшем положении оказывается первая пятёрка выступающих. Затем усталость, разговоры... Нужно включить зал в свою работу: «Обратите внимание...», «Вам понравилось...?», «Не правда ли...» Уверяю вас, это отлично работает.

  • Продолжительность выступления

Ну, и последнее — лимит вашего выступления. Когда проект написан, «выстрадан» и оформлен, перед вами двадцать листов печатного текста, сократить его до пятиминутного выступления кажется немыслимым, ведь важно всё. К презентации работы нужно отнестись как к рекламе. Ваша цель — заинтересовать, воодушевить, ничего более.

6. Оформление работы. Основные части:

1. Введение (проблема, актуальность, цель, задачи, гипотезы)

2. Материал и методика исследования.

3. Результаты работы (должны быть ссылки на приложение) и их обсуждение.

4. Выводы.  Основные выводы приводятся в порядке от общих к более частным, от более значимых к менее значимым. Можно их пронумеровать. В выводах не должно быть общих фраз, например «в работе изучено…» (далее идет перечисление); это не выводы, а запоздалая дань введению, где не были определены цели исследования. Общие выводы в заключении не должны повторять выводы по отдельным разделам работы.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-практическая ученическая конференция "На вешенской земле"

Конференция региональной направленности  знакомсит с историей малой Родины, природой ее окружающей, с картинами художников, которые изображали красоту родного края. В материале представлен сценар...

научно-практическая ученическая конференция "И отблеск твой горит и ныне...", посвященная М.В. Ломоносову

Сценарий конференции расчитан на 8-11 классы. мероприятие было подготовлено к 300-летию Ломоносова...

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...

Проектная деятельность в подготовке к научно-практической конференции школьников

Исследования и проектная деятельность учащихся является способом достижения важной цели: научить детей самостоятельно мыслить, ставить  и решать проблемы, уметь прогнозировать различные рез...

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Сборник материалов научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных органи...