Сюжет, как основа фотографии.
материал (5, 6 класс) на тему

Васильева Людмила Ивановна

"Сюжет есть во всем. В каждом сюжете есть ритм. В чувстве такого ритма и заключается смысл. Фотография - это фиксация такого смысла, который существует сам по себе". Андре Кертеш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhet6.docx970.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сюжет, как основа фотографии

«Сюжет есть во всем. В каждом сюжете есть ритм. В чувстве такого ритма и заключается смысл. Фотография – это фиксация такого смысла, который существует сам по себе»    

                           Андре Кертеш

Раскрытие темы предполагает 3 занятия.  

Цель: развить навык  видеть,  формулировать  сюжет, и передавать его при создании собственных работ.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление об особенностях искусства фотографии,
  • познакомить с выразительными средствами фотографии,
  • развить навык анализа содержания фотографического произведения,
  • развивать творческое мышление и эстетические чувства у учащихся,
  • воспитывать любознательное отношение к миру фотоискусства,
  • способствовать применению полученных навыков и знаний при создании собственных фоторабот.

Участники: учащиеся 5 классов

Для изучения темы используется многоканальный метод.

  • Репродукции картин и фотографий
  • Фильм «Золушка» (отрывок)
  • Письменные и Интернет источники
  • Фотографии учащихся

Урок 1

 Учитель: 

- Ребята, сегодня мы поговорим о таком важном явлении в фотографии, как сюжет. Что же это такое?

Фотография это индивидуальное искусство. Фотограф через фотографии передаёт своё понимание мира природы, вещей, человека. Каждый из вас, если возьмёт фотоаппарат, по-своему увидит окружающий мир, отобразит мгновение. 

Например, вы увидели после дождя яркую, сочную радугу. Сколько эмоций, ощущений вы испытываете при этом! Вам хочется поделиться ими,. и у вас рождается идея запечатлеть ее в фотографии, так, чтобы передать через нее ваши эмоции. А если вы добавите в кадр немного недосказанности, то зритель, которому вы ее потом покажете,  наверняка начнет фантазировать и додумывать вашу историю. Это и есть сюжет - ваши мысли и ощущения, которые вы смогли передать при помощи фотографии, и история, которую увидел ваш зритель.

Наличие сюжета является самым важным в фотографии и влияет на «интересность» фотографии.

Для грамотного построения кадра не обязательно быть виртуозом, достаточно спросить себя:

  • О чем будет эта фотография?
  • Кто или что играет главную роль в сюжете?
  • Какое тут должно быть настроение?
  • Что увидит, подумает, почувствует зритель?

Давайте обратимся к работам художников  и фотографов, узнаем о чем говорит автор и постараемся рассмотреть  сюжет произведения.

Учитель предлагает учащимся для рассмотрения репродукции картин и фотографий.

Учащиеся изучают раздаточный материал, высказываются о том, что они видят, чувствуют, как выстроен сюжет (идея) художника, и что хотел передать автор.

I. Поиск сюжета. От картины до фотографии.

Фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. В качестве иллюстрации этого учитель предлагает рассмотреть:

  • Репродукции картин художников
  • Репродукции фотографий Карла Буллы и Андре Кертеша

http://img-fotki.yandex.ru/get/9825/46980979.113/0_d7259_62c54de6_orig                        Tcy;олстой Лев Николаевич (портрет Ге) | Толстой Лев Николаевич | Русская портретная галерея                                Мстислав Добужинский.                                         Николай  Ге.  Портрет Л.Н. Толстого  1884 г                                                                          
Фото К. Буллы. 1900-е 

 

http://www.razlib.ru/istorija/povsednevnaja_zhizn_peterburga_na_rubezhe_xix_xx_vekov_zapiski_ochevidcev/i_043.jpghttp://www.razlib.ru/istorija/povsednevnaja_zhizn_peterburga_na_rubezhe_xix_xx_vekov_zapiski_ochevidcev/i_036.jpg

Картина Конки. М. В.  Добужинский. 1909 г

.

Конка у здания Фондовой биржи на стрелке        

Васильевского острова. Фотография К. Буллы. 1906 г.

îàäêÇÆàèÇ:Курсы:МХК:выпускная работа:Bulla_street.jpgFcy;ёдор Шаляпин поёт с листа на репетиции в зале народного дома. 1913 г.               

Фёдор Шаляпин поёт с листа на репетиции            Улица. К. Булла

в зале народного дома. Фото К. Буллы. 1913 г.

   

                 

Фотографии Андре Кертешhttp://www.si-foto.com/wp-content/gallery/kertesz/kertesz-19.jpgа

http://www.si-foto.com/wp-content/gallery/kertesz/kertesz-16.jpg


Урок 2

II. Кинематограф

  1. Вступление учителя

Учитель:

-Также как книга для писателя, музыка для музыканта или картина для художника, кино для режиссёра – это способ выражения собственных мыслей, чувств и желаний. Подчеркнем для себя – «мыслей и чувств».

Кино выросло из фотографии.

В 1895 Люмьер изобрёл киноаппарат для съёмки и проекции "движущихся фотографий", пригодный для коммерческого использования. Первые кинофильмы состояли из одного плана, редко превышавшего одну минуту по продолжительности. Это действительно были "движущиеся фотографии".

Технологические истоки указывают на две принципиальные составляющие кинематографа: фотография (фиксация световых лучей) и движение (динамика визуальных образов). Фотографический принцип связывает кино с изобразительной традицией, идущей от живописи, то есть связывает кино с идеей искусства.

Учитель:

- Не будем останавливаться на истории кинематографа, это не наша цель. Важно другое. Кино и фотографии требуют обязательного соучастия зрителя в их восприятии. Фотография — это видение мира глазами фотографа. Точно так же происходит и в кино, которое отражает взгляд и позицию режиссера.

- Для фотографа, как и для режиссера важное значение имеет сюжет. Давайте посмотрим отрывки из фильма «Золушка». Фильм возможно не так динамичен, как современное кино, но мы можем увидеть насколько хорошо в его сценах передается настроение героев, их чувства и переживания.

  1. Просмотр отрывков  из кинофильма «Золушка».  

Учитель показывает учащимся отрывки из фильма.

  1. Обсуждение просмотренных сюжетов.

Предложенные учителем сцены из фильма обсуждаются с учениками с точки зрения того, как передан сюжет.

III. Самостоятельная работа. Источники.

К следующему занятию учащиеся знакомятся с источниками, предложенными учителем:

Также учащиеся приносят свои фотографии с видами города, близких людей, памятных событий.

Урок 4.  Итоговое занятие.

  1. Коллективный просмотр и обсуждение фотографий учащихся.

При обсуждении не должна выноситься оценка работ. Это не является целью обсуждения. Учащиеся должны быть предупреждены об этом.

Учащиеся анализируют работы друг друга, рассматривают как и насколько удачно раскрыт сюжет на их фотографиях.

Во время анализа работ, учащиеся отвечают на вопросы:

  • О чем  эта фотография?
  • Кто или что играет главную роль в сюжете?
  • Какое тут настроение?
  • Что, по их мнению, хотел сказать автор?
  • Что увидел, почувствовал зритель?

В коллективном просмотре важно акцентировать внимание на том, что увидели другие, в сравнении с тем, что хотел сказать автор.

  1. Анализ фотографий Карла Буллы и Андре Кертеша.

 Анализируя фотографии метров, учащиеся учатся у мастеров технике передачи сюжета. Анализируют, пересказывают свое видение того, что хотел сказать автор. Какие методы, какие способы передачи своих идей, чувств, настроений использовал фотограф.

  1. Заключение.

Учитель подводит итоги работы на занятиях по данной теме.

Занятия по данной теме позволили учащимся узнать, что такое сюжет и его важность в изобразительном искусстве, фотографии и в кино. Учащиеся получили навык анализа сюжета фотографий. В результате работы узнали методы и способы раскрытия сюжета, которые использовали знаменитые фотографы. В дальнейшем это поможет учащимся в совершенствовании мастерства в области фотографии.

Источники:

  • Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л.: Лениздат, 1991. 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [л] в связной речи на основе сюжета сказки "Золушка"

Подгрупповое логопедическое занятие проводилось в 5 классе с учащимися с легкой умственной отсталостью на этапе автоматизации звука. Разработка содержит  план-конспект занятия и презентацию...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы фотографии»

Образовательная программа «Основы фотографии» реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными  технологиями. Визуальные  технологии заняли прочное место в жизн...

Автоматизация и дифференциация звуков р и р*на основе сюжета сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Основы техники фотографии и фотомастерства»

Основная цель программы – на основе интереса подростков к фотографии развивать духовный мир воспитанников, формировать у них потребность в самосовершенствовании и создавать условия для реализаци...

Презентация урока математики в 5 классе на теме: "Делимость произведения,суммы и разности" . созданная на основе сюжетов из мультфильма "Маша и Медведь".

Презентация красочная и увлекательная для детей 5 класса ,на основе мультфильма,который любят все дети....

В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКУ. УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ 2019-2020 «Монологическое высказывание на основе описания фотографии»

Система оценивания монологического высказыванияПри оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность...