Конспект урока на тему: И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести.
план-конспект занятия по литературе (8 класс)

Плотникова Татьяна Григорьевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_8_klasse_i.s._turgeneva_asya_.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет:  литература

Класс: 8

Тема: И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер

повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. 

Предметные: подготовить учащихся к восприятию повести «Ася», познакомить их с фактами биографии и творчества писателя; изучить историю создания повести

Метапредметные : умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; умение осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков. 
Оборудование: учебник

Ход   урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний

Анализ проверочной работы

3. Мотивация учебной деятельности

    - Сегодня мы познакомимся с краткими биографическими сведениями о жизни Тургенева, побываем на Родине Ивана Сергеевича и начнём знакомство с его повестью «Ася».

4. Целеполание. Постановка темы и целей урока

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова Тургенева: «У счастья нет завтрашнего дня... У него есть настоящее - и то не день - а мгновенье».

(И.С. Тургенев, повесть «Ася»)

-- Как вы понимаете эти слова?

Да, действительно, человек всегда стремится быть счастливым, иногда нам кажется, что мы будем счастливее после того, как повзрослеем, после того как влюбимся, после того , как выйдем замуж или после того, как купим машину, квартиру , дорогую вещь, но у счастья нет завтрашнего дня, потому что счастье – это и есть наша жизнь, нужно стремиться находить счастливые моменты в каждом дне, часе, минуте, в каждом мгновении. Это слова из самой повести

5. Открытие нового знания

1) Ознакомление с биографией И.С.Тургенева

- Особое место в жизни Тургенева занимало его имение – Спасское – Лутовиново. Здесь, в Спасском, в окружающих его лесах и лугах, Тургенев учился любить простую русскую природу, ценить и уважать человеческие чувства. О дорогом ему Спасском Тургенев говорил: «Я провёл здесь лучшие годы своей жизни». Он знал каждый уголок своего парка. Мне очень хочется, чтобы и вы увидели это замечательное место.

- Сейчас я приглашаю вас на небольшую экскурсию в имение И.С. Тургенева Спасское – Лутовиново.

- Конечно, человек, выросший вокруг такой красоты, просто обязан был стать творческим, здесь И.С.Тургенев написал большую часть своих романов. Его произведения переведены на все языки мира.

2) Знакомство с историей создания повести «Ася». 

- Вторая часть нашего урока посвящена повести «Ася».

Любовь, любовь - загадочное слово.

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всём старо ты или ново?

Томленье духа ты или благодать?

- Я не случайно начала наше знакомство с повестью с чтения этих стихотворных строк. Как вы думаете, почему? Да, главное в нем – любовь. Любовь... Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом вспоминая рождение вечно юного чувства - любви.

Как справится с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь - это что такое? Мир меняется для того, кто полюбит! Краски становятся ярче, звуки отчётливее! Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра.

-В повести Тургенев передал не события, которые происходили с ним и с Виардо в годы их дружбы, настроение и чувства, которые были у Тургенева по отношению к Виардо. Конечно, это повесть о любви, о любви безответной, такой, какая была между писателем и певицей.

Большу роль в их отношениях сыграла музыка, современники утверждают, что влюбился Тургенев в Виардо под звуки «Вокализа» Рахманинова – прослушайте отрывок.

- Вот так без слов музыка способна творить чудеса.

6. Закрепление нового  знания

1)  Работа с высказываниями критиков о повести «Ася». Двойной дневник.

- Мы ещё не читали повесть, но я предлагаю вам поработать с высказываниями критиков о повести «Ася». В первой колонке записано высказывание, выберите то, которое вам ближе и во второй колонке прокомментируйте, как вы его понимаете.

высказывание

ваш комментарий

в том величие и обаяние «тургеневской любви», что она развивается как подготовка души к самопожертвованию, как предчувствие заветной бури… (А.Горелов)

в «тургеневской любви» томящаяся душа обретет свое всечеловеческое счастье… (А.Горелов)

Тургенев был убежден, что любовь сопряжена с наивысшим подъемом чувств. (С.Шаталов)

ля проверки крепости и богатства натуры своих героев он непременно ставил их в центр любовных переживаний… и сразу обнаруживалось, есть ли у героя «натура» или нет ее и вместо нее «одна голова»

(С.Шаталов)

От новой повести Тургенева «веет душевной молодостью, вся она — чистое золото поэзии». (Н.А. Некрасов)

- О чём повесть? (о любви)

- Да, любовь – это самое светлое, чистое, высокое чувство на земле, человек, испытавший это чувство становится лучше, мудрее, счастливее, он начинает понимать, что «У счастья нет завтрашнего дня... У него есть настоящее - и то не день - а мгновенье». Цените и берегите эти мгновения. Любовь бывает счастливая, взаимная и безответная.

2)  Словарная работа. (записать в тетрадь)

Повесть - эпическое произведение по своему объёму, по количеству действующих лиц и изображаемых событий больше рассказа, но меньше романа. Чаще всего содержание повести составляет история одной человеческой жизни, связанная с судьбами других людей.

Фабула - содержание событий в их последовательности

7. Домашнее задание.

 Дочитать повесть «Ася». 

 Написать мини-сочинение по теме: «У счастья нет завтрашнего дня…»

 

8. Подведение итога урока. Рефлексия

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что вы запомнили с урока?

- Что вы нового узнали?

Закончите предложение

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…



-




1.Биографическая справка. Распределите информацию в колонки таблицы.

Он родился в Орле 12 октября 1818 года, и детские годы провёл в орловском поместье матери, Варвары Петровны, в селе Спасском. В поместье царил деспотичный, жестокий произвол его суровой хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами. Именно здесь, добрый и мягкий от природы, Иван Сергеевич научился ненавидеть крепостничество, и после смерти матери многих ее слуг отпустил на волю.

Здесь же он, в окружающих его лесах и лугах, учился любить простую русскую природу. О дорогом ему Спасском Тургенев говорил: «Я провел здесь лучшие годы своей жизни».

В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки. И в отличие от некоторых дворянских домов в семье Тургеневых хорошо говорили и писали на русском языке. В 1827 году семья переехала в Москву. В 1833году Иван Сергеевич поступает в Московский Университет.

Тургенев учился на историко-филологическом факультете, увлекся литературой.

В 1838 году Тургенев отправился «доучиваться в Берлин», как писал позднее. На родину вернулся в мае 1841 года. В 1842 году Иван Сергеевич поступил на службу в канцелярию Министерства Внутренних Дел, но вскоре разочаровался в этой деятельности и в 1845 году вышел в отставку, посвятив себя литературе.

Обычно летом Тургенев уезжал на родину, в свое Спасское-Лутовиново.

Это давало ему силы для творчества, вдохновляло. Он писал С.Т. Аксакову из деревни, что «стал ближе к народу» в 1852 году Тургенев был месяц под арестом, а потом сослан в Спасское под надзор полиции за статью на смерть Н.В.Гоголя и антикрепостническую направленность первых своих произведений, среди которых были «Записки охотника».

С 1843 года жизнь И.С.Тургенева была тесно связана с семьей французской певицы Полины Виардо. Он много времени проводит во Франции, в парижском доме и на вилле семьи Виардо. Тургенев был в восторге от голоса и таланта певицы. Он полюбил Полину и сохранил свое глубокое чувство до конца своей жизни.

Живя за границей, Тургенев регулярно приезжал в Россию. Забота о русской литературе была для него главной целью жизни. Он пропагандировал за границей русскую литературу, особенно произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого.

А в России Иван Сергеевич. В свою очередь, пропагандировал творчество известных французских писателей, таких, как Мериме, Мопассана и любил Флобера.

Известность Тургенева как писателя росла с годами, пьесы, романы, в которых освещает жизнь различных слоев общества. Это романы «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети». «Стихотворения в прозе» - одно из последних произведений писателя. Он был писателем, гражданином, противником рабства и насилия. Он любил Россию, ее природу и людей, и в последние годы, вспоминая о своей жизни, Тургенев сказал: «Я всегда был рад сделать все, что могу».

Умер Тургенев 3 сентября 1883 года во Франции. Гроб с телом Тургенева перевезли в Россию. 9 октября. Состоялось погребение Тургенева на Волковом кладбище в Петербурге.


История создания повести «Ася»

4. Три повести: «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды» - Тургенев написал о первой любви. В основу «Аси» легли биографические черты.

1. Вслушаемся в рассказ писателя о том, как появилась у него мысль о рассказе «Ася»: «...Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером от нечего делать вздумал я поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Ни о чем не думая, лежал я в лодке, дышал теплым воздухом, смотрел кругом. Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом 56.с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего — высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она 17. в этом домике, какие ее отношения к старухе,— и так тут же, в лодке, и сложилась у меня фабула рассказа...»

Повесть впервые опубликована в «Современнике» в 1858 году с подзаголовком «Рассказ Н. П.». На черновике Тургенева помечено, что работа над произведением началась в июне 1857 года и закончена в ноябре того же года. Прототипом Аси современники счи78.тали «лицо, близкое автору». Сам автор свидетельствовал, что писал «Асю» очень горячо, чуть не со слезами.

- Кто же это «лицо, очень близкое автору»?

90. Дело в том, что с 1843 года жизнь И.С Тургенева была тесно связана с семьёй французской певицы Полины Виардо. Тургенев был в восторге от голоса и таланта певицы. Он полюбил Полину. Но она была замужем и верна своему мужу, эта любовь осталась 61.безответной, но Тургенев пронёс её до конца жизни.

Ивану Сергеевичу Тургеневу исполнилось 25 лет, когда он стал одним из самых восторженных поклонников знаменитой итальянской певицы. Их знакомство превратилось в дружбу, длившуюся 40 лет. Почти все эти годы Тургенев жил за границей неподалёку или 89.даже в одном доме с семейством Виардо.

Первая встреча Ивана Тургенева и Полины Виардо-Гарсиа состоялась 1(13) ноября 1843 года в Петербурге. Виардо исполняла роль Розины в опере «Севильский цирюльник». Эта роль считается вершиной её искусства Виардо приезжала в Россию два сезона - 1843/1844 и 1844/1845. Первые её выступления прошли с огромным успехом. 34.Аполлон Григорьев посвятил ей восторженное стихотворение «Чадо пламенного юга».

Письма Ивана Тургенева к Полине Виардо – ценный источник сведений о его духовной жизни, своеобразные дневниковые записи. По некоторым данным, таких писем существует около 500. После смерти писателя Виардо много сделала для сохранения памяти 12.о нем. В письме 5 декабря 1870 г. Тургенев писал:

«Ваше отсутствие причиняет мне физическое страдание – словно мне не хватает воздуха; это какая-то тайная и глухая тоска, от которой я не могу избавиться и которую ничто не может рассеять. Когда Вы здесь, моя радость спокойна…»

23.Любовь к Полине Виардо озарила и подчинила себе всю жизнь Тургенева. Он никогда не был женат, не имел семьи, грелся у чужого очага. Всю жизнь любил замужнюю женщину. Только любил.
70.Позже он напишет: «Любовь сильнее смерти. Сильнее страха смерти. Только ею, только любовью движется жизнь».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.С. Тургенев. Личность, судьба, творчество.

Презентация по теме: "И.С. Тургенев. Личность, судьба, творчество"....

разработка урока по теме "И.С.Тургенев Жизнь и творчество

начало творческой деятельности писателя, история создания рвссказа "Муму"...

Конспект урока по теме "Жизнь, творчество и личность М.А.Булгакова. Знакомство с романом "Мастер и Маргарита"

В данном конспекте содержатся цели урока и его оборудование, тезисно представлена биография и творческий путь М.А.Булгакова, а также выступления учащихся с кратким и сообщениями....

План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

                                          План-конспект  урока  литературы...

Конспект урока по теме: И.С. Тургенев. «Муму»: Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)

Цель урока: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов...

Конспект урока по теме: И.С. Тургенев. Рассказы героев «Бежина луга»

Показать мастерство Тургенева в создании портретной характеристики....

Конспект урока по литературе для 9 класса Тема : И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви.

Конспект урока по литературе для 9 класса Тема : И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви. p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; background: transparent } ...