Формирование семейных ценностей у подростков посредством применения личностно-ориентированной коммуникативной технология «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета» (из опыта работы)
статья
Формирование семейных ценностей у подростков посредством применения личностно-ориентированной коммуникативной технология «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета» (из опыта работы)
Технология «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета» апробирована педагогами дополнительного образования на занятиях в объединениях ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга: «Медиаграмотность», «Социальное проектирование» и на уроках литературы в 7 классах СОШ Московского района. Количество участников в группах было различно - 12, 25 и 60 чел. в возрасте от 13 до 17 лет. Тематика затрагивала вопросы ценностных ориентаций, обучающихся: личных, семейных и коллективных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_semeynyh_tsennostey_u_podrostkov.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование семейных ценностей у подростков посредством применения личностно-ориентированной коммуникативной технология «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета» (из опыта работы)
Мартынова Марина Владимировна,
методист методического отдела
ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района
Санкт-Петербурга
Технология «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета» апробирована педагогами дополнительного образования на занятиях в объединениях ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга: «Медиаграмотность», «Социальное проектирование» и на уроках литературы в 7 классах СОШ Московского района. Количество участников в группах было различно - 12, 25 и 60 чел. в возрасте от 13 до 17 лет. Тематика затрагивала вопросы ценностных ориентаций, обучающихся: личных, семейных и коллективных ценностей.
Остановимся на анализе результатов занятия с использованием данной технологии с группой обучающихся 13-14 лет. Для проведения занятия была выбрана тема «Семейные ценности». Сравнительный анализ результатов рефлексивной диагностики обучающихся, проведенной вначале занятия и в конце, при подведении итогов, показал качественные изменения в представлениях детей о значимых для каждого из них семейных ценностях. Для рефлексивной диагностики (третий этап технологии) использовалась «Сфера крепкой семьи» в виде нарисованного на листе бумаги круга, разделенного на 8 секторов, в который обучающиеся должны были вписать значимые лично для них семейные ценности, а затем проранжировать их по степени важности от 1-самой важной, до 8 – менее важной.
При заполнении «Сферы крепкой семьи» детьми были выделены следующие ценности (табл. 1).
Таблица 1. Семейные ценности, значимые для подростков 13-14 лет (61 чел.)
№ | Группа ценностей №1 (используемые большинством) | % от общего числа участников | № | Группа ценностей №2 (менее используемые) | % от общего числа участников | № | Группа ценностей №3 (редко используемые) | % от общего числа участников |
| Любовь | 83.61 |
| Память о предках | 29.51 |
| Совместная деятельность и интересы | 8.20 |
| Уважение | 77.05 |
| Традиции | 29.51 |
| Дети | 6.56 |
| Взаимопомощь | 70.49 |
| Трудолюбие | 26.23 |
| Искренность | 6.56 |
| Доверие | 67.21 |
| Поощрение | 19.67 |
| Терпение | 6.56 |
| Почитание старших | 63.93 |
| Послушание | 19.67 |
| Домашние животные | 3.28 |
| Забота | 49.18 |
| Наказание | 18.03 |
| Взаимность | 3.28 |
| Взаимопонима-ние | 42.62 |
| Честность | 18.03 |
| Вера | 1.64 |
| Верность | 40.98 |
| Материаль- ные ценности | 18.03 |
| Вежливость | 1.64 |
Доброта | 18.03 | Воспитанность | 1.64 | |||||
Удовлетворение | 1.64 | |||||||
Уступчивость | 1.64 |
В результате использования технологии, часть подростков в ходе дискуссии изменила свои представления о ценностях крепкой современной семьи (гистограмма №1). Увеличилось количество детей, которые обратили внимание на ценности третьей группы, такие как, искренность, терпение, дети, совместная деятельность и интересы, стало меньше обучающихся, считающих ценностями семьи поощрение, наказание и послушание (вторая группа). При этом результаты ранжирования не изменились. Самой важной семейной ценностью для подростков является «ЛЮБОВЬ» (72% участников поставили ее на первые три места ), далее следует «УВАЖЕНИЕ» (36%), потом – «ДОВЕРИЕ» (29%) и «ПОЧИТАНИЕ СТАРШИХ» (29%).
Гистограмма №1. Изменение представлений подростков 13-14 лет о значимости семейных ценностей
Таким образом,можно считать, что воспитательные задачи по формированию семейных ценностей у подростков посредством использования личностно-ориентированной коммуникативной технологии «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета» были решены.
Однако, в результате анализа всех проведенных занятий были выявлены следующие риски организационного порядка:
Риск первый. Подросткам при использовании глубоких метафор сложно осознавать их смысл, а затем выходить на необходимое педагогу умозаключение. Поэтому использовать данную технологию рекомендуется с детьми от 13 лет и старше с достаточно развитым образным мышлением или использовать метафоры простые для понимания.
Риск второй. Существуют метафоры, которые сложны для демонстрации сюжета. В данной технологии необходимо использовать метафоры, легкие для моделирования.
Риск третий. Использование данной технологии без учета специфики количественного и возрастного состава участников негативно сказывается на результате.
Педагогу особенно необходимо обратить внимание на эти параметры при подготовке занятий по темам, направленным на формирование ценностных ориентаций подростков. Поэтому применять данную технологию на этих занятиях рекомендуется
• с учащимися от 15 лет и старше, в связи с тем, что данная тематика для них становится наиболее актуальной,
• в группах не более 30 чел. (лучше – 15 чел.), это обусловлено тем, что данные темы требуют от педагога создания особой атмосферы открытости и доверия, что при проведении мероприятий с большими группами трудно осуществимо.
Риск четвертый. Эффективность достижения цели технологии падает, если педагог не обладает достаточным уровнем знаний в области возрастной психологии и психологии личности, и не умеет применять эти знания на практике. Поэтому важно учитывать квалификацию педагога.
Таким образом, учитывая все риски и возможности личностно-ориентированных коммуникативных технологий и, конкретно, технологии «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета» можно и необходимо использовать их, как эффективное средство воспитания обучающихся и формирования у них представлений, необходимых им для дальнейшей жизни
Литература:
- Акопян Марина Артавазовна Диссертация «Личностно-ориентированная направленность коммуникативных технологий обучения студентов педагогического вуза». Сайт Диссертации России. Раздел Педагогические науки. Теория и методика профессионального образования. Режим доступа: http://www.dslib.net/
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.-352с.
- Самоукина Н. Личностно-ориентированное обучение как актуальный вопрос современного образования // Практический психолог в школе. № 4, 2007. С. 44- 51
- Сайт Федеральный государственный образовательный стандарт Режим доступа: https://fgos.ru/?ysclid=m3wstzkzx275185396
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. Издательство: Академический проект, Москва, 2023 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические основы формирования семейных ценностей у детей и подростков.»
Проблемы в сфере семейного воспитания, последствия кризиса семьи, условия, необходимые для формирования семейных ценностей, работа с родителями....
«Формирование семейных ценностей у детей и родителей посредством использования метода активного обучения в системе ДОД»
Тренинг «Традиции моей семьи»Цель: Создать условия для осознания ценности семьи, и семейных традиций, объединяющих родных и близких.Задачи: - способствовать укреплению взаимоотношений учащи...
Обобщение опыта по теме "Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через применение личностно-ориентированного подхода к обучению на занятиях по иностранному языку"
Для современной жизни, при убыстрении социальных ритмов и нарастании объёма информации, интенсификации социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессио...
Результаты проведения опроса «Проявление семейных ценностей в поведении супругов» (диагностика формирования семейных ценностей у подростков). Мартынова М.В., Тихонова Е.В., методисты ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб
Из опыта работы. Диагностика формирования семейных ценностей у подростков....
Обобщение опыта работы педагогов по формированию семейных ценностей.
В статье представлены формы и методы работы с семьей, организованных в урочное и внеурочное время. Представлен опыт педагогов МБОУСОШ п. Таежный...
Опыт работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка с осуществлением/ на основе применения личностно-ориентированного подхода»
Мною выстроена системная работа, в результате которой развитие коммуникативных навыков осуществляется через общую коммуникативную направленность урочного взаимодействия с осуществлением во внеурочной ...