Разработка технологической карты урока.
учебно-методическое пособие по теме
Разработка технологической карты урока - это способ графического проектирования урока, таблица позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержаниеучебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся и деятельности учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_tehnologicheskoy_karty_uroka.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка технологической карты урока
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
В том или ином варианте технологические карты давно используются учителями. Пример технологической карты урока, разработанной в ГОУ "Прогимназия № 45" г. Москвы, представлен в приложении 1.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся (приложение 2).
Приложение 1
Пример технологической карты урока
Ф.И.О. учителя:
Класс:
Дата:
Предмет: русский язык
Тема урока: "Слова с непроизносимыми согласными".
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
изучить орфограмму "непроизносимые согласные";
вывести способ проверки данной орфограммы;
развить коммуникативные навыки обучающихся.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | |||||
Постановка темы и цели урока | 2 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | На доске написаны слова "гру. ..ный", "грустный" и текст по пунктам: 1. Признаки орфограммы. 2.Какие бывают 3.Как проверить? 4.Словарь. 5.Проверь себя | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | ф | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Дописывают [ст] на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма, формулируют тему и задачу урока | ||
Освоение нового материала | Непроизносимые согласные | 3 | Выявление обучающимися признаков орфограммы, развитие умения находить в словах непроизносимые согласные | Те же слова на доске, правило в учебнике | Наблюдение, работа с текстом (сравнение) | ф | Указывает объект наблюдения | Называют "опасные" сочетания звуков [сн], [зн], непроизносимые согласные буквы ("т", "д"), читают правило, добавляют букву"л" | |
Способ проверки | Подведение детей к самостоятельному выводу способа проверки орфограммы | Для сравнения предлагается слово "грусть", правило в учебнике | Наблюдение, работа с текстом (сравнение) | ф, п | Организует подводящий диалог, уточняет правило | Записывают однокоренные существительные, выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют [ел'] | |||
Проверка понимания способа действия | На доске слова: "ярое... ный", "вкус... ный" | Доказательство | ф | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов | ||||
Первичное закрепление нового материала | 4 | Освоение способа проверки | Листы со словами (3 набора с разными словами). Пример одного набора слов: "чес...ный","вкус... ный", "лес.ница", "хвас.ливый" | Самостоятельная работа, рефлексия. контроль | г | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди вписывают букву. доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию | ||
Самопроверка | 5 | Выявление словарных слов Осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы | Слова "лестница". "праздник", "чувство" Пять слов с листов групповой работы и одно новое слово | Хоровое чтение Диктовка, самопроверка. самооценка | г и | Помещает слова на доску Диктует слова | Читают хором с листов групповой работы Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят констатирую щую оценку | ||
Подведение итогов | 6 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | План на доске. составленный в начале урока | Рефлексия, контроль | ф | Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения |
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):
обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала /отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть):
репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока:
урок достиг поставленных целей
Приложение 2
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на... Формулирует задание... Напоминает обучающимся, как... Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения... Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Диктует. Дает: комментарий к домашнему заданию; задание на поиск в тексте особенностей... Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу о... Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в... Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова и т. д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют... Обосновывают выбор написания... Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие... Выявляют закономерность... Анализируют... Определяют причины... Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают... Читают текст. Читают план описания... Подчеркивают характеристики... Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют... Слушают доклад, делятся впечатлениями о... Высказывают свое мнение. Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка
Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.
Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...
Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".
Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....
Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...
Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 3 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»
Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не тол...
Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 5 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»
Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не только на...