Выступление на ГМО
материал на тему
Предварительный просмотр:
Для своей работы я выбрала метод доктора педагогических наук, профессора, заслуженного учителя РФ В.В. Шогана. Он предлагает новую, личностно-ориентированную технологию построения уроков истории. Обращаясь к культурно-историческому явлению, соотнесённому с предметной темой, строятся новые типы уроков: урок-образ, урок логического мышления, урок настроения, урок самостоятельного действия, урок актуализации и проповеди. Постепенно, я пытаюсь вводить данную методику на своих уроках, и эти уроки вызывают интерес у учащихся.
Итак, личностно - ориентированная технология урока предлагает как обращение к культурно-историческому явлению, соотнесённому с предметной темой, расположенные в следующем порядке новые типы уроков:
- Урок – образ, создающий условия, в которых личностный опыт детей очищается от бытовых нагромождений и восходит на уровень символов и знаков явлений истории и культуры.
- Урок логического мышления, создающий условия для восхождения от тенденций детского логического опыта к «чистым» формам мышления.
- Урок настроения создаёт условия для восхождения детского сознания от тенденций личностных смысловых переживаний через личностные смыслы жизни персон истории и культуры к переживанию «чистых» смыслов бытия.
- Урок самостоятельного действия создаёт условия для восхождения от стихийного действенно – волевого опыта ребёнка к «чистому» смыслу действий и поступков. На этом уроке осуществляется синтез всех состояний, возникавших на предыдущих этапах, которые далее запечатлеваются в устойчивых структурах детского сознания.
- Урок актуализации и проповеди. Урок создаёт условия для перевода пережитого школьниками опыта «чистых» состояний сознания в реальность рационально – логических и нравственных поступков. Здесь главным является направленность детского сознания на гармонизацию среды в свете идеалов, запечатлённых детьми в конкретной предметной теме.
1. Урок-образ – это первый этап каждой новой темы. Тема включает в себя всю совокупность новых типов уроков, но начинается с урока-образа. К примеру, в теме: «Древний Египет» в V классе первый урок представляет собой символическую совокупность будущих шести уроков темы. В теме: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» в IX классе первый урок-образ есть опережающее целостное символическое начало всей темы. Так как урок-образ начинает тему, то он представляет собой двуединую направленность. Во-первых, в уроке осуществляется опора на личностный опыт школьников, который соотносится с предметным содержанием всей темы. Во-вторых, урок открывает возможности детского сознания, в которых возникают опережающие, символические, рациональные, смысловые и событийные «чистые» в своей энергетике представления о теме в целом. Результатом урока-образа по существу и является целостное опережающее образное представление учащихся о будущей теме.
2. Личностно-ориентированный урок логического мышления должен соответствовать следующим требованиям:
А) Урок логического мышления начинает свое функционирование в личностно-ориентированной теме после урока-образа и призван отражать один из его основополагающих, содержательных аспектов (обычно уроков логического мышления в теме не более трех — урок ассоциативного мышления, рационально-логического мышления, событийно-логического мышления).
Б) Урок — это условия, при которых открываются глубинные, интеллектуальные потенциалы личности школьника, и потому все его микромодули связаны с опорой на личностный логический опыт детей.
В) Урок логического мышления — это особое состояние сознания школьников, приближающее их к смыслу интеллектуальной деятельности. То есть его эвристичность должна носить экзистенциальный характер, вызывающий глубинный интерес к мышлению как к счастью, как к смыслу и состоянию жизни. Еще раз подчеркнем: урок логического мышления создает такие условия, в которых сознание школьника максимально абстрагируется от реальных обстоятельств, превращая всё его существо в «мысль» как величайшее наслаждение жизнью и учением.
3. Урок – настроения – это, прежде всего, особая атмосфера эпох, литературных произведений, географических ландшафтов, музеев культуры. В гуманитарном варианте – это цвет и свет эпохи. Представим голубые шедевры Петербурга XIX века, который освещался газовыми фонарями, лики и глаза людей, олицетворяющих эпоху и явление. Атмосфера – это важнейшее условие для приобщения школьников к глубинным смыслам культуры и открытия для переживаний личностных смыслов жизни.
4. К уроку самостоятельного действия мы можем отнести: спектакль, игра, мозговой штурм.
5. Урок актуализации и проповеди призван создать условия для перехода предметно-урочных состояний детского сознания к состояниям самостоятельной работы. Урок актуализации и проповеди имеет двуединую направленность: во-первых, он побуждает сознание школьников к рациональной рефлексии над проблемами современной актуальной действительности, а во-вторых, — к рефлексии личностно-смысловых отношений. Суть рефлексии второго направления — это обращение к пониманию судьбы персон культуры и собственного смысла жизни, задача всего урока — создание условий для перевода возникших в предметной теме образов, представлений и смыслов в рефлексию над личным опытом в реальной жизни. Здесь необходимо заметить, что идея урока-проповеди не нова, она восходит к опыту выдающегося учителя-новатора Евгения Николаевича Ильина. Это ему принадлежит знаменитая фраза урока-проповеди, которой он заканчивал тему, связанную с романтическими произведениями М. Горького: «Ребята, — сказал Ильин, завершая урок, — обычного домашнего задания сегодня не будет, просто идите домой, подумайте над тем, что сегодня произошло на уроке, а дома загляните в глаза своей маме».
Выбирая тип урока, я руководствуюсь местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Также тип моего урока зависит от имеющихся в школе средств обучения (проектор, компьютер, карты, портреты, схемы и т.д.). На моих уроках традиционно преобладает в обучении комбинированный урок. Я считаю, что многообразие форм проведения урока – одно из условий развития у учащихся интереса к истории как к предмету, повышения качества обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Некоторые выступления Логвиненко О.В на заседаниях ЦК. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное приме...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...