Компетентностные результаты: проблемы диагностики.
статья на тему
Статья по проблемам реализации компетентностного подхода в образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nazemkina_e.a.-_statya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Наземкина Екатерина Александровна,
методист БОУ г. Омска
«Центр творческого развития и
гуманитарного образования
«Перспектива»
Компетентностные результаты: проблемы диагностики.
Проблема реализации компетентностного подхода в образования в настоящее время особенно актуальна. В 2015-2016 учебном году вся система школьного образования в России будет осуществляться в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, поэтому можно с уверенностью говорить о том, что со стороны педагогического сообщества будет востребован опыт пилотных общеобразовательных учреждений города Омска, успешно реализующих ФГОС.
Компетентностный подход уводит учителя от вопроса «Каким знаниям учить» к вопросу «Каким способам деятельности обучать»? Любая компетенция собирается как конструктор: внутренние и внешние ресурсы складываются под воздействием самоуправления и мобилизации. Меняются формы и методы учебной работы соответственно возникает вопрос реализации актуальных форм диагностики учебных результатов.
В настоящее время можно столкнуться с некоторыми проблемами в проведении диагностики компетентностных результатов у учащихся. Первая непосредственно связана с содержанием и структурой диагностики. Хуторским определены два подхода к диагностике и оценке компетентностей. В первом варианте диагностируется и оценивается каждый элемент компетентности, с использованием соответствующих методик, тестов, опросников. Во втором варианте диагностика и оценка уровня развития компетентности происходят в ходе и результате её реализации.[2]
Педагогическая диагностика является этапом мониторинговых исследований. Мониторинг (от латинского слова monitor - напоминающий, предостерегающий, надзирающий) – систематическое отслеживание, наблюдение состояния объекта образовательной деятельности, анализ его состояния посредством измерения реальных результатов учебной и воспитательной деятельности образовательного учреждения с заданными целями, прогнозирование изменения состояния объекта с целью принятия управленческих решений.[9] При этом в общеобразовательных учреждениях модель мониторинга по выявлению уровня сформированности ключевых компетенций учащихся будет эффективной, если она разработана с учётом следующих требований:
- четкая разработанность критериев оценивания сформированности компетентности учащихся;
- ориентация на проверку реальных достижений учащихся (степень продвижения учащегося в овладении предметных и метапредметных умений и навыков);
- использование дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения школьников в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности обучащихся;
- сопоставимость результатов контроля по классам и по параллелям (преемственность в оценивании);
- достаточная подготовленность учителей к использованию современных средств измерения уровня образовательных достижений.[4]
То есть вторая трудность может заключаться в том, что учитель должен уметь самостоятельно разрабатывать соответствующий инструментарий - контрольно-измерительные материалы в рамках своей дисциплины по текущему и промежуточному контролю. При инклюзивном обучении нужно уметь адаптировать имеющиеся диагностические материалы под потребности своих учеников. Поэтому немаловажным аспектом будет являться совершенствование диагностической компетентности самого педагога, в которой выделяют следующие уровни:
1. Операционный, когда учитель имеет ограниченную информацию о педагогической диагностике, выполняет лишь отдельные технологические операции диагностической деятельности, действует в поле своих первоначальных возможностей.
2. Тактический - у педагога сформирована система знаний в области педагогического диагностирования, он способен осуществить полный технологический процесс, успешно используя совокупность наличных средств и способов деятельности для решения текущих задач в изменяющихся условиях, включает диагностику в качестве элемента своей методической системы.
3. Стратегический - педагог самостоятельно определяет место и цели собственной диагностической деятельности с позиций обобщения опыта и педагогического исследования. [7. стр.71]
Соответственно информационно-аналитические умения преподавателя будут складываться из владения способами и приемами поиска, отбора, обработки и преобразования информации с целью ее дальнейшего эффективного использования. Этот процесс возможен только при включении следующих группы умений:
- управленческие;
- умения информационного поиска;
- умения обработки информации;
- умения фиксации информации;
-умения практической реализации информации;
- оценочные умения.
Преподаватель будет осуществлять информационно-аналитическую деятельность, складывающуюся из следующих направлений работы:
- целенаправленный поиск, сбор, качественно-содержательное преобразование (анализ и обработка) информации;
- продуктивное использование полученной информации для решения профессиональных задач. [8]
В общеобразовательных учреждениях, в городском методическом сообществе необходимо вовремя проводить мониторинговые исследования с целью выявления готовности каждого педагога реализовывать ФГОС. Для преодоления возникающих трудностей результативными шагами будет являться разработка индивидуальных программ самообразования для учителей, организация различных форм по взаимообмену опытом, информационное сопровождение, работа коуч-групп, а также создание благоприятной психологической обстановки.
Список литературы:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. ФГОС. Под ред. И.А. Сафроновой.- М., Просвещение, 2011 .
2. Педагогические основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения. А.В. Хуторской. http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-osnovaniya-diagnostiki-i-otsenki-kompetentnostnyh-rezultatov-obucheniya (дата обращения 04.02.2015)
3. Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочное время. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/11/13/pedsovet-realizatsiya-kompetentnostnogo-podkhoda (дата обращения 04.02.2015)
4. Диагностика сформированности ключевых компетентностей обучающихся, их личностного развития и владения предметными и метапредметными знаниями и умениями. http://festival.1september.ru/articles/622475/ (дата обращения 04.02.2015)
5. Формирование диагностической компетентности педагогов в процессе дополнительного профессионального образования. О.И. Дорофеева. Вологда, 2013 г.
6. Организация и содержание оценки достижений обучающихся в условиях ФГОС начального общего образования. Новосибирск, 2013 г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897.
8. Развитие информационно-аналитической компетентности преподавателя в процессе непрерывного педагогического образования. Назначило Е.В. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-informatsionno-analiticheskoi-kompetentnosti-prepodavatelya-v-protsesse-nepreryvnog#ixzz3RGRI9LZ8 (дата обращения 06.02.2015)
9.Педагогические технологии. Галанова М.А. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a2ac68b5c43a89421316c36_1.html(дата обращения 06.02.2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.
В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...
Проблема диагностики художественных способностей учащихся
Презентация подготовлена для научно-практиеской конференции, затрагивающей проблемы диагностики художественных способностей учащихся...
Технологии оценивания компетентностных результатов
Компетентностно-ориентированное образование выступает на первое место в образовательном процессе. В современном обществе становится важным применять на практике полученные знания в школе. Следует обуч...
К ПРОБЛЕМЕ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)
В статье предлагается мониторинг уровня сформированности учебного высказывания младших подростков с нарушениями речи. Данная схема может быть использована и для обучающихся с нормативным развитием....
Технологии оценивания компетентностных результатов
Хорошее образование является залогом успеха любого человека. Развивающемуся современному обществу нужны образованные, мобильны, креативные,...
Статья "Проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения"
Проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения...
Семинар по теме: : «Аутизм- проблемы, диагностика, методы и приемы коррекции».
Семинар на тему: : «Аутизм- проблемы, диагностика, методы и приемы коррекции»....