Преемственность приемов обучения математике как средство мотивационной адаптации в 5-6 классах
статья на тему
Представлен план работы по взаимодействию учителей начальных классов и среднего звена. Рассмотрены методы и приемы учителей начальной школы, обеспечивающие адаптацию детей к средней школе и их мотивацию к изучению математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.docx | 33.03 КБ |
doklad_tetus_o.v.ppt | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ В 5-6 КЛАССАХ.
ТЕТУСЬ О.В.
ГБОУ школа №246
Как показывает практика, почти все учащиеся 5 класса переживают переход к началу обучения в среднем звене как достаточно сложный период своей школьной жизни. Это связано со многими существенными изменениями в их учебной ситуации (СЛАЙД 2):
- увеличением количества предметов с одновременным их усложнением,
- переходом от основного учителя к учителям-предметникам и к системе классного руководства,
- появлением кабинетной системы,
- новыми требованиями и формами работы учителей и т.д.
Многие учителя на этом этапе отмечают у школьников снижение интереса к учению и успеваемости. Поэтому проблеме повышения мотивации при обучении математики в 5-6 классах нужно уделять достаточно большое внимание.
Успешность адаптации школьника к обучению в среднем звене зависит и от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.( СЛАЙД №3)
Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики "двусторонние":
С одной стороны – в совершенствовании требований к знаниям, умениям, навыкам учащихся как в начальном, так и в среднем звене.
А с другой – в сохранении организационных форм, методов, средств обучения, характерных для работы учителя начальных классов.
(СЛАЙД №4)
План работы по взаимодействию учителей начальных классов и среднего звена .
Направления взаимодействия | Работа по направлению | Пути решения на уроке |
1. Преемственность форм и методов организации учебной деятельности. | Изучение форм и методов организации учебной деятельности учителями начальных классов и среднего звена друг у друга. | Использование форм и методов организации начальной школы и осуществление плавного перехода к «своим». |
2. Соблюдение единых требований. | Наблюдение уроков в начальном и среднем звене. | 1. Перенесение требований по подготовке ученика к уроку. 2. Перенесение формы записи домашних заданий. 3. Выставление оценок учителем-предметником. 4. Контроль дисциплины. |
Разработка единой системы повторения и контроля. | Использование системы повторения и контроля из 4 класса, введение тестовой системы контроля знаний. | |
4. Использование средств наглядности, ИКТ | Изучение системы наглядности в начальной школе | Использование системы наглядности из начальной школы, ИКТ. |
5. Формирование детского коллектива с учётом традиций класса. | 1. Изучение психолого-педагогических особенностей младших школьников, детей подросткового возраста. 2. Знакомство с семьями детей. | 1. Использование коллективных и групповых технологий, внеклассная работа по предмету. 2. Посещение родительских собраний 4- классников. |
СЛАЙД №5
Применение различных приемов проведения устного счета, использование элементов игры, соревнования, несложных наглядных пособий и технических средств делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой самых высоких для себя результатов. В младших классах дети в процессе учебы играли, привыкли получать удовольствие от учения. По опыту знаю, что пятиклассники тоже хотят играть, удивляться.
Таким образом, игровая деятельность на уроке несомненно повышает мотивацию учащихся к успешной учебе, тем самым способствует успешному процессу адаптации.
:
(СЛАЙД №6) В своей работе я использую методы и приемы учителей начальной школы, обеспечивающие адаптацию детей к средней школе и их мотивацию к изучению математики.
- В 5 классе применяю бездвоечный метод обучения в первой четверти, который позволяет успешно решать многие проблемы этого периода.
- Для выработки вычислительных навыков учащихся, использую прием «Пятерка сильнейших».
В системе использую вычислительные пятиминутки. Для анализа результативности и создания мотивации учения ведется учет выхода в лидеры в течение недели:
Фамилия и имя | Бумбак В. | Степанова А. | Кашапов А. | Мазеев В. | Юферов Д. |
Число выходов в лидеры | 3 | 1 | 2 | 4 | 1 |
- Использую дидактические игры, которые знакомы детям с начальной школы, но тем не менее им очень нравятся: «Математическое лото», «Веселая рыбалка», «Узнай меня». За выполненное задание можно получить ☺ улыбку, три улыбки обмениваются на пятерку или небольшой приз (по выбору).
- Оформляю выставки с лучшими творческими работами учащихся на стенде «Математический сундучок ».
- На уроках использую занимательные задачи, в том числе старинные задачи, задачи в стихах, задачи-шутки, дети сами показывают математические фокусы.
- Самостоятельный выбор деятельности учащихся
а) Например, 5 класс, тема «Умножение десятичных дробей» (учебник Н.Я.Виленкина)
На доске записываю задания, которые нужно выполнить в течение урока:
- Вычислите №1397(д,е,в,и,з)
- Решите задачи №1394, 1396
- Найдите значение выражения №1407(а,б)
- Вычислите в «Пирамиде успеха».
Дальше предлагаю учащимся выбрать форму деятельности для выполнения этой работы:
- С – самостоятельно
- П – парная работа
- У – работа с учителем
При работе с учителем: учащиеся садятся в круг вместе с учителем и разбирают задания, если ученик понял, учитель садится к другим ученикам. В ходе работы учащиеся могут сменить вид деятельности.
- В уроки обязательно включаю «Веселую переменку» -динамическая пауза развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно. Например:
- Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время ногами делайте круговые движения.
- Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
- Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой – гладьте что-то утюгом.
Выводы:
- Преемственность приемов обучения является одним из средств мотивационной адаптации в 5-6 классах.
- Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, повышает мотивацию учащихся к успешной учебе. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Поэтому так важно учителю создать на уроке обстановку успеха, чаще хвалить детей.
Литература.
- Письмо Министерства образования РФ. О переходе в 5-6 классы.
- Александрова Л.А. Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой.// Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».- М., 1998.-№30.- с.21-30.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет).-М.:Росткнига,2009.-220с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные изменения в условиях обучения учащихся 5-6 классов: увеличение количества предметов с одновременным их усложнением, переход от основного учителя к учителям-предметникам и к системе классного руководства, появление кабинетной системы, новые требования и формы работы учителей.д.
Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики "двусторонние": С одной стороны – в совершенствовании требований к знаниям, умениям, навыкам учащихся как в начальном, так и в среднем звене. А с другой – в сохранении организационных форм, методов, средств обучения, характерных для работы учителя начальных классов.
План работы по взаимодействию учителей начальных классов и среднего звена Направления взаимодействия Работа по направлению Пути решения на уроке 1. Преемственность форм и методов организации учебной деятельности. Изучение форм и методов организации учебной деятельности учителями начальных классов и среднего звена друг у друга. Использование форм и методов организации начальной школы и осуществление плавного перехода к «своим». 2. Соблюдение единых требований. Наблюдение уроков в начальном и среднем звене. 1. Перенесение требований по подготовке ученика к уроку. 2. Перенесение формы записи домашних заданий. 3. Выставление оценок учителем-предметником. 4. Контроль дисциплины. 3. Единая система повторения и контроля в 4- 5 классах.. Разработка единой системы повторения и контроля. Использование системы повторения и контроля из 4 класса, введение тестовой системы контроля знаний. 4. Использование средств наглядности, ИКТ Изучение системы наглядности в начальной школе Использование системы наглядности из начальной школы, ИКТ. 5. Формирование детского коллектива с учётом традиций класса. 1. Изучение психолого-педагогических особенностей младших школьников, детей подросткового возраста. 2. Знакомство с семьями детей. 1. Использование коллективных и групповых технологий, внеклассная работа по предмету. 2. Посещение родительских собраний 4- классников.
, Таким образом, игровая деятельность на уроке несомненно повышает мотивацию учащихся к успешной учебе, тем самым способствует успешному процессу адаптации:
Методы и приемы, обеспечивающие адаптацию детей к средней школе и их мотивацию к изучению математики. В 5 классе применяю бездвоечный метод обучения в первой четверти, который позволяет успешно решать многие проблемы этого периода. Для выработки вычислительных навыков учащихся, использую прием «Пятерка сильнейших». В системе использую вычислительные пятиминутки . Для анализа результативности и создания мотивации учения ведется учет выхода в лидеры в течение недели:
Использую дидактические игры , которые знакомы детям с начальной школы, но тем не менее им очень нравятся: «Математическое лото», «Веселая рыбалка», «Узнай меня». За выполненное задание можно получить улыбку , три улыбки обмениваются на пятерку или небольшой приз (по выбору). Оформляю выставки с лучшими творческими работами учащихся на стенде «Математический сундучок » . На уроках использую занимательные задачи , в том числе старинные задачи, задачи в стихах, задачи-шутки, дети сами показывают математические фокусы.
Самостоятельный выбор деятельности учащихся а) Например, 5 класс, тема «Умножение десятичных дробей» На доске записываю задания, которые нужно выполнить в течение урока: 1) Вычислите №1397 (д,е,в,и,з) 2) Решите задачи №1394, 1396 3) Найдите значение выражения №1407(а,б) 4) Вычислите в «Пирамиде успеха». Дальше предлагаю учащимся выбрать форму деятельности для выполнения этой работы: С – самостоятельно П – парная работа У – работа с учителем
В уроки обязательно включаю «Веселую переменку» -динамическая пауза развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно. Например: Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время ногами делайте круговые движения. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой – гладьте что-то утюгом.
ВЫВОД: Преемственность приемов обучения является одним из средств мотивационной адаптации в 5-6 классах. Важно учителю создать на уроке обстановку успеха, чаще хвалить детей.
Литература. Письмо Министерства образования РФ. О переходе в 5-6 классы Александрова Л.А. Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой.// Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».- М., 1998.-№30.- с.21-30. Холодова О. Юным умникам и умницам:Задания по развитию познавательных способностей(9-10 лет).-М.:Росткнига,2009.-220с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ
Всякий раз, приступая к работе в 5 классе, меня волнуют вопросы: Какие дети в классе? Как мыслят? Что будет им легко, что трудно? Огромная аудитория девчонок и мальчишек - они ждут, каким ...
Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом
Пути успешного решения проблем преемственности в 5 классе, диагностическая контрольная работа....
Справке по тематической проверки преемственности в обучении математики в 5 классах
Справка по тематической проверки преемственности в обучении математики в 5 классах....
"Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом"
Преподавание математики в школе - сложный, многогранный, противоречивый педагогический процесс. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием...
Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом
Данный материал представляет собой сообщение на методическом объединении учителей математики по данной теме ( из личного опыта)....
Вопросы преемственности в обучении математики учащихся начальных классов и среднего звена.
Вопросы преемственности в обучении математики учащихся начальных классов и среднего звена....