Преемственность приемов обучения математике как средство мотивационной адаптации в 5-6 классах
статья на тему

Тетусь Ольга Вячеславовна


Представлен план работы по взаимодействию учителей начальных классов и среднего звена. Рассмотрены методы и приемы учителей начальной школы, обеспечивающие адаптацию детей к средней школе и их мотивацию к изучению математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx33.03 КБ
Office presentation icon doklad_tetus_o.v.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ В 5-6 КЛАССАХ.

ТЕТУСЬ О.В.

ГБОУ школа №246

Как показывает практика, почти все учащиеся 5 класса переживают переход к началу обучения в среднем звене как достаточно сложный период своей школьной жизни. Это связано со многими существенными изменениями в их учебной ситуации (СЛАЙД 2):

  • увеличением количества предметов с одновременным их усложнением,
  • переходом от основного учителя к учителям-предметникам и к системе классного руководства,
  • появлением кабинетной системы,
  • новыми требованиями и формами работы учителей и т.д.

  Многие учителя на этом этапе отмечают у школьников снижение интереса к учению и успеваемости. Поэтому проблеме повышения мотивации при обучении математики в 5-6 классах  нужно уделять достаточно большое внимание.

Успешность адаптации школьника к обучению в среднем звене зависит и от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.( СЛАЙД №3)

Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики "двусторонние":

С одной стороны – в совершенствовании требований к знаниям, умениям, навыкам учащихся как в начальном, так и в среднем звене.

А с другой – в сохранении организационных форм, методов, средств обучения, характерных для работы учителя начальных классов.

(СЛАЙД №4)

План работы по взаимодействию  учителей начальных классов и среднего звена .

Направления взаимодействия

Работа по направлению

Пути решения на уроке

1. Преемственность форм и методов организации учебной деятельности.

Изучение форм и методов организации учебной деятельности учителями начальных классов и среднего звена друг у друга.

 Использование форм и методов организации начальной школы и осуществление плавного перехода к «своим».

2. Соблюдение единых требований.

Наблюдение   уроков в начальном и среднем звене.

1. Перенесение требований по подготовке ученика к уроку.

2. Перенесение формы записи  домашних заданий.

3. Выставление оценок учителем-предметником.

4. Контроль дисциплины.

3. Единая система повторения и контроля в 4- 5 классах.

Разработка единой системы повторения и контроля.

 Использование системы повторения и контроля из 4 класса, введение тестовой системы контроля знаний.

4. Использование средств наглядности, ИКТ

Изучение системы наглядности в начальной школе

Использование системы наглядности из начальной школы, ИКТ.

5. Формирование детского коллектива с учётом традиций класса.

1. Изучение  психолого-педагогических особенностей младших школьников, детей подросткового возраста.

2. Знакомство с семьями детей.

1. Использование коллективных и групповых технологий, внеклассная работа по предмету.

2. Посещение родительских собраний 4- классников.

СЛАЙД №5

Применение различных приемов проведения устного счета, использование элементов игры, соревнования, несложных наглядных пособий и технических средств делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой самых высоких для себя результатов.  В младших классах дети в процессе учебы играли, привыкли получать удовольствие от учения.  По опыту знаю, что пятиклассники тоже хотят играть, удивляться.

Таким образом, игровая деятельность на уроке несомненно повышает мотивацию учащихся к успешной учебе, тем самым способствует успешному процессу адаптации.

:

(СЛАЙД №6) В своей работе я использую методы и приемы учителей начальной школы, обеспечивающие адаптацию детей к средней школе и их мотивацию к изучению математики.

  • В 5 классе применяю бездвоечный метод обучения в первой четверти, который позволяет успешно решать многие проблемы этого  периода.

  • Для выработки вычислительных навыков учащихся, использую прием «Пятерка сильнейших».

В системе использую вычислительные пятиминутки. Для анализа результативности и создания мотивации учения ведется учет выхода в лидеры в течение недели: 

Фамилия и имя

Бумбак В.

Степанова А.

Кашапов А.

Мазеев В.

Юферов Д.

Число выходов в лидеры

3

1

2

4

1

  • Использую дидактические игры, которые знакомы детям с начальной школы, но тем не менее им очень нравятся: «Математическое лото», «Веселая рыбалка», «Узнай меня». За выполненное задание можно получить   улыбку, три улыбки обмениваются на пятерку или небольшой приз (по выбору).

  •  Оформляю выставки с лучшими творческими работами учащихся на стенде «Математический сундучок ».

  • На уроках использую занимательные задачи, в том числе старинные задачи, задачи в стихах, задачи-шутки, дети сами показывают математические фокусы.

  • Самостоятельный выбор деятельности учащихся

а) Например, 5 класс, тема «Умножение десятичных дробей» (учебник Н.Я.Виленкина)

На доске записываю задания, которые нужно выполнить в течение урока:

  1. Вычислите №1397(д,е,в,и,з)
  2. Решите задачи №1394, 1396
  3. Найдите значение выражения №1407(а,б)
  4. Вычислите в «Пирамиде успеха».

Дальше предлагаю учащимся выбрать форму деятельности для выполнения этой работы:

  • С – самостоятельно
  • П – парная работа
  • У – работа с учителем

При работе с учителем: учащиеся садятся в круг вместе с учителем и разбирают задания, если ученик понял, учитель садится к другим ученикам. В ходе работы учащиеся могут сменить вид деятельности.

  • В уроки обязательно включаю «Веселую переменку» -динамическая пауза развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно. Например:
  1. Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время ногами делайте круговые движения.
  2. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
  3. Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой – гладьте что-то утюгом.

Выводы:

  • Преемственность приемов обучения является одним из средств мотивационной адаптации в 5-6 классах.
  • Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, повышает мотивацию учащихся к успешной учебе. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Поэтому так важно учителю создать на уроке обстановку успеха, чаще хвалить детей.

Литература.

  1. Письмо Министерства образования РФ. О переходе в 5-6 классы.
  2. Александрова Л.А. Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой.// Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».- М., 1998.-№30.- с.21-30.
  3. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет).-М.:Росткнига,2009.-220с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность приемов обучения математике как средство мотивационной адаптации в 5-6 классах. Автор: Тетусь О.В. Учитель математики школы №246

Слайд 2

Основные изменения в условиях обучения учащихся 5-6 классов: увеличение количества предметов с одновременным их усложнением, переход от основного учителя к учителям-предметникам и к системе классного руководства, появление кабинетной системы, новые требования и формы работы учителей.д.

Слайд 3

Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики "двусторонние": С одной стороны – в совершенствовании требований к знаниям, умениям, навыкам учащихся как в начальном, так и в среднем звене. А с другой – в сохранении организационных форм, методов, средств обучения, характерных для работы учителя начальных классов.

Слайд 4

План работы по взаимодействию учителей начальных классов и среднего звена Направления взаимодействия Работа по направлению Пути решения на уроке 1. Преемственность форм и методов организации учебной деятельности. Изучение форм и методов организации учебной деятельности учителями начальных классов и среднего звена друг у друга. Использование форм и методов организации начальной школы и осуществление плавного перехода к «своим». 2. Соблюдение единых требований. Наблюдение уроков в начальном и среднем звене. 1. Перенесение требований по подготовке ученика к уроку. 2. Перенесение формы записи домашних заданий. 3. Выставление оценок учителем-предметником. 4. Контроль дисциплины. 3. Единая система повторения и контроля в 4- 5 классах.. Разработка единой системы повторения и контроля. Использование системы повторения и контроля из 4 класса, введение тестовой системы контроля знаний. 4. Использование средств наглядности, ИКТ Изучение системы наглядности в начальной школе Использование системы наглядности из начальной школы, ИКТ. 5. Формирование детского коллектива с учётом традиций класса. 1. Изучение психолого-педагогических особенностей младших школьников, детей подросткового возраста. 2. Знакомство с семьями детей. 1. Использование коллективных и групповых технологий, внеклассная работа по предмету. 2. Посещение родительских собраний 4- классников.

Слайд 5

, Таким образом, игровая деятельность на уроке несомненно повышает мотивацию учащихся к успешной учебе, тем самым способствует успешному процессу адаптации:

Слайд 6

Методы и приемы, обеспечивающие адаптацию детей к средней школе и их мотивацию к изучению математики. В 5 классе применяю бездвоечный метод обучения в первой четверти, который позволяет успешно решать многие проблемы этого периода. Для выработки вычислительных навыков учащихся, использую прием «Пятерка сильнейших». В системе использую вычислительные пятиминутки . Для анализа результативности и создания мотивации учения ведется учет выхода в лидеры в течение недели:

Слайд 7

Использую дидактические игры , которые знакомы детям с начальной школы, но тем не менее им очень нравятся: «Математическое лото», «Веселая рыбалка», «Узнай меня». За выполненное задание можно получить  улыбку , три улыбки обмениваются на пятерку или небольшой приз (по выбору). Оформляю выставки с лучшими творческими работами учащихся на стенде «Математический сундучок » . На уроках использую занимательные задачи , в том числе старинные задачи, задачи в стихах, задачи-шутки, дети сами показывают математические фокусы.

Слайд 8

Самостоятельный выбор деятельности учащихся а) Например, 5 класс, тема «Умножение десятичных дробей» На доске записываю задания, которые нужно выполнить в течение урока: 1) Вычислите №1397 (д,е,в,и,з) 2) Решите задачи №1394, 1396 3) Найдите значение выражения №1407(а,б) 4) Вычислите в «Пирамиде успеха». Дальше предлагаю учащимся выбрать форму деятельности для выполнения этой работы: С – самостоятельно П – парная работа У – работа с учителем

Слайд 9

В уроки обязательно включаю «Веселую переменку» -динамическая пауза развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно. Например: Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время ногами делайте круговые движения. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой – гладьте что-то утюгом.

Слайд 10

ВЫВОД: Преемственность приемов обучения является одним из средств мотивационной адаптации в 5-6 классах. Важно учителю создать на уроке обстановку успеха, чаще хвалить детей.

Слайд 11

Литература. Письмо Министерства образования РФ. О переходе в 5-6 классы Александрова Л.А. Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой.// Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».- М., 1998.-№30.- с.21-30. Холодова О. Юным умникам и умницам:Задания по развитию познавательных способностей(9-10 лет).-М.:Росткнига,2009.-220с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ

Всякий раз, приступая к работе в 5 классе, меня волнуют вопросы: Какие дети в классе? Как мыслят? Что будет им легко, что трудно? Огромная аудитория  девчонок и мальчишек - они ждут, каким ...

Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом

Пути успешного решения проблем преемственности в 5 классе, диагностическая контрольная работа....

Справке по тематической проверки преемственности в обучении математики в 5 классах

Справка по тематической проверки преемственности в обучении математики в 5 классах....

"Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом"

Преподавание математики в школе - сложный, многогранный, противоречивый педагогический процесс. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием...

Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом

Данный материал представляет собой сообщение на методическом объединении учителей математики по данной теме ( из личного опыта)....

Вопросы преемственности в обучении математики учащихся начальных классов и среднего звена.

Вопросы преемственности в обучении математики учащихся начальных классов и среднего звена....