Инновационный подход в обучении математике как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5 класса.
статья по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Инновационный подход в обучении математике как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5 класса.
Буркова Ирина Андреевна
учитель математики
МКОУ «Уксянская средняя общеобразовательная школа»
В условиях современной практики образования изменения не прошли стороной ни одну область обучения. Индивидуальный подход, субъективность, личностно ориентированное образование – все эти аспекты требуют абсолютно новых методов обучения.
С каждым учебным днем педагоги стремятся к инновационному поиску новейших средств обучения, выражающихся в практико-ориентированных, игровых, рефлексивных, групповых и других формах и методах обучения.[1]
Основной проблемой современного обучения математике является повышение качества знаний. Вопросы «Как вовлечь ребенка в процесс обучения?», «Какими новыми средствами заинтересовать учащихся новой темой урока?» - являются самыми основными в мотивации обучения.
Сегодня сложно представить процесс обучения без инноваций, которые должны действовать в рамках дифференцированного, системно-деятельностного и разноуровнего подходов к обучению.[2]
Именно поэтому сейчас актуальны новые модели передачи знаний. Исследовательская деятельность учащихся является популярной и эффективной формой учебной деятельности, а также необходимой составляющей развития творческого и индивидуального подхода к жизни. Учебная деятельность учащихся сейчас не столько технологическая, т.е. по плану, сформированному учителем, сколько поисковая, которая позволяет ученикам заниматься исследовательской деятельностью, что является соответствующей современности моделью обучения. [4]
В своей работе на уроках математики я отдаю предпочтение именно поисковой модели обучения. По моему мнению, целью учебного исследования выступает не только конечный результат в виде полученных знаний, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков.
Ученик, перед которым поставлена определенная проблема, получает возможность овладения способами научного познания при поиске решения данной проблемы, что играет большую роль в формировании творческих способностей ученика.[5]
Данный метод обучения формирует мотивацию обучения, потребность в исследовательской деятельности даёт полноценные, хорошо осознанные, гибко используемые знания, помогает развитию творческого мышления каждого ученика.
Я считаю, что на уроке в нетрадиционной форме у учащихся проявляется:
- всплеск положительных эмоций;
- творческая активность;
- удовлетворение своей работой.
А, это в свою очередь, повышает процент усвоения материала и качество знаний детей. Поэтому нетрадиционные формы уроков в рамках инновационных и интерактивных технологий обучения так важны.
Конечно, абсолютно каждый урок провести в нетрадиционной форме практически невозможно. Но возможности есть проводить такие уроки, например, один в общем числе уроков по конкретной теме, или чаще прибегать к нетрадиционной форме не всего урока, а лишь его части. Вариантов здесь множество. И это зависит лишь от творческого подхода к уроку учителя. Это еще раз доказывает актуальность использования инновационных технологий в обучении.
Каждому обучаемому предоставляется столько учебного материала, сколько он может усвоить. Решение этих задач позволит учителю с максимальной отдачей организовать учебный процесс на уровне ученика, класса и в конечном итоге на уровне своего предмета.
На уроках я стараюсь использовать: презентации, электронные таблицы, тематические короткие видео, тренажеры в виде текстовых заданий. Хочу показать лишь некоторые мною используемые технологии в части урока:
- для закрепления знаний по теме «Десятичные дроби»
- для небольшой самостоятельной работы по теме «Десятичные дроби»
- для проверки домашнего задания по теме «Обыкновенные дроби»
- для объяснения решения задач по теме «Проценты»
Актуальность применения этих технологий в процессе обучения, по-моему, неоспорима. Ведь они позволяют решать такие задачи, как:
- формирование умений работать с информацией;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование исследовательских умений и умений принимать оптимальные решения;
- формирование нестандартных методов и приемов решения той или иной поставленной задачи;
- воспитание личности «информационного общества» [3]
Я думаю, что использование инновационных и информационных технологий на своих уроках позволяют мне расширить область знаний и информации по математике, и что немаловажно, вызвать интерес у учащихся к моим урокам. Как следствие, будет повышаться качество знаний по математике. Девиз моей работы – слова В.А.Сухомлинского: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». И задача учителя – помочь обучающимся этого успеха достичь.
Список литературы
- О.Б. Даутова, О.Н. Крылова «Современные педагогические технологии в профильном обучении». Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2016
- Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. Н.Н. Мельникова «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга». - Москва : Педагогическое общество России, 2014
- Минюк Ю. Н. «Метод проектов как инновационная педагогическая технология» // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф.: г. Казань, октябрь 2014
- www.multiurok.ru
- www.nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся
Чтобы соответствовать современным требованиям, выпускник школы должен глубоко усвоить основные идеи современной физики, овладеть системой научных понятий, уметь ориентироваться в научно-техн...
Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по прикладному творчеству
Игра - любимое занятие детей. В игре часто и сложное становится доступным. Игра доставляет радость, развивает память, расширяет кругозор детей, активизирует познавательную деятельность учащихся на зан...
Системно-деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Именно системно – деятельностный подход является основой ФГОС второго поколения. При использовании этого подхода уроки становятся более насыщенными, красивыми и интересными. Возрастает познавательный ...
Выступление на РМО учителей математики Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся. Обучение здоровью в школе.»
Активизация познавательной деятельности учащихся на каждом этапе урока является главным элементом обучения здоровью, так как знание имеет еще и эмоциональное измерение. Все, кто занимается обучением, ...
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий и пути их внедрения в обрзовательный процесс....
«Технология проблемного обучения как способ активизации познавательной деятельности учащихся»
Материал для выступления на методическом объединении...