"Из опыта работы с одаренными детьми"
методическая разработка по теме

Малова Наталья Петровна

В настоящее время особый акцент в сфере образования делается на выявление и поддержку одаренных школьников. Разработана Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов и  комплекс мер по реализации данной концепции. Принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., разработаны долгосрочные целевые областные программы «Молодежь Новгородской области  на 2011-2015годы», областная программа «Одаренные дети на 2012-2016 годы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с одаренными детьми

                       Малова Наталья Петровна, учитель биологии, руководитель ресурсного центра «Одаренные дети». Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

В настоящее время особый акцент в сфере образования делается на выявление и поддержку одаренных школьников. Разработана Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов и  комплекс мер по реализации данной концепции. Принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., разработаны долгосрочные целевые областные программы «Молодежь Новгородской области  на 2011-2015годы», областная программа «Одаренные дети на 2012-2016 годы».

 Гимназия является учреждением повышенного типа и призвана обеспечивать высокое качество образования. Работа с талантливыми детьми рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения. Организация работы с талантливыми детьми – это требование времени. В 1999 году мы создали научное общество учащихся.  Научное общество учащихся – это добровольное творческое формирование учащихся гимназии,  способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня.

Новизна и основная идея работы  с одаренными детьми заключается в том, что мы охватили исследовательской и проектной  работой не только всех учащихся гимназии с 1 по 11 классы, но и весь город и район. Все педагоги гимназии занимаются исследовательской и проектной деятельностью. На базе МАОУ «Гимназия» в 2004 году  создан муниципальный ресурсный центр «Одаренные дети».

Цель работы ресурсного центра: Выявление, поддержка  и сопровождение интеллектуально и творчески одаренных учащихся.

Задачи:

- Диагностика  образовательных потребностей педагогов города и района по проблеме работы с одаренными школьниками;

- Апробация на базе образовательных учреждений технологий, способствующих развитию одаренности школьников;

- Создание условий для повышения компетентности педагогов города и района по вопросу работы с одаренными учащимися;

- Трансляция опыта работы с одаренными детьми.

В работе с одаренными детьми руководствуемся следующими принципами:

- принцип максимального разнообразия  предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора дополнительных образовательных услуг

Основные направления деятельности ресурсного центра следующие:

- Выявление одаренных учащихся по сферам деятельности и составление списочного состава одаренных учащихся;

- Оказание консультационной помощи педагогам и школьникам при занятии инновационной и исследовательской деятельностью с привлечением специалистов  высшей школы, специалистов различных сфер деятельности;

- Работа научного общества учащихся младшего звена «Лучик» и старшего звена «Факел»; 

- Проведение научно-практических муниципальных конференций;

- Организация и проведение муниципальных Гимназических чтений;

 - Организация и проведение муниципальных Менделеевских чтений;

- Индивидуализированные  формы учебной деятельности (заочная школа  при ВУЗах, элективные курсы, межшкольные факультативы, школа «София»);

- Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах;

- Участие во Всероссийских олимпиадах и конкурсах;

 - Организация учебных исследовательских  экспедиций;

- Работа школ олимпийского резерва по различным предметам.

         В рамках работы ресурсного центра разработаны следующие формы и виды поощрения одаренных детей:

-  материальное стимулирование победителей районных олимпиад;

-  проведение конкурса портфолио «Мои достижения»;

- привлечение одаренных учащихся к работе малого научного общества «Лучик» (начальные классы) и научного общества среднего и старшего звена «Факел»;

- делегирование одаренных учащихся для выступления на различных семинарах, конкурсах, конференциях;

- приглашение одаренных учащихся для занятий в очно-заочных школах при ВУЗах, в школе олимпийского резерва «София»;

- организация и проведение для одаренных учащихся интеллектуального клуба «Гимназия Club» интеллектуальных игр, марафонов, Гимназических и Менделеевских чтений;

   - объявление благодарности лучшим учащимся по итогам триместра;

   -  установление рейтинга учащихся «Лучший гимназист»,

чествование призеров городских и областных олимпиад;

   - вручение памятных дипломов «Самый, самый…» на торжественных линейках  учащимся 11-х классов (самый умный, самый эрудированный, самый умелый и т.д.);

    - использование школьных СМИ для информации о награждении лучших учащихся по итогам различных конкурсов;

    - вручение памятных адресов лучшим учащимся гимназии на торжественной линейке в честь последнего звонка и на выпускных вечерах;

      -  публикации лучших работ учащихся в методических изданиях.

Результативность работы ресурсного центра:

- Увеличение количества школьников, принимающих участие во Всероссийских олимпиадах и конкурсах;

-   Увеличение количества интеллектуальных  гимназических конкурсов и мероприятий;

- Положительная динамика результативности участия в различных конкурсах и олимпиадах;

- Увеличение количества обучающихся, занимающихся в творческих  объединениях  дополнительного образования;

- Увеличение количества педагогов, занимающихся с одаренными школьниками посредством организации работы межшкольных факультативов, элективных курсов, творческих групп.

В областном конкурсе инновационных методических разработок в номинации «Выявление и сопровождение детской одаренности» наш муниципальный ресурсный центр «Одаренные дети» занял первое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

«Из опыта работы с одаренными детьми»

«Из опыта работы с одаренными детьми»...

Из опыта работы с одаренными детьми

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...

"Из опыта работы с одаренными детьми"

Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...

Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен ре...