Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
методическая разработка ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Д О К Л А Д
Тема: «Развитие психофизических функций
учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»
Целью социально-бытовой подготовки учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида является формирование у каждого ребенка необходимого запаса знаний, умений и навыков, которые позволят ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания в школе. В процессе обучения таких детей развиваются и психофизические функции – внимание, мышление, память, воля, эмоциональная сфера, ощущение, восприятие.
Ощущение и восприятие – процессы отражающие действия. На уроках СБО стимуляция зрительного и слухового восприятия происходит за счет использования наглядности – таблицы, плакаты, иллюстрации, натуральные предметы, муляжи, игрушки, учебные видеофильмы. Необходимым условием успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. «То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом». Так, при демонстрации предметов окружающего мира (например, продуктов) учащиеся знакомятся с ними, не только рассматривая, а привлекая и другие анализаторы, - трогают, нюхают, пробуют на вкус, определяют легкость или тяжесть, взвешивая на руках и т.п. Знакомство с предметным миром, будет способствовать полноценности и прочности формируемых представлений и знаний.
Обогащение жизненного опыта, расширение круга представлений и знаний – основные средства улучшения качества ощущений и представлений. Это обогащение осуществляется через экскурсии. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке.
Речь – орудие, средство мышления. У умственно- отсталых детей речь скудна и неправильна. Наиболее типичными проявлениями речевых затруднений на уроках СБО являются: обилие указательных жестов, заменяющих названия предметов и действий, медленное усвоение элементарных терминов и быстрое их забывание, затруднения в описании содержания выполненной работы, неумение сформулировать вопрос учителю. Многие предметы дети называют условно, привлекая знакомые слова, обозначающие другие предметы, или вместо предмета называя действия (клей - клеить, ножницы – резать). Таким образом, задачей урока становится необходимость связывать трудовые действия с процессом формирования речевых навыков и обогащения словаря. Речемыслительную деятельность учащихся активизируют некоторые приемы:
- Побуждение учащихся к самостоятельным высказываниям о проделанной работе.
- Планирование предстоящей работы и запись порядка операций.
- Взаимное инструктирование учеников.
- Обсуждение готовой работы (блюда) и ее приемка.
- Записи в тетрадях ( тема занятий, необходимые сведения).
- Словарики.
Например, дети вынуждены обращаться за предметами, необходимыми для деятельности, например при приготовлении блюд. Задавая вспомогательные вопросы, имитируя непонимание, педагог тем самым побуждает ребенка к полному высказыванию. Взаимодействие трудовой деятельности и речи в условиях естественной коммуникации сглаживает эмоционально- волевые отклонения у детей, побуждает к общению в реальной жизненной ситуации.
Для словарной работы с новыми словами, терминами изготовлены по всем темам карточки со словарными словами и составлена из них картотека для удобства использования в процессе обучения. Дети в коррекционной школе имеют нарушения в фонематическом восприятии речи, поэтому названия новых терминов, новые слова учитель произносит четко, показывая карточку с их написанием. Нужно объяснить значение данного слова.
При организации словарной работы на занятиях СБО учитывается следуюшее:
- В усвоении нового термина должны участвовать различные анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический), поэтому вначале слово произносит учитель, одновременно показывая его написание. Затем проговаривают ученики и вносят слово в словарик.
- С новыми терминами надо знакомить, давая их не изолированно, а в словосочетаниях. Например, почтовое отправление – бандероль.
- Учитель должен создавать такую учебную ситуацию, чтобы учащиеся
как можно чаще употребляли нужные термины.
- В процессе сообщения нового материала учитель обращается к новым словам, объясняет их значение. Учитель предупреждает, что в конце урока проверит, как учащиеся усвоили новый материал. Это мобилизует внимание учеников.
На уроках СБО требую, чтобы учащиеся давали полные ответы. Для этого применяются демонстрационные карты – планы: технологические, предметные, графические, словесные. Каждый пункт плана размещен на отдельной карточке. Вначале каждый элемент плана предъявляется учителем вместе с демонстрацией и объяснением каждого приема, операции. Вслед за этим, опираясь на расставленные в нужной последовательности карточки, учащиеся отвечают на вопросы учителя и в процессе коллективной беседы план выполнения трудового процесса (например, последовательность работы с пылесосом). В работе над планом надо приучать детей обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе. Такая многообразная работа позволяет учащимся осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно. У детей формируется мыслительный образ изделия, его приготовления, порядок выполнения операций. Чувственно-предметная трудовая деятельность переходить в мыслительную.
Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся обыгрывают жизненные ситуации. Рекомендуется, в качестве примера учащимся предлагать готовые диалоги, которые выдаются учащимся ( например, диалог работодателя и соискателя на вакансию, покупка билета в железнодорожной кассе, получение справки по телефону, диалоги с различными работниками жилищных контор) и т.д.
Большое внимание уделяется речевому этикету. В кабинете есть плакаты «Формулы вежливости», к которым мы обращаемся не только во время изучения темы «Культура поведения», так же применяются карточки с «волшебными словами», различные задания с ними – сгруппировать, найти слова приветствия, слова благодарности и т.д. В процессе выполнения этих заданий так же развиваются и мыслительные процессы – анализ, синтез, обобщение и др.
С целью активизации мыслительной деятельности школьников на уроках СБО создаются условия для непреднамеренного запоминания специальных терминов и понятий, новых слов. Учащиеся лучше запоминают их в процессе игры, разгадывании кроссвордов. Игровая задача кроссворда заставляет учащихся задуматься над ответом на конкретно поставленный вопрос.
В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится и ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин, слово, но и применять его в контексте, рассказывая о последовательности выполнения работы или описывая предмет. Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному. Дети привыкают использовать профессиональную лексику, мысленно использовать модели изделий по описанию. Использование кроссвордов, тестов повышает интерес к учебе. Игра способствует эффективному непроизвольному запоминанию учебного материала, формирует навыки правильного написания терминов, воспитывает усидчивость. Также используется тестирование, которое стимулирует аналитико-синтетическую деятельность мозга, предусматривает сопоставление письменных инструкций с деятельностью.
Умственно-отсталый ребенок часто не обдумывает свои действия, не предвидит результата. Для коррекции мышления применяются следующие задания: нахождение отличий и ошибок на рисунках – например, найти ошибки при уборке помещения и т.д.
Для коррекции памяти и внимания применяются различные дидактические игры «Посмотри и запомни», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Цепочка?», «Кто больше назовет и запишет продуктов», «Найди ошибку». Для лучшего запоминания правил используются записи на наборном полотне, на доске. Запись может быть представлена и использованием рисунков, символов, слов и т.д.
Формируя у учащихся отношение к культурным ценностям и соответствующие нормы поведения, у учащихся воспитываются такие нравственные качества, как доброжелательность, внимательность, заботливость, стремление оказать услугу, самостоятельность, активность, решительность, желание доводить начатое дело до конца, умение преодолевать трудности, тем самым развивается эмоционально-волевая сфера (например, при изучении темы «Питание» учащимся предлагается и поощряется стремление довести дело до конца – после приготовления пищи вымыть посуду и навести порядок на кухне).
В трудовой и бытовой деятельности главная коррекционная задача – это формирование трудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль. Уровень развития трудовых умений определяет трудовую самостоятельность человека. Чем выше трудовая самостоятельность человека в быту, тем в меньше помощи и опеке он нуждается. Основным недостатком трудовой деятельности умственно отсталых детей является именно ее низкая самостоятельность. Поэтому а процессе подготовки детей к бытовому труду необходимо уделять большое внимание развитию трудовых интеллектуальных умений.
Литература:
- Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида.
М. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.- 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
2. Гладкая В.В. «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида» Издание 2-е. Методическое пособие. М., «Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 г.
3. Маллер А.Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-е испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с. (метод. библиотека)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие словесно-логического мышления на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе 8 вида
При целенаправленной работе по формированию мышления существенно изменяются способы ориентировки детей со сниженным интеллектом в окружающем мире. Предлагаю приемы, хорошо работающие на уроках социаль...
Доклад к педсовету «Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»
Целью социально-бытовой подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является формирование у каждого ребенка необходимого запаса знани...
Доклад на тему Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории
Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение ...
Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...
Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО).
Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО)....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....