Система работы по активизации познавательной деятельности учащихся МКСКОУ СКОШИ V вида на уроках трудового обучения
методическая разработка (5, 7 класс) на тему

Кобелева Ольга Владимировна

Методический материал для учителей технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx 28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по активизации познавательной деятельности учащихся  МКСКОУ СКОШИ V вида г.Подольска на уроках трудового обучения.

Учитель трудового обучения

Кобелева Ольга Владимировна

Подольск 2015

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. 
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. 

Обучение учащихся труду в речевой школе подчинено цели -воспитание творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду, проявляющей желание трудиться.

Ведущей идеей моей методической системы является воспитание выпускника школы, обладающего активной жизненной позицией, способного к принятию ответственных компетентных решений, творчески и системно осуществляющего свою деятельность, применяющего при этом взаимосвязанные комплексы знаний, и ориентированного на дальнейшее образование и самообразование.  

Цель: оптимизация учебно-воспитательного процесса, разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся, обеспечат каждому учащемуся доступное, отвечающее его запросам, качественное образование на основе эффективных личностно-ориентированных педагогических технологий, в результате чего у учащихся развиваются необходимые ключевые компетенции для успешной деятельности.

Задачи:

  1. Создание условий для выявления внутренних потенциальных возможностей индивидуального и личностного развития ребенка, осознания им этих возможностей и обеспечения педагогической помощи и поддержки в их реализации.
  2. Повышение познавательной активности учащихся, коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности учащихся. 
  3. Создание системы использования активных форм работы на уроке с целью повышения качества знаний.

Чтобы процесс обучения был интересным, увлекающим и развивающим,  работа строится на принципах научности и доступности, проблемности и действенности, мотивации и практической значимости, открытости и системности, педагогики сотрудничества.

Известно, что при неправильной организации урока, в частности при отсутствии понимания смысла выполнения задания, его связи с жизнью, потребностями, интерес к предмету не только не развивается, но и может угаснуть. Чисто словесное возбуждение мыслительной активности также не ведёт к активизации познавательного интереса, нужно, чтобы ученик захотел думать и научился думать.

Если учитель просто требует, чтобы ученик думал активнее, не пытаясь выяснить ход его мысли и причину молчания, он не получит желаемого результата.

Доказано, что при уяснении детьми практической пользы каких-либо знаний, они начинают обнаруживать интерес к самим этим знаниям, т.е. у них формируются собственные познавательные интересы.

На своих уроках я предусматриваю методические приёмы, обеспечивающие познавательную и трудовую активность учащихся, чётко определяю связь содержания занятия с жизнью, продумываю соотношение коллективных и индивидуальных форм работы, а также обязательно коррекционную работу и воспитательный момент.

В процессе решения поставленных задач компенсируется недоразвитие речевых способностей, эмоциональной, волевой сферы учащихся, формируются такие личностные качества как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.

Отсутствие познавательной активности приводит к снижению психических функций (внимания, восприятия, памяти, речи) и связано с мотивационной сферой учащихся. Поэтому, процесс активизации познавательной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи  я построила по плану:

  1. Развитие внимания.

Состояние внимания влияет на всю деятельность ребёнка. Именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, учащиеся испытывают трудности в школе, в повседневной жизни, в приобщении к труду. Поэтому необходимо развивать внимание учащихся регулярными упражнениями, включая их в учебно-трудовую деятельность.

С целью развития внимания использую следующие приёмы:

-   мотивационные:   постановка  цели,   показ   практической   значимости   и результатов труда;

- стимулирующие: убеждение, одобрение, поощрение;

- также практикуются упражнения на развитие произвольного внимания.

        Лучше всего заинтересовать учащегося, сосредоточить его внимание на том, что он делает, для чего он это делает, т.е. придать его действиям смысл. А удерживать длительное время внимание детей поможет ориентация на их интересы, эмоциональное обыгрывание ситуации. "Сшитую прихватку подарите маме. Мама очень удивится, обрадуется. Она будет гордиться своей дочкой".

        С целью расширения объема внимания, формирования сосредоточенности использую специальные упражнения. Они не требуют большого умственного напряжения, поэтому используются в качестве передышки между работой.

Карточки с заданием заготавливаю заранее, но чаще дети рисуют под диктовку. Такая работа полезна, так как требует концентрации внимания при слуховом восприятии материала.

        В старших классах школьницы удерживают внимание более длительное время, тем самым увеличивая работоспособность.

  1. Развитие ориентировочных и планирующих умений.

Любая трудовая деятельность включает предварительные этапы, когда происходит всесторонний анализ и намечаются перспективы. У школьников с задержкой речевого развития предварительные этапы как бы выпадают или

находятся в свёрнутом состоянии и без специального обучения не получают развития.

        Так, из-за недоразвития умений ориентироваться в задании, планировать работу, школьники вынуждены часто обращаться за помощью. В результате учащиеся мало продвигаются в своем развитии, у них формируется привычка к бездумной, несамостоятельной работе.

        Просьба учителя "Рассмотрите внимательно образец" не даёт результата. Способу анализа, определению последовательности выполнения работы надо учить. Для начала ставлю перед классом определённые вопросы, коррегируя ответы, добиваюсь максимальной активности учениц. Затем они описывают изделие самостоятельно. В случае затруднений помогаю ребёнку, но в итоге требую от него полного правильного самостоятельного анализа.

Вопросы помогают учащимся точно, последовательно, проанализировать изделие. В поисках ответов дети учатся активно думать, рассуждать.

        Эффективным методом развития ориентировочных умений служит эвристическая беседа, во время которой учащиеся дают словесную характеристику изделия с опорой на натуральный образец; его описание по плану или по опорным словам.

        Анализ образца на уроке осуществляется неоднократно, но делается это не в целях механического запоминания деталей, а для создания наиболее полного образа изделия, которое предстоит выполнить.

        К старшим классам девочки хорошо ориентируются в задании и могут самостоятельно дать анализ изделию.

         Такой интеллектуальный компонент трудовой деятельности, как планирование предстоящей работы является очень сложным для детей - логопатов.

При планировании работы ставлю такие вопросы:

        С чего начать работу?

        Что будем делать потом?

        Что уже выполнено?

        Что осталось сделать?

        Дети отвечают на вопросы, опираясь на предметно-технологическую карту. Предметно-технологическая карта служит реальной опорой для составления плана работы, помогает оформить высказывания о будущей деятельности. При планировании первостепенное внимание обращается на то, чтобы подвести школьников к выводу о целесообразности начать пошив изделия с определённой операции. Обсуждая последовательность пошива какого-либо изделия, манипулирую карточками плана и задаю вопрос: "Можно ли изменить последовательность пошива таким образом?" Добиваюсь, чтобы учащиеся ясно представляли себе, что в одних случаях определённая последовательность диктуется необходимостью (иначе нельзя), а в других - из ряда вариантов выбирается наиболее целесообразная последовательность обработки.

В работе над планом приучаю детей обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе.

Такая многообразная работа позволяет учащимся осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно.

        У детей формируется мыслительный образ изделия; способ его изготовления, порядок выполнения операций. Чувственно-предметная трудовая деятельность переходит в мыслительную.

  1. Развитие восприятия на основе упражнений на сравнение.

        Восприятие детей с нарушениями речи характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому они с трудом постигают смысл воспринимаемого. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно влияют на всю познавательную деятельность ребёнка. Поэтому необходимо формировать восприятие школьников, исправлять его дефекты.

        Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов. Данный приём применяю на любом этапе урока.

        Для детей данной категории оказывается труднее сравнивать по признаку сходства, поэтому применяю такой методический приём, как введение третьего объекта с резко отличительными признаками, который наталкивает учащихся на выделение сходства признаков первых двух.

        Коррекционные упражнения включаются в организационный момент, так как эти упражнения сразу включают учащихся в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке. Для этого изготавливаю карточки по различным темам. Сравнивая объекты, дети устанавливают признаки их различия и сходства, осуществляя таким образом необходимую аналитическую деятельность.

  1. Развитие устной связной речи 

При развитии устной связной речи ведётся работа над логическим построением высказывания, расширением сферы употребления школьниками словарных средств, формированием навыков точного употребления слов в структуре предложения. Учащиеся должны не просто называть предметы и действия, совершаемые при производстве изделия, а именно знать терминологию, понимать нюансы тех или иных названий.

Словарная работа на уроках трудового обучения ведётся в трёх направлениях: обогащение запаса слов за счёт введения новых лексических единиц; уточнение значений уже известных слов; активизация пассивного словаря детей. Мною разработаны карточки – задания на словоизменение, словообразование. Дидактический материал соответствует возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.

5. Развитие мотивации.

Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке.

Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин. В 7 классе по теме «Ткани из химических волокон» - познавательный материал о нанотехнологиях в производстве тканей. Занимательность присутствует по теме «Вышивка», где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии по залам музеев этнографии.

Одним из приемов активизации деятельности является сопоставление научных и житейских толкований отдельных явлений, свойств. Например, при определении свойств горячих напитков и связи этих свойств с веществами, содержащимися в чае, кофе и какао и их влияние на организм человека. 

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета. 

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады,  загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми.

 Все формы обучения, перечисленные выше, я реализую с помощью ИКТ. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны. 

Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Примером служат нестандартные уроки, конкурсы, путешествия. Например, игра по «Кулинарии» в 5 классе «Конкурс веселых поварят». Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. 

Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Трудовое обучение» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем. 

Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. 

Итак, развитие познавательных способностей учащихся – цель моей деятельности, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Система моей работы по активизации учебной деятельности школьников строится с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели – развития познавательных творческих способностей учащихся. Умелое применение приемов и методов активного обучения обеспечивает высокую активность учащихся в учебном познании.

Заключение.

 Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий  для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика. Показывает учащимся,  что оригинальность является важной чертой личности. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ученика рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания  или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх  учащихся делать ошибки и старания проявлять познавательную активность даже при не удаче.

        Классическая педагогика утверждает: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по–другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Результаты деятельности учителя:

  • разработана система уроков по трудовому обучению, реализующая современные образовательные технологии;
  • внедрён в образовательный процесс алгоритм активизации самостоятельной познавательной деятельности;
  • внедрён в образовательный процесс алгоритм поисковой творческой деятельности;
  • за отличную подготовку кабинета  трудового обучения к городскому конкурсу, в 2011 – 2012 учебном году была награждена грамотой, и по итогам  стала призером городского смотра-конкурса учебных кабинетов – 1 место.

Позитивные результаты деятельности учащихся, достигнутые реализацией в образовательном пространстве школы методов и приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности:

  • повышение учебной мотивации;
  • положительная динамика индивидуальной успешности учащихся, развитие их познавательной силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес;
  • реализация потенциальных возможностей учащихся;
  •  воспитание мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся;
  • готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде.

Совокупность форм обучения, средств и методов позволяет решить задачи, поставленные перед учителем и добиться хороших результатов в обучении учащихся. Продуктивность методической системы учителя подтверждается 100% успеваемостью учащихся, высоким показателем качества знаний, хорошим средним баллом, успешностью участия учащихся в  конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Методический семинар "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики"...

Обмен опытом. Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.

Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, ...

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики /из опыта работы/

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики. Из опыта работы учителя математики первой квалификационной категории....

Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».

Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и на...

«Активизация познавательной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения»

Значение активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения.Организация активной познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на ур...