Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
статья ( класс) на тему
Методический семинар "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 74.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методический семинар»
Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
Добрый день, уважаемые члены жюри, участники и гости конкурса!
В последнее время все больше говорят об инклюзивном образовании, об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья не только не уменьшается, а наоборот, даже увеличивается. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) количество детей с ОВЗ колеблется в пределах 10% - 20% от общего числа детей школьного возраста (т.е. от 3 до 6 детей на класс из 30 учащихся).
Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.
Неудачные попытки обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе без учета их психолого-педагогической особенностей и темпа их развития приводят к ухудшению состояния, углублению нарушений работоспособности, появлению поведенческих расстройств, выработке негативного отношения к школе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Наибольшую часть детей с ОВЗ составляют дети с задержкой психического развития, которые есть практически во всех классах, где я работаю.
Главная задача при работе с данной категорией детей - это стремление к постепенному переводу учеников с позиции носителей знаний в позицию организаторов собственной познавательной активности, получив в итоге либо интерес, либо устойчивое положительное отношение учащихся к предмету. Важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ я принимаю следующие: (слайд 2)
- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
- развитие памяти и внимания;
- формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение);
- развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- формирование учебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий).
На своих уроках я использую в системе несколько приемов, которые способствуют развитию познавательной активности.
1. Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является закрепление и развитие у ребят навыка хорошего счета. Однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес к счету. Поэтому я часто использую различные приемы, направленные на развитие вычислительных навыков учащихся и повышение интереса к вычислениям. Например, можно предлагать считать круговые примеры, которые позволяют осуществлять самоконтроль, давать задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении.
Слайд 3
«Круговые» примеры.
Результат одного примера является началом следующего. Учащимся дается первый пример, далее, вычисляя, они должны показать стрелочками следующие примеры. Заканчивается «круг» примеров тем, с которого начали.
29+18
100-69 155+25
27+2
31·5 47+53
180:6 126-99 30+96
Слайд 4
Графический диктант.
Ответ «да» соответствует _, ответ нет - ^.
1)0,2+0,3=0,5 2)0,03+0,04=0,07 3)0,81+1=0,82
4)0,37+0,21=0,58 5)0,12+0,4=0,16 Ответ: _ _ ^ _ ^
2. В своей работе я также на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи. Мною разработаны словарные диктанты по математике. Словарный диктант – одна из форм организации обучения и проверки знаний учащихся, направленная на усвоение терминологии, правописания терминов, понимания их смысла. С их помощью можно эффективно тренировать устойчивость внимания детей и умение сосредотачиваться. Словарные диктанты через время можно повторять, тем самым тренируя память учащихся.
Слайд 5
Запишите математические термины:
1. Пр...тое ч...сло
2. Д...лим...сть
3. При...на...
4. Тре...начн...е
5. Кра...н...е
6. Пр...изв...дение
7. Н...имен...шее
8. Р...зл...жение
3.Многими учёными отмечаются у детей с ОВЗ проблемы в развитии таких мыслительных операций как обобщение и классификация.
Эффективным средством развития мыслительных операций на уроках математики является дидактическая игра. По мнению К.Д. Ушинского, включение игровых моментов в учебный процесс способствует более продуктивному усвоению материала. Игра является эффективным средством обучения, активизирует мысль учащихся, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.
Слайд 6
Командам необходимо переправиться на другой берег реки. Лодочник первой переправит ту команду, которая быстрее выполнит задание № 1.
Задание № 1. (обобщение) Дан ряд чисел:
-0,45; 1/4; -8; -9,6; 5; 18/13; – 4; 7,09; 12; 34; 5/6; – 6/7; 2/5; -7; -18; 0,345; 0; -1; 1,007.
Выпишите: а) все натуральные числа; б) все целые числа; в) все рациональные числа; г) все дробные числа.
Путешественникам необходимо приготовить ужин. В реке есть рыба, её надо поймать, выполните задание № 2 и ужин команде обеспечен.
Задание № 2. (классификация) Разложите на простые множители числа: 54; 66; 99; 162; 10000.
Как вы считаете, какое число из представленных лишнее и почему? Как называются все оставшиеся числа?
4. Так же на уроках я предлагаю выполнять коррекционные упражнения, которые развивают у учащихся память, внимание, сосредоточенность, что способствует успешному выполнению заданий, повышению познавательной деятельности.
Слайд 7
Например, в одной таблице расположены 9 обыкновенных дробей. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.
Слайд 8
Или в бессмысленный набор букв вставляются слова (методика Мюнстерберга). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок:
АОРЕИГЕНПКРАТНОЕОПНППЕКАЕН
ОАЦПРОСТОЕЦУШЗЩУЛЧИСЛОШИ
ДШКЦДГКЕЦДКЩЧГДЕЛИМОСТЬРН
5. Следующий прием, который я использую – это применение кинезеологических упражнений во время физкульминуток.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире.
Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Данная методика позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиологические упражнения гармонизируют работу головного мозга.
Слайд 9
Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
5. Работа с опорными схемами заметно повышает результативность обучения программному материалу по математике детей с ограниченными возможностями здоровья. В схемах, таблицах и опорных конспектах правила, алгоритмы выглядят вполне доступно, понятно, можно разобраться и выучить гораздо легче. Схемы помогают выделить конкретные действия, обозначить их связи. Опорные конспекты помогают детям не только строить свои рассуждения, но и выполнять действия по предложенному плану, избавляют от механического зазубривания правил и формулировок и способствуют более глубокому осмыслению и усвоению детьми соответствующего материала.
Слайд 10
Тема «Доли. Обыкновенные дроби.»
Торт разрезали на 8 равных частей. Эти равные части называются долями.
(это целое разделили на 8 равных частей, и взяли 3 части )
()
6. Значительное место в обучении детей с ОВЗ занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы. Это «программированные карточки», графические модели, «карточки-помощницы», которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала.
Слайд 11
Представить смешанное число в виде неправильной дроби.
1.
_ 7 | 5(знаменатель)
5 | 1 (целая часть)
2 (числитель)
2. ; 3. ; 4. ; 5. ;
6. ; 7. 8.
7. Активизация познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Поэтому в своей работе я использую информационно-коммуникативные технологии. Применение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья. (слайд 12)
ИКТ оживляют учебный процесс. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия, а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с ОВЗ.
Степень познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Я стараюсь наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать и другие, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов, творческому развитию мышления, активизируя учебную и познавательную деятельность учащихся.
Но работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это, безусловно, совместная работа учителя, психолога и конечно родителей, так как основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения.
Закончить свое выступление я хочу следующими словами, которые должны быть девизом каждого учителя на мой взгляд.
Учителю необходимо помнить: (слайд 13)
- Прежде, чем объяснить – заинтересовать.
- Прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию.
- Прежде, чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".
Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географииРаботая по проб...
Развитие познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики с использованием ИКТ
Данная работа представляет собой обобщение опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных процессов на уроках математики....
Выступление на педагогическом совете школы "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии"
Выступление на семенаре...
Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
Презентация к выступлению "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"...
Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...
Формирование мотивации учебной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
Формирование у учащихся с ограниченными возможностями положительного отношения к процессу обучения....
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики 5-6 класс
Активизация познавательной деятельности учащихся c ОВЗ– это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых сп...