Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».
методическая разработка по математике (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Кожушная Лариса Федоровна

Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе математики. Во внеклассной работе с удовольствием принимают участие не только ученики, увлечённые математикой, но и те учащиеся, которые не тяготеют ещё к математике, не выявили своих наклонностей. Даже слабые учащиеся в свободное время охотно принимают участие в проведении игровых занятий, поэтому одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра.

Игра – вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором совершенствуется самоуправление поведением. Игра – это естественная для ребёнка форма  обучения. Она – часть его жизненного опыта. Игра – явление многогранное, её можно рассматривать, как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Она является эффективным средством формирования личности школьников, способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе.

Руководство игрой – дело сложное и тонкое. Игры нужно проводить так, чтобы воспитывать в детях самостоятельность и инициативу. Учитель, заботясь о том, чтобы в игре развивались умственные способности учащихся, не должен забывать о воспитании творческой детской инициативы и их волевых качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся  коррекционной школы VIII вида».

В игре раскрываются творческие

способности личности, в игре раскрывается

перед детьми мир. Без игры нет и не может

быть полноценного умственного развития.

В.А.Сухомлинский.

Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе математики. Во внеклассной работе с удовольствием принимают участие не только ученики, увлечённые математикой, но и те учащиеся, которые не тяготеют ещё к математике, не выявили своих наклонностей. Даже слабые учащиеся в свободное время охотно принимают участие в проведении игровых занятий, поэтому одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра.

Игра – вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором совершенствуется самоуправление поведением. Игра – это естественная для ребёнка форма  обучения. Она – часть его жизненного опыта. Игра – явление многогранное, её можно рассматривать, как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Она является эффективным средством формирования личности школьников, способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе.

Руководство игрой – дело сложное и тонкое. Игры нужно проводить так, чтобы воспитывать в детях самостоятельность и инициативу. Учитель, заботясь о том, чтобы в игре развивались умственные способности учащихся, не должен забывать о воспитании творческой детской инициативы и их волевых качеств. При организации игры необходимо продумывать, такие вопросы методики:

1.Какие воспитательные цели преследует игра. Какому моменту игры надо уделить особое внимание.

2.Количество играющих.

3.Какие методические материалы и пособия  потребуются для игры.

4.Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры.

5.На какое время рассчитана игра.

6.Как обеспечить участие всех школьников.

7.Как организовать наблюдение за детьми во время игры.

8.Какие изменения можно внести в игру, чтобы увеличить к ней интерес.

9.Какие выводы надо сделать после игры.

При всём многообразии форм, внеклассная работа по математике в коррекционной школе должна быть органически связанна со школьной программой. Ученики коррекционных школ отличаются друг от друга по уровню общего развития, направленности интересов, чертами характера. Игнорируя эти различия невозможно добиться успехов во внеклассной работе, поэтому принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся, является важным при проведении внеклассных мероприятий. Он позволяет учитывать уровни развития каждого ученика и исходя из этого корректировать виды работ или вопросы для каждого ребёнка. Игра – это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности.  Игра – это путь к познанию мира, в котором живут наши ученики, поэтому наиболее часто проводимой формой внеклассной работы по предмету в коррекционной школе, является игра. Мною, совместно с преподавателем русского языка были разработаны и проведены интеллектуальные игры для учеников 6-7классов:

1.Интеллектуальная игра «Фортуна».

2.Интеллектуальная игра «Клуб весёлых эрудитов или Кто хочет стать конопатым?»

3.Интеллектуальное лото для умников и умниц «Риск - версия».

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ФОРТУНА»

Цель игры:

1.Развитие речи, мышления, словарного запаса. 

2.Расширение кругозора учащихся.

3.Воспитание чувства коллективизма.

Оборудование:

1.Таблица 10х10.

 Темы                                   А   Б   В   Г   Д   Е   К   Л   М

 А-«из истории»                  1    1   1    1   1    1   1    1    1  

 Б-ваша версия                    2    2   2    2   2    2   2     2   2

 В –новогоднее конфетти    3    3   3    3   3    3   3     3   3

  Г-эрудит с тройками         4    4   4    4   4    4   4     4   4

 Д-денежный вопрос

 Е-что бы это значило?       5    5    5   5    5    5   5    5    5

 К-слово по определению   6    6    6   6    6    6   6    6    6

 Ф-вопрос фортуна

       Ход игры:

1.Приветствие учителя:

            Привет, друзья!

Сегодня в школе большой и интересный день.

Мы приготовили весёлый, задорный конкурс «Кто умней?»

Наша игра называется «Фортуна, проводится она накануне Нового года, поэтому и вопросы будут весёлые, новогодние.

2.Объяснение правил игры.

Каждый цифровой ряд в этой игре имеет тематику вопросов. В игре принимают участие команды, которые ходят поочерёдно (например, А3). Ведущий зачитывает вопрос. За правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то ведущий сам называет ответ, т. е. повторно этот вопрос уже не играет. В каждом ряду есть вопрос – «фортуна» о котором знает только ведущий. Команда, ответившая на этот вопрос верно, получает дополнительный 1 балл. После того, как игроки ответят на вопрос, который выбрали, ведущий вопрос зачёркивает. Если на вопрос не отвечают, то ответит ведущий и вопрос всё равно зачёркивается. Победитель определяется по количеству баллов.

         Примерные вопросы для игры:

                    Ряд  А – «Из истории»

Вопрос  № 1

1.Когда в России было установлено считать началом Нового года 1 января? (1700г)

2.Кто такой жрец?

а) посетитель пункта общественного питания?

б) тот, кто много ест?

в) культовый служитель?

Вопрос № 2

  1. Чем украшались самые первые ёлки? (бумажными розами).
  2. Кто из фараонов построил самую большую пирамиду – Дом вечности, высотой – 146м. (Хеопс)

Вопрос №  3

1.Почему именно ёлка стала Новогодним деревом? (символ вечности, обновления).

2.Зачатки каких научных знаний зародились в Египте? (математика, астрономия, медицина).

Вопрос № 4

1.Какое дерево на Руси ставили на Новый год до ёлки? (вишню)

2.Назови главный подарок на Рождество, призывающий солнце вернуться? (свечи)

Вопрос № 5   Фортуна +1 Балл

1.Сколько раз в нашей стране можно встретить Новый год? (столько, сколько часовых поясов).

2.С середины 14 века в Московском государстве  существовал ритуал. 1сентября ровно в полночь со стороны Московского Кремля раздавался грохот пушки, вслед затем гудел самый большой колокол на колокольне Петра Великого, а за ними начинали звонить колокола во всех московских храмах. Растворялись городские ворота, начиналась службу. В домах тушили огни, а с появлением солнца зажигали новый огонь. Чему был посвящён этот ритуал? ( 1 сентября считалось началом Нового года).

Вопрос № 6

1.Кто первый в мире установил обычай отмечать Новый год? ( Юлий Цезарь).

2.Какой цветок египтяне считали священным символом солнца, скромности, невинности? (лотос)

           Ряд Б   - «Ваша версия»

Вопрос № 1

1.Как раньше в Сибире называли детёныша оленя?

а) шмырли – мырли

б) чижик – пыжик

в) шурум  - бурум

Вопрос № 2

1.Где находится полюс холода? (Антарктида).

Вопрос № 3

1.Какая птица является символом Рождества – она развела огонь в пещере, где родился Иисус? (малиновка)

Вопрос № 4

1.Какая птица со времён греков считается символом мудрости и познания? (сова).

Вопрос № 5

1.Как называется птица, которая выдернула свои перья, чтобы положить их в кроватку Иисуса и стала после этого покровительницей младенцев (аист).

Вопрос № 6

1.Какое животное помогает Санта Клаусу, развозить подарки?

       Ряд В – « Новогоднее конфетти»

Вопрос № 1

1.Ближайшая родственница Деда Мороза? (Снегурочка).

2 .Когда в году столько дней, сколько  у человека глаз? (2 января)

3.Компания, в которой рекомендуется встретить Новый год? (семья).

Вопрос № 2

1.Самый новогодний фрукт? (мандарин).

2.Оконное художество Деда Мороза? (узор)

3.Как называется зимний день в народном календаре, о котором говорят «Зима с летом прощаются» (сретенье).

Вопрос № 3

1.Как называется мельчайшая частица снега? (снежинка)

2.Кто сражался с Мышиным королём накануне Нового года? (Щелкунчик)

3.Место, где родилась ёлочка? (лес)

Вопрос № 4

1.Назовите новогоднее  взрывное устройство? (хлопушка).

2.Назови реку, священную для  христиан, где крестили Христа? (Иордан)

3.Назови домашнее животное, визг которых предупреждает о наступлении холодов (поросята).

Вопрос № 5

1.Назови площадку для зимних развлечений (каток).

2.Назови Родину Деда Мороза? (Лапландия).

3.Подружка снеговика?(снежная баба).

Вопрос № 6

1.Назови, где находится резиденция российского Деда Мороза? (Устюг).

2.Назовите  волшебную палочку Деда Мороз  (посох).

3.Предновогоднее торговое предприятие, где продают новогодние сувениры? (ярмарка, базар).

               Ряд Г – «Эрудит  с тройками».

Вопрос № 1

1.Как звали трёх мушкетёров? (Атос, Портос ,Арамис).

Вопрос № 2

1.Как звали трёх богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша  Попович).

Вопрос № 3

1.Как звали трёх медведей из сказки «Машенька и медведь?» (Михайло Потапыч,  Настастья Петровна, Мишутка).

Вопрос № 4

1.Как звали трёх поросят?

Вопрос № 5

1.Как звали трёх толстяков из сказки Олешко «Три толстяка»? (имён нет: первый, второй, третий).

Вопрос № 6   - вопрос «фортуна»            

1.Сколько было толстяков в сказке Олешко «Три толстяка»?  

  Ряд Д -  «Денежный вопрос»

Вопрос № 1

1.Как называются деньги, взятые взаймы? (долг).

Вопрос № 2

1.Назови одним словом ценное имущество принадлежащее    государству? (козна).

Вопрос № 3

1.Как в народе называется 1 млн? (лимон).

Вопрос №4

1 .Кто является мифологическим хранителем подземных богатств? (гном).

Вопрос № 5

1.Что такое валюта? (денежная единица иностранного государства).

Вопрос № 6

1.Назови мелкую монету в Российском государстве в прежние времена?

а) полщёчки                  в) полбровки

б) полушка                     г) полносика

  Ряд  Е – «Что бы это  значило?.

Вопрос № 1

1.Кому закон не писан?

Вопрос № 2

1.Что в воде не тонет, и в огне не горит? (правда).

Вопрос № 3

1.Когда следует беречь платье и здоровье? (платье снову, здоровье смолоду)                  

Вопрос № 4

1.Кто свинье не товарищ? (гусь).

Вопрос № 5

1.Кто бережённого бережёт? (бог).

Вопрос № 6

1.Что в мешке не утаишь? (шило).

Ряд К – «Слово по определению»

Вопрос № 1

1.Лестничная, грудная, тетрадная, птичья (клетка).

2.Глубокий, гипностический, кошмарный (сон).

3.Честные, трудовые, фальшивые (деньги).

4. Садовый, избирательный, милицейский ( участок).

Вопрос № 2

1.Апельсиновая, румяная, ледяная, подгорелая (корка).

2.Новый, учебный, високосный, урожайный (год).

3. Семейный, золотой, призовой, благотворительный (фонд).

4.Привокзальная, центральная, базарная, вычисленная (площадь).

Вопрос № 3

1.Обручальное, баскетбольное, золотое (кольцо).

2.Жалобная, красная, телефонная, кулинарная (книга).

3.Логическая, якорная, горная, электрическая ( цепь).

4.Заварной, обувной, белковый, ночной (крем).

Вопрос № 4

1.Дождливая, ясная,  чудесная, ненастная, (погода).

2.Глянцевый, интересный, ежемесячный, дамский (журнал).

3.Фарфоровая, летающая, суповая, глубокая (тарелка).

4.Эстрадный, порядковый, инвентарный, телефонный (номер).

Вопрос № 5

1.Лайковые, хирургические, боксёрские, вязанные (перчатки).

2.Грибной, слепой, проливной, затяжной (дождь).

3. Электрическая, настольная, настенная, люминесцентная (лампа).

4.Электронное, заказное, анонимное, гарантийное (письмо).

Вопрос № 6

1.Оркестровая, долговая, глубокая, овощная (яма).

2.Домотканный, узорный, напольный, персидский (ковёр).

3.Хромовые,резиновые, модные, зимние (сапоги).

4.Извилистая, дальняя, скоростная, прямая (дорога).

         

   Вопрос      «ФОРТУНА»

1.Ко мне на вечеринку под самый Новый год

Друзья зайти решили и я веду им счёт.

Пришли сначала 8, потом ещё 5,

Чуть позже 3 вышли, а 2 стучат опять.

Потом ватагой шумной вломились ещё 7

За ними следом 2, а 6 ушли совсем

Затем ушли  13, а 4 пришли

За ними 18 на огонёк зашли.

Потом 1 умчался, наверно в магазин,

Но вскоре возвратился, а с ним ещё 1.

Ушли чуть позже 7 -  у них свои дела

Зато явились 4 и сели у стола.

Затем меня покинули 11 подряд,

Но 9 возвратились, я был им очень рад.

Собрались спешно 3, ушли куда – то в ночь

За ними ещё 3 отправились вдруг прочь

Затем недосчитался я целых пятерых,

Зато потом дождался друзей я семерых.

Сколько  осталось друзей?

IV.Подведение итогов, слово жюри.

V. Награждение команды победительницы.    

   Интеллектуальная игра «Клуб весёлых эрудитов или кто хочет стать конопатым?»

Цель игры:

  1. Пополнение знаний учащихся по математике и русскому языку.
  2. Расширение кругозора учащихся.
  3. Учить комментированию.
  4. Развивать речь учащихся.
  5. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Оборудование:

                1.плакаты для оформления помещения.

                2.карточки для заданий.

                3.2смешные рожицы на отдельных плакатах, на которых помощники  будут рисовать веснушки – конопушки.

Подготовительный этап:

                1.отбор игроков, формирование команд.

                2.задания командам.

Ход игры:

                 1.Вступительное слово ведущего о роли знаний в жизни человека, о роли математики и русского языка.

                2.Проведение игры. Участвуют 2 команды.

Вступительное слово:

  Добрый день, наши друзья!

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмём язык и век

Всегда стремился к знанью человек.

Рады приветствовать вас в клубе весёлых эрудитов. Надеемся, что сегодня не придётся скучать, ведь здесь собрались смешливые, находчивые, весёлые ребята.

Мы проводим состязание в знаниях для повышения эрудиции, улыбаемости, хохотаемости.

Условие игры:

У нас 2 команды весёлых эрудитов. У каждой команды своя эмблема – весёлая рожица. За правильные ответы на вопросы команды будут получать веснушки – конопушки. Их будут рисовать на эмблемах фломастером наши помощники. Чья эмблема к концу состязаний будет самой конопатой, тот и станет победителем. Наше жюри по достоинству оценит ваши знания, находчивость, юмор. А так как многие вопросы будут шуточные, то и ответы принимаются остроумные.

И так, кто хочет стать конопатым?

             

  Конкурс № 1 – «Выбери ответ»

Будьте внимательны, здесь есть вопросы с подвохом. Команды отвечают поочерёдно блоками, состоящими из 6 вопросов. Остальные пока зрители.

1.Что означает слово «вспылить?»

а) поднять пыль

б) проявить гнев

в) сдунуть с кого – либо пылинки

2.Что означает слово «доминировать?»

а) установить дополнительные мины

б) играть в домино

в) превосходить

3.Кто такой легкоатлет?

а) тот, кто легко отлетает при ударе

б) атлет дистрофик

в) спортсмен, занимающийся легкой атлетикой

4.Как используя  крылатую фразу, доказать своё превосходство в чём – либо перед кем – либо?

а) задирать нос

б) тыкать носом

в) утереть нос

5.Что означает слово «судачить»

а) ловить удочкой судака

б) водить или обсуждать морские суда

в) заниматься сплетнями

6.Как, согласно крылатой фразе, бесследно и неожиданно исчезнуть?

а) провалиться сквозь землю

б) выйти из строя

в) сойти на нет

7.Если кто – то молчит, то он?

а) прикусил язык

б) укоротил язык

в) проглотил язык

8.Если кукушка – она, то кто он?

а) кукуш

б) кукун

в) кунец

9.Кто такой воронёнок?

а) вор детства

б) птенец ворона

в) маленький ротозей

10.Как, согласно крылатой фразе, следует принимать дорогих гостей?

а) с пустыми руками

б) с распростёртыми объятиями

в) с пятого на десятое

11.Как согласно крылатой фразе, лишить кого – либо возможности свободно действовать?

а) связать по рукам и ногам

б) наступить на пятки

в) сесть на шею

12. Кто такой гладиатор?

а) утюг

б) тот, кто гладит бельё

в) боец на арене римского амфитеатра

13. Что такое шумовка?

а) дискотека

б) предмет кухонной посуды (большая ложка с дыркой)

в) шумный человек

14. Кто такая наседка?

а) соседка, живущая этажом выше

б) женщина наседающая на кого – либо

в) курица, высиживающая цыплят

15. Что такое перебранка?

а) выбор жениха

б) крупа, которую перебрали перед употреблением

в) ссора, сопровождающаяся скандалом

16.Какая птичка называется так же, как и цитрусовый?

а) мандаринка

б) лимонка

в) апельсинка

17. Что такое грабли?

а) вёсла лодки

б) с/х орудие труда

в) воры – налётчики

18.Что такое глазок?

а) кусочек глазуни

б) измерительный прибор

в) круглое отверстие в чём – либо для наблюдения

           Конкурс № 2 – «Загадка, загаданная пословицей»

Все любят отгадывать загадки. Попробуем отгадать загадки,которые нам загадали пословицы. Команда, отгадавшая загадку с первой попытки, получает 3 балла, со 2 попытки – 2 балла, с 3 попытки – 1 балл.

1.Они познаются в беде

Не имей 100 рублей, а …

Человек без них, что дерево без корней       (дерево)

2.Он болтает, а голова отвечает

 Он до Киева доведёт

 Без него и колокол нем         (язык)

3.Чистота – залог его

Оно дороже богатства

Его сгубишь – новое не купишь     (здоровье)

4.Он – всему голова

Худ обед, коли его нет

Лучше он с водой, чем пирог с бедой    (хлеб)

5.Оно мастера боится

Оно не комар, от него не отмахнёшься

От скуки бери его в руки          (дело)

6.Он хорошо, а 2 лучше

Красна птица пером, а человек

Голова без него, что фонарь без свечи    (ум)

7.Делу он, а потехи час

Оно – лучший лекарь

Оно – деньги       (время)

           Конкурс №3 – Блиц – турнир.

1.Как называется учебное время между каникулами?

а) тайм        б) четверть            в) семинар

2.Сколько дней в феврале?

а) 28            б)30        в)31        г)33

3. Сумма – это результат

а) умножения чисел           б) деления чисел

в) сложения чисел              г) вычитания чисел

4. У квадрата

а) все стороны равны

б) противоположные стороны равны

в) две стороны равны

г) три стороны равны

5. Какова величина прямого угла?

а) 100*  б) 80*   в) 90*   г)110*

6. Как называется промежуток времени между четвертями?

а) перемена           б) отпуск        в) пересменка          г) каникулы

7. Сколько лет в веке?

а) 10     б) 100       в) 200       г) 1000

8. 1ц – это:

а) 10 кг        б) 1000кг     в) 100кг      г) 10000кг

9. Чтобы вычислить площадь, нужно:

а) умножить 2 стороны     б) сложить 2 стороны

в) сложить все стороны     г) умножить все стороны

10. Луч – это часть прямой, ограниченная

а) с 2х сторон          б) с 1 стороны          в)3х сторон       г)4х сторон

11. Сколько будет 256 х 0

а) 256       б) 2560      в) 0        г) 2056

12.Как называется перечень уроков, которые следуют друг за другом?

а) план         б) расчёт        в) расписание         г) планирование

13.Чтобы вычислить площадь, нужно:

а) сложить все стороны         б) сложить 3 стороны

в) сложить длину и ширину   г) умножить длину на ширину

14. Отрезок – это часть прямой, ограниченная с

а) одной стороны       б) с 2 х сторон

15. Какова величина развёрнутого угла

а) 160*      б) 150*     в) 100*     г) 180*

16. Сколько ног у 3коров?

17. Сколько ног у 3петухов?

18.Сколько получится, если 10 увеличить в 3 раза?

19.Назови число, которое предшествует числу 280?

20.Сколько будет 27х0 ?

21.Какая дробь называется правильной?

22.Как можно назвать 12 часов ночи?

23.Какой месяц завершает год?

24.Как называется фигура ,у которой 5 углов?

25. Сколько 0 в записи числа миллион?

26.Если в треугольнике 1угол тупой, то какие 2 других угла?

27.Прямоугольник – это фигура или тело?

28.Какова величина прямого угла?

29.С какого месяца начинается год?

30.Как называется треугольник, в котором есть тупой угол?

                Конкурс № 4  - « О пословицах с улыбкой».

Наш конкурс предполагает, что вы все знатоки русских народных пословиц и поговорок. Следующее задание состоит в том, что вам надо выбрать правильный ответ из предложенных мною вариантов.

За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Зависливое око……..

а) как рот широко        б) как река глубока     в) видит далёко

2. Без труда………..

а) хорошо всегда  б) не надорвешься никогда  в) ни туда и ни сюда

г) не выловишь и рыбку из пруда

3. Есть и квас…….

а) всё для вас      б) большой припас     в) и в рот и в глаз

г) да не про вас

4. На чужой каравай…….

а) гостей созывай       б) песню запевай     в) стол накрывай

г) рот не разевай

5. Кто детям потакает, тот потом………

а) локти кусает   б) слезу пускает   в) пилюли глотает     г) сам себя ругает

6. Детишек воспитать – не………

а) курочек пересчитать     б) кочки попинать    в) дров наломать

г) лыка надрать

7. И рад бы в рай, да…………

а) перед носом двери закрывают    б) зубы там пересчитают

в) по хребту накостыляют

г) грехи не пускают

8.Глаза завидущие…….

а) щёки толстущие     б) уши грязнущие    в) ноги грязнущие

г) руки загребущие

      Конкурс № 5 – «Ошибочка вышла».

Иногда одна буква меняет смысл всей фразы. Найдите в пословицах ошибку – букву. Кто быстрее определит её, тот и принесёт 1 балл в командную копилку.

1.Проще жаренной репы     (пареной)

2.Мети, Емеля, твоя неделя    (мели)

3.Знает мошка, чьё мясо съела  (кошка)

4. Лес рубят – кепки летят       (щепки)

5. Своя ноша не тонет           (тянет)

6. Взявший мяч от мяча и погибнет    (меч)

7. Море старит, радость молодит     (горе)

8. И в гадости слёзы бывают      (радости)

9.Всякому хвощу своё время     (овощу)

10. Было бы золото, а черти найдутся      (болото)

        Конкурс № 6 – «Путаница»

Сейчас команда получит карточку. На ней 3 пословицы. Но записаны они необычным способом. Слова все перепутаны. Надо буквы вернуть на свои места и прочитать пословицы и поговорки. Команда, быстрее всех выполнившая задание получает 5 баллов.

1 карточка

      1.ТОСЬЮТОЯЛ  КОЛУВ  ИЧЕВЬ  ЗЕСЫЛ

      2.ДЕГ  КОНОТ, МАТ  И  ТСЕРВЯ       ( где тонко, там и рвётся)

      3.ДЕБУТ НЕДЬ _ ТУДЕБ ИЩАП       (будет день – будет пища)

2 карточка

       1.ГОРАДО  КЛАТО К  ДУБОЕ

       2.МАЫД  БЗЕ  НОГЯ  НЕ  ТЫБЕАВ  (дыма без огня не бывает)

       3.ЕН  ЯНАЗ  БОРДУ,  НЕ ЯУССЙ В  ДОВУ      (не зная броду, не суйся в воду)

               Конкурс № 7 - «Соедини пословицы»

1карточка

  1. Без труда не накинешь платок
  2. Береги платье снову, живот в голоде, а ноги в тепле
  3. За двумя зайцами погонишься, бей молотком
  4. Если бы молодость знала, а бес в ребро
  5. Сколько волка не корми, вылетит – не поймаешь

     2 карточка

           1.Слово не воробей, он всё равно в лес смотрит

           2.На всякий роток не вытянешь и рыбку из пруда

           3.Держи голову в холоде, а честь смолоду

           4.Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь

           5.Седина в голову, если бы старость могла  

             Конкурс № 8 – «Загадки шутки»

  1. 6 Картофелин    сварились в кастрюле за 30 минут. За сколько минут сварилась 1 штука.
  2. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки?
  3. Один ослик нёс 10кг сахару, другой нёс 10кг ваты. У кого поклажа была тяжелее?
  4.  3 человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый?
  5. Пятачок есть, а ничего не покупает?
  6. У животного

2правые ноги

2 левые ноги

2 ноги спереди

2 ноги сзади

Сколько ног у животного?      (4)

       7.У трёх бабушек было по 1 серенькому козлику. Бабушки козликов очень любили. Пошли козлики в лес погулять, а там их волки съели. Остались от козликов рожки, да ножки. Сколько осталось рожек? Сколько осталось ножек?

      8. Собака когда служит стоит на 2 задних лапках и весит 3кг. Сколько весит собачка, когда стоит на 4 лапах?

       9.Слон и Моська (герои каждой басни) сделали себе один большой бутерброд с колбасой весом в3кг, а затем разделили его следующим образом:

Моська съела колбасу и слизала масло, а Слон  слопал хлеб. Сколько кг хлеба досталось Слону, если на изготовление бутерброда пошло 750г колбасы и 250г масла?

 Жюри подводит итоги конкурсов, считает  веснушки - конопушки .                

  Награждение победителей.

Интеллектуальное лото для умников и умниц «РИСК – ВЕРСИЯ».

   Цель игры:

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся.

2.Развивать речь, мышление, словарный запас.

3.Прививать интерес учащихся к урокам математики и русского языка.

Оборудование:

Исходя из возможностей учащихся, задания составлены блоками из 9 вопросов для каждого из них. Выдаются карточки по1шт. На них отмечены № вопросов.(9 вопросов). Далее игра проводится по принципу «Русское лото». Из мешочка вынимаются бочонки с №.

Ход игры:

1.Приветствие учителя:

      Привет, друзья! Сегодня в школе большой и интересный день!

Мы подготовили весёлый, задорный конкурс «Кто умней?»

  «Интеллектуальное лото» - соревнование в остроумии и знании

    Чтоб этот конкурс по душе пришёлся всем нужно знанья иметь прочные,

   Быть весёлым и находчивым.

Наш конкурс наукам посвящается, что математикой и русским в школе называются.

Уже готово всё к сраженью, ребята лишь сигнала ждут, одну минуточку

терпенья, я вам представлю грозный суд.

Красной скатертью стол большой накрыт, а за тем столом всё жюри сидит

Жюри милое, справедливое, Вы судите их, но и милуйте!

2.Объяснение правил игры:

Ведущий вынимает из мешочка бочонок с №.

Тот, у кого в карточке есть этот №, отвечает на вопрос.

Если ответ неправильный, даётся право отвечать любому желающему.

Если со второй попытки не дан правильный ответ, его сообщает ведущий.

Игрок, давший правильный ответ, бочонком закрывает № в карточке.

Если игрок отвечает не на свой вопрос, он имеет право закрыть любой №.

Выигрывает тот , кто первый закроет карточку.

3.Проведение игры.

4.Подвеление итогов игры.

5.Награждение победителей.

Всем спасибо за вниманье, за задор и звонкий смех

За проявленные знанья, обеспечившие успех.

Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь,

Говорим всем: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

                          Вопросы:

 

1.Что нужно брать с героев, а также со всех честных и порядочных людей?

а) задачу  б) пример  в) уравнение

2.В каких лесах не водится дичь?...............

3.Закончи предложение:

Собирают ребятишки в парке жёлуди и ……………

4.Сосчитай, но только быстро:

Сколько пальцев на двух руках?

Сколько пальцев на 10 руках?............

5.Из какого крана нельзя напиться?..........

6.Что появляется под глазами у усталого человека?

а)углы    б)круги      в)овалы

7.Подарил утятам ёжик, 8 кожаных сапожек. Кто ответит из ребят, сколько было всех утят?

9.Подбери слова противоположные по значению:

Друзья - ………..

Близко - …………

Лживый - ……….

Сытый - ……….

Старый - ……….

1.Сколько нужно одинаковых букв, чтобы написать слова:

« мать, отец, сын, бабушка, дедушка»……..

2.Какие числа употребляются при счёте?

а) природные      б) натуральные      в) естественные

3.Вставь гласную и назови слово:

Цв…ты  сп…..на   сл……ды    дв…..ры    гр…чи      ст….на

4.Долго я понять не смог, что часть слова – это……..

Закончи предложение,   Объясни!

5.У меня сосед, ему 10 лет. Знают, все, что он и я не разлучные …….

Закончи предложение.

6.Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих. Какие слова следует писать с Ь знаком на конце?

7.Чем отличается один поезд от другого с точки зрения математики?

а) номер    б) цифра    в) знак

8.Закаляют нас всегда: солнце, воздух и ……

Допиши и объясни написание слова.

9.Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей?

1.Какое небесное тело имеет 2 названия:

Одно мужского рода, другое – женского?

Ответ содержится в стихах Пушкина А, С,

Татьяна на широкий двор  в открытом платьице выходит,

На  месяц зеркальце наводит, но в темноте зеркала она

Дрожит печальная луна.

2.В какой печи не пекут калачи?

3.Что вытащил журавль из пасти волка?

а) кость      б) копейку    в) хлебную крошку

4.Если она кенгуру, то он?

а) кенгур    б) кенкурист   в) кенкуру

5.Что получают при делении чисел?

а) личное    б) частное  в) общественное

6.Как называется узкая, протоптанная дорожка?.......

7.Без чего не смогут обойтись охотники, барабанщики, математики?

8.Из Москвы до С – Петербурга самолёт летит 1 час 20минут, а из С – Петербурга  80минут. Почему?

9.На какой угол поворачивается солдат, по команде кругом

а) на 90* б)на 360*  в)на 180*

1.Что выкидывает человек, совершая какой – либо странный поступок?

а) цифру   б) число    в) номер

2.Продолжи дальше: новый, високосный, урожайный…….

3.Веришь ли ты, что – гусёнок, гусыня, гусеница – родственники.

4.Закончи: Если буква гласная, вызвала сомнение, то ее немедленно ставь ……

5.Какой результат арифметического действия является сладким на вкус:

а) разность  б) сумма  в)остаток

6.Каким математическим словом характеризуют необщительного скрытого человека?

а) прямолинейный  б) замкнутый  в) пунктуальный

7.У 2-х носорогов 2 рога.    Сколько рогов у 100 носорогов?

8.Какие геометрические фигуры дружат с солнцем?

а) линии     б) лучи    в) отрезки

9.В каком месяце люди разговаривают меньше всего? Почему?

10.1.5 картофелин варились 30 минут. Сколько минут варилась 1 картофелина?

2.Как иначе называют секцию в школе?

а) кружок  б) прямоугольник в) треугольник?

3.Каким бывают и полный дурак и отличник, и сирота?

а) круглый б) квадратный  в) прямоугольный

4.Пара конькобежцев пробежала по стадиону 8 кругов.

По сколько кругов пробежал каждый?

5.Если перевернуть эту цифру сверху вниз, она уменьшится на 3.

Что эта за цифра?

6.Первый всегда комом.

а) пирог  б) блин   в) торт

7.Какую геометрическую фигуру украшают бриллиантами?

а) круг   б) обруч   в) кольцо

8.С роду не ест, не пьёт – песни звонкие поёт. И с урока на урок, подаёт свой голосок. Отгадай и объясни.

9.12 братьев, разно называются и разными делами занимаются. Кто это?.....

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься о том, как поддержать у обучаемых интерес к изученному материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо позабо...

Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

Статья на тему "Игровые технологии". Описывается такой вид деятельности как имитационная игра. Материал будет интересен учителям русского языка и литературы....

Обобщение педагогического опыта. Творческая работа "Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках географии."

Данный материал содержит компьютерную презентацию практических достижений профессиональной деятельности учителя, показывающую, как с помощью применения игровых технологий активизировать познавательную...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...