Обмен опытом. Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.
статья на тему
Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, неусидчивые, слаборазвита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с нарушениями интеллекта к учёбе и социальной жизни в коррекционных школах используют на уроках форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.
Шатырко Наталья Александровна
Все чаще и чаще мы встречаемся с термином “интеграция”. На сегодняшний день интегрированные уроки для учащихся специальных (коррекционных ) школ VIII вида стали реальностью и необходимостью. Многие выдающие педагоги прошлых лет и настоящих (Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский ) уделяли внимание необходимости установления взаимосвязей между отдельными учебными предметами для повышения эффективности обучения и формирования целостной картины окружающего мира и научной системы знаний в сознании учащихся.
При помощи интеграции детям легче перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их обобщенному изучению. Уровень знаний по предмету, уровень интеллектуальной деятельности, познавательный интерес школьников несомненно возрастает на интегрированных уроках.
Интеграция учебного материала способствует развитию различных видов мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях.
Интегрированные уроки позволяют решать следующие проблемы:
- объединить изучаемые школьные дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действиях, явлениях, процессах;
- повысить эффективность достижения образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, задействованным в интеграции;
- создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;
- развить навыки продуктивного общения.
Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, неусидчивые, слаборазвита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с нарушениями интеллекта к учёбе и социальной жизни в коррекционных школах используют на уроках форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.
Проанализировав особенности познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта, а также структура уроков специальных (коррекционных) школ VIII вида свидетельствуют о возможности и необходимости использования интегрированных уроков, которые способствуют развитию самостоятельности, познавательной активности и интересов школьников с интеллектуальным недоразвитием.
При изучении окружающего мира необходимо знать его компоненты, определяющие структуру и связи между ними. Использование интеграции знаний в образовании позволяет выделять компоненты содержания образования, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде. Интеграция в обучении проявляется в том, что обобщенное воздействие образовательных компонентов на обучающихся во много раз активнее и эффективнее, чем влияние каждого из них отдельно, что обеспечивает положительный результат обучения.
Учитывая возрастные особенности школьников с нарушениями интеллекта, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать многообразие мир с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Так же интеграция способствует развитию и воображения, и внимания, и памяти, и мышления учащихся. Интегрированные уроки помогают детям с нарушениями интеллекта целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии , а также лучшей социализации в обществе. Интегрированные уроки призванны обеспечить единый подход учителей данных учебных предметов к решению общих учебно-воспитательных задач на основе обобщения .
Это дает возможность систематизировать знания по различным предметам, и позволяет комплексно применить их на практике, трудовой деятельности и в жизни человека.
Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области: интеграция через поиск межпредметных связей; тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах; разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов. Все это свидетельствует об актуальности самой проблемы интеграции.
Существующая система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из различных областей. Потоки информации и ее объемы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отслеживать необходимую информацию по любому из направлений научного знания. Большая часть информации остается невостребованной.
Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности .
Таким образом, назревшая проблема интеграции социально обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности.
Дети с нарушениями интеллекта характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Они способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех форм умственной отсталости, и, хотя развитие детей с нарушенным интеллектом осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Специальное обучение предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно - мышления. Это важное направление коррекционной работы теоретически обосновано тем, что хотя ребенок с нарушениями интеллекта своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою очередь, затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем доказано, что мышление детей с нарушениями интеллекта, несомненно, развивается. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению такого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных школ.
Другое, тоже очень важное направление коррекционной работы предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы учеников, которая играет большую роль и в усвоении знаний, умений и навыков, и в установлении контактов в окружающими, и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее.
Рассмотрим подробнее особенности мышления детей с нарушениями интеллекта. По мнению В.Г.Петровой мышление имеет основные три формы: практически-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую.
У школьников с нарушениями интеллекта обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение простейших практически-действенных задач, поскольку их моторное и чувственное познание оставляет желать лучшего.
Эти дети воспринимают материал упрощенно, много опускают, изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними, не могут проследить причинно-следственные связи. При обучении в коррекционной школе эти недостатки в мышлении не всегда удается исправить. При постановке более усложненных задач они обнаруживаются вновь и вновь. Мыслительные процессы школьников с нарушениями интеллекта весьма своеобразны. Выполняемый ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью словарного запаса и фрагментарностью.
Характеризуя мышление учащихся с нарушениями интеллекта, следует специально подчеркнуть стереотипность, туго-подвижность этого процесса. Именно поэтому применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает у школьников затруднения и часто приводит к неправильному выполнению задания.
Средством человеческого общения и регуляции деятельности служит речь. У всех учащихся с нарушением интеллекта наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. У них характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем, чем в норме, понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. Словарь учащихся младших классов беден, в основном ограничен бытовой тематикой. Употребляемые детьми с интеллектуальным недоразвитием предложения часто бывают построены примитивно и немногосложно, не всегда правильно. В них имеются различные отклонения от норм родного языка - нарушения согласования, управления, пропуски членов предложения, в ряде случаев - и главных.
По мнению В.Г.Петровой обучение детей с нарушениями интеллекта в большей мере опирается на процессы памяти, которая имеет многие своеобразные особенности. Объем запоминаемого учениками коррекционной школы материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Запоминание учебного материала в большой мере зависит от того, каким путем этот материал был воспринят, а также от возраста школьников. Для учащихся коррекционных школ наиболее благоприятным для запоминания является прослушивание текста с голоса учителя. Это обусловлено трудностями процесса чтения, которым ученики еще не полностью овладевают на данном этапе обучения, а также их привычкой ориентироваться на восприятие устной речи.
Изучая то, как дети с нарушением интеллекта воспринимают окружающие их объекты, можно четко проследить отклонения от нормы. В настоящее время наиболее изученным является зрительное восприятие таких детей, с помощью которого они получают значительную часть информации об окружающем. Установлено, что зрительное восприятие учащихся коррекционной школы замедленно. Т. е. для того чтобы разглядеть и узнать знакомый объект, ученикам требуется больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам. Это - важная особенность, оказывающая определенное влияние на ориентировку детей в пространстве и, вероятно, на процесс обучения чтению.
Восприятие детей с нарушенным интеллектом отличается недифференцированностью. Рассматривая предмет, дети видят его в общих чертах, глобально, не замечая специфических особенностей. Так, ученики I класса часто не различают близкие по спектру цвета, такие, как красный и оранжевый, синий и фиолетовый.
Ученики коррекционной школы зрительно воспринимают одновременно меньшее количество объектов, чем нормально развивающиеся дети. Это затрудняет их знакомство с окружающим миром.
Не менее важную роль в ориентировке играют восприятия времени и пространства. Ребенку с нарушенным интеллектом очень сложно дается пространственно-временная ориентация, а порой, в силу своих умственных и психологических особенностей, он так и не может этому научиться.
Уровень развития внимания у учащихся коррекционной школы весьма низок. Дети с нарушением интеллекта смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. По этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы.
В исследованиях на основании клинических и патофизиологических данных было показано, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у всех детей с интеллектуальным недоразвитием является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности. Вместе с тем ученые говорят о том, что у некоторых из этих детей наблюдается нарушение баланса между основными нервными процессами. Иначе говоря, речь идет о преобладании возбуждения над торможением или, напротив, торможения над возбуждением.
Структура психики ребенка с нарушениями интеллекта чрезвычайно сложна. Первичный дефект ведет к возникновению многих других отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с отклонениями в развитии отчетливо прослеживаются в самых различных его проявлениях.
Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития. Надо верить в результат успеха, верить в ребенка и идти к успеху неторопливыми и уверенными шагами.
Для успешного обучения детей с нарушениями интеллекта педагогика постоянно ищет новые методы и формы обучения, одной из которых и стала интеграция в обучении учеников коррекционных школ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида"
Методический материал по вопросам социализации учащихся коррекционной школы. Содержит вопросы изучения темы "Основы трудового права" с примерами практических заданий по теме....
Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе
Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...
«Использование активных игровых форм работы по развитию фонематических процессов у учащихся коррекционной школы VIII вида на воспитательском часу»
Игры, способствующие развитию фонематического и звукового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений, а также развитию моторной координации, ловкости, точности движений, к...
Нестандартные формы работы на уроках литературы в коррекционной школе VIII вида в условиях внедрения инновационных методов.
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учебного процесса в коррекционной школе. Важнейшим приемом активизации урока литературы является проведение нет...
Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».
Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и на...
Формирование познавательной сферы на уроках математики у учащихся коррекционной школы VIII вида
Вопросы, связанные с изучением детей с ограниченными возможностями здоровья относятся к числу актуальных в педагогике, психологии и других смежных науках. Это подтверждается значительной распространен...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе VIII вида в условиях ФГОС
Дети с нарушением интеллекта - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных пробл...