ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА. Интерактивные технологии
материал по теме
Приводятся не только теоретические выкладки, но и примеры использования технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интерактивные технологии | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные технологии
Интерактивные образовательные технологии призваны выстраивать процесс обучения как диалог студента и преподавателя, так и диалог с книгой, текстом, самим собой в рамках усвоения учебного материала, то есть диалог в этом смысле рассматривается как универсальная характеристика ситуации, обусловливающей субъектное развитие будущего специалиста; предстает как среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, пересмотра прежних и выработки новых смыслов. Метод предполагает творческое взаимодействие в живом общении, эмоциональность, безусловное принятие личности студента, создание максимально доброжелательной и доверительной среды, что максимально способствует созданию ситуации успеха.
Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы:
- создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
- организации обмена деятельностями;
- организации мыследеятельности;
- организации смыслотворчества;
- организации рефлексивной деятельности.
- Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале занятия, внеклассного дела и т. п.) на этапе введения в атмосферу иноязычного общения для оперативного включения в совместную работу каждого студента. Методы этой группы способствуют самоактуализации всех студентов, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.
Примерами таких методов могут быть:
«Аллитерация имени» (особенно эффективен при организации знакомства группы или при изучении темы «Внешность и характер человека»), «Заверши фразу», «Комплимент», «Подари цветок», «Прогноз погоды».
- Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, как преподавателя, так и студентов. Ведущим признаком этих методов является объединение студентов в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.
Например:
«Мастерская будущего», «Интервью», «1*2*4», «Круглый стол» (при обучении дискуссии)
- Методы организации смыслотворчестваведущей функцией имеют создание студентами и преподавателем нового содержания педагогического процесса, создание студентами своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.
Например:
«Ассоциации», «Алфавит» (позволяет повторить практически всю лексику по теме), «Минута говорения», «Аллитерация понятия».
- Методы организации мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций студентов, развитию их положительной мотивации к учению, с другой — стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение студентами различных мыслительных операций.
Например:
«Четыре угла», «Выбор», «Дюжина вопросов», «Смена собеседника» (тренировка вопросов – ответов).
- Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, ее результатов, обычно организуются на завершающем этапе занятия. Методы этой группы позволяют студентам и преподавателю зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.
Например:
«Рефлексивный круг», «Мини-сочинение», «Зарядка», «Цепочка пожеланий», «Заверши фразу».
Технология интерактивного обучения может быть технологической характеристикой отдельного занятия, внеклассного мероприятия. В то же время в интерактивном режиме можно проводить серию или все уроки, семинары или занятия по какой-либо учебной дисциплине.
Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, преподаватель определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями студентов, предлагаемого содержания, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет преподавателя, пока он осознает, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.
Я могу привести пример использования интерактивной педагогической технологии на занятии обучения умениям и навыкам.
Форма: Урок-практикум.
Метод: организация мыследеятельности.
Тема: Научный стиль речи. Ознакомление с лексикой по специальности.
Студентам выдаётся текст фантастического содержания, откуда они выбирают термины по специальности. Причём на отделении бухгалтерского учёта группа делится на экономистов, бухгалтеров и аудиторов (студенты-отличники). Экономисты и бухгалтеры решают поставленную задачу, а аудиторы выполняют проверку их работ. Преподаватель пересматривает сданные работы и подтверждает или опровергает оценки аудиторов, а также оценивает их самих.
Ещё один пример. Форма: занятие-практикум. Метод: организация мыследеятельности. Тема: Официально-деловой стиль. Преобразование текста.
Студентам необходимо изложить известную им с детства сказку (обычно предлагаются на выбор «Курочка Ряба», «Колобок» и «Репка»), используя официально-деловой стиль.
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации интерактивных педагогических технологий мною используются на первом классном часе во время знакомства с группой. Примером может послужить таблица, которая делится на две части: вопросы и ответы – и в хаотичном порядке раздаётся студентам, соблюдается последовательность только вопрос-ответ. Классный час получается непредсказуемым и весёлым.
Методы организации обмена деятельностями применяются мной на занятии по литературе среди студентов первого курса отделения бухгалтерского учёта по теме «Поэзия серебряного века». Занятие проводится в форме литературной гостиной. Группа делится на три равные части: акмеисты, символисты, футуристы. В кабинете литературы, стилизованном приближённо к литературному кафе начала XX века (надо отметить, что стилизация достаточно относительна) поэты серебряного века русской литературы, именно поэты, а не студенты, читают свои стихи, рассказывают о себе, делятся своим мнением по поводу того или иного стихотворения. В кабинете царит свободная атмосфера, поскольку беседа о поэзии проходит за чашкой чая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта по технологии
Развитие творческих способностей на уроках технологии и во внеурочное время...
Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"
Обобщение моего опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА. Игровые технологии
К теоретическому материалу прилагается методическая разработка занятия по культуре речи (была раньше такая дисциплина), где применяется интеллектуальная дидактическая игра "Лото с синонимами", и фотог...
Обобщение опыта использования технологии проектной деятельности на уроках геометрии
Выступление на семинаре "Обобщение опыта использования технологии проектной деятельности на уроках геометрии"...
Обобщение опыта учителя технологии по теме: «Развитие познавательной активности учащихся через проектный метод обучения».
В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном трудовом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие позн...
Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...
Обобщение опыта "Игровые технологии обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся к географии во внеурочное время"
Обобщение опыта "Игровые технологии обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся к географии во внеурочное время"...