обобщение опыта по технологии
материал по теме
Развитие творческих способностей на уроках технологии и во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta1.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по теме «Развитие Творческих способностей на уроках технологии и во внеурочное время».
«..необходимо сформировать у них (детей) умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношения». Б.М.Неменский
Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. На современном этапе изучением понятия «творческих способностей» и анализом путей их развития занимаются такие ученые как И.Ф. Харламов, В.А. Крутецкий, И.А. Зимняя и многие другие. Именно в творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.
Основной целью моей работы в школе является создание условий для развития творческих качеств личности через практико-ориентированный подход в обучении.
Для этого я стараюсь решить следующие задачи:
- Прививать интерес к творческому поиску, формировать умение находить собственное решение,
- Развивать целеустремлённость и настойчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
- Поощрять инициативность, уверенность в своих силах и способностях, развивать навыки созидания, самореализации.
Осуществляя взаимодействие с детьми с целью развития творческих способностей, придерживаюсь принципов гуманистической психологии, среди которых:
-создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, которая может вдохновлять ребёнка, вселять уверенность в себе, развивать творческое начало;
-создание климата взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности,
-восхищение каждой идеей ребёнка, поощрение оригинальности, использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
В обучении технологии на первый план выдвигаю общедидактические принципы: системность, наглядность, доступность, связи теории с практикой, а так же практические методы,. Это способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности. Практические методы обучения применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными, так как практической работе должно предшествовать инструкционное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций, образцов обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы.
Практические методы лучше других способствуют приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса.
Рассмотрим подробнее содержание используемых практических методов:
- Конструирование – основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование юбки, фартука или ночной сорочки, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данных объектов. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.
- Решение творческих задач – самостоятельное определение способа обработки, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решение задач, содержащих поисковые творческие элементы побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал. Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.
- Метод эксперимента – один из наиболее эффективных методов формирования способности к исследованию, например эксперимента качества водопроводной воды в своем районе города или эксперимент воздействия на предметы и ткани колы, лимонада и простой воды. (видео)
- Одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов. Значительный вклад в научное обоснование метода проектов внесли американские педагоги Килпатрик, Э. Коллингс; отечественные педагоги Л.Э. Левин, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, СТ. Шацкий и многие другие.
Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной, пользующийся спросом, Выполнение проекта способствует адаптации к новым социально-экономическим условиям: учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, продажную цену и т.д. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. (видео)
- Уроки – деловые игры удобно проводить при повторении и обобщении темы, так как организация групповой работы позволяет охватить объемный материал. Проводится обмен заданиями и мнениями. При проведении деловой игры по теме «Создай свое предприятие» в Модуле «Домашняя экономика и предпринимательства» 8 класс ставится задача по созданию виртуального востребованного предприятия приносящего прибыль в нашем городе. При создании учитывается выгодное месторасположение, близость к потребителю, а также разрабатывается товарный знак, различные виды рекламы.
Раскрытию индивидуальных творческих способностей ребенка, обогащению его личного опыта, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности способствует кружковая работа. Уже более 10 лет я руковожу творческим объединением «Рукодельница», мною разработана программа «Красота природы в лентах» по вышивке шелковыми лентами. Этот вид рукоделия помогает в короткие сроки создать работу, в которой ребенок реализует свое понятие о красоте и видит результат творчества.
Развитию мелкой моторики помогают занятия кружка «Умелые ручки» с учениками 1-х классов. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках пальцев» (В. Сухомлинский).
Новизна в методах обучения и воспитания, используемых мной, состоит в том, что:
- использую индивидуальные творческие проекты, как основной метод развития творческих способностей, самореализации и социализации школьников;
- разрабатываю авторские программы для учащихся 1-9 классов, с целью выявления и поддержки одаренных детей;
- мотивирую познавательную деятельность за счет практической направленности, добиваюсь положительного отношения к технологии и высокого рейтинга предмета в течение всех лет обучения;
- организую самоконтроль и взаимоконтроль результатов самостоятельной работы на уроке, оказывая оперативную помощь;
- создаю ситуацию успеха, предлагая ученику посильные задания с поэтапным возрастанием их сложности.
- наряду с традиционными технологиями организации коллективного творческого дела, использую в воспитательной деятельности метод социального проектирования. Сл. дня пожилого человека
Актуальность моего опыта прежде всего выражается в практико-ориентированной деятельности. В современном обществе подавляющее большинство населения утратило те навыки, которые испокон веков были традиционными: вышивание, шитье, изготовление предметов быта, декоративное украшение их, предоставив это предприятиям промышленности и обслуживающей сферы. Мои ученицы, благодаря практикуемым методам преподавания и внеклассной деятельности хорошо владеют описанными приемами, используя их в повседневной практике.
Одной из проблем для молодых преподавателей технологии является недостаток дидактического материала для уроков. Мною в течение 16 лет разработаны и систематизированы инструкционные карты по всем урокам технологического цикла. Охотно делюсь своими разработками на школах передового опыта, семинарах.
Применяемые мною методы способствуют высокой результативности участия лицеистов в предметных олимпиадах, конкурсах декоративно-прикладного творчества. Так в период с 2008 по 2012 год мои ученицы занимали призовые места (2 призера и 4 победителя) в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по технологии. Сл табл. В 2009 году Екатерина Мышкина стала призером, в 2012 Екатерина Савельева - победителем регионального этапа.
Стабильно высокими остаются результаты участия кружковцев в конкурсах художественного и декоративно-прикладного творчества.
В работе с классным коллективом мне также очень помогает метод социального проектирования, позволяющий выявить творческие и лидерские способности учащихся. Об эффективности его использования свидетельствуют следующие результаты
год | конкурс | Занятое место |
2010 г | Городской конкурс «Самый классный класс» | 1 место |
2011 г | Городской конкурс «Мы дети твои, Галактика» | 2 место |
2011 | Городской конкурс-фестиваль «Безопасное колесо» | 1 место |
Достаточно проверенный по времени и подтвержденный положительными результатами работы мой опыт в первую очередь важен тем, что помогает ученикам ответить на главные вопросы, которые рано или поздно встают перед любым человеком: каков окружающий меня мир и каково мое место в этом мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"
Обобщение моего опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА. Игровые технологии
К теоретическому материалу прилагается методическая разработка занятия по культуре речи (была раньше такая дисциплина), где применяется интеллектуальная дидактическая игра "Лото с синонимами", и фотог...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА. Интерактивные технологии
Приводятся не только теоретические выкладки, но и примеры использования технологии...
Обобщение опыта использования технологии проектной деятельности на уроках геометрии
Выступление на семинаре "Обобщение опыта использования технологии проектной деятельности на уроках геометрии"...
Обобщение опыта учителя технологии по теме: «Развитие познавательной активности учащихся через проектный метод обучения».
В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном трудовом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие позн...
Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...
Обобщение опыта "Игровые технологии обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся к географии во внеурочное время"
Обобщение опыта "Игровые технологии обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся к географии во внеурочное время"...
Комментарии
Развитие творческих