Статья "Технологическая карта урока"
статья на тему
В статье изложена основны основные требования к технологической карте урока. В приложении представлены две технологические карты к урокам математики и шаблон технологической карты, разработанный и использующийся преподавателями математики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преподаватель математики СПб СВУ МО РФ
Васильева Светлана Алексеевна
Технологическая карта урока
«Школа» (schole) трактуется как
дом радости в процессе познания мира.
(с греческого)
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последнее десятилетие, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сентября 2012 года осуществился переход на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) «по мере готовности» образовательных учреждений.
ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., указывает на такие основные особенности реализации содержания образования, как:
- необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных;
- новое понимание образовательных результатов — необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;
- понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий1.
Новая парадигма образования основана на рефлексивных умениях: самостоятельно учиться, осваивать универсальные способы деятельности, познавательные и информационно-коммуникативные. Методологической основой планирования образовательной деятельности является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности.
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности, является значительным достижением психологии. Психолог
Алексей Николаевич Леонтьев говорил, что человеческая жизнь — это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека — только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.
В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности учащегося, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умении применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках математики теперь должны выглядеть несколько иначе. На уроках математики предлагается, усваивая конкретные знания, учить преобразовывать и применять уже имеющийся опыт для получения нового знания. Для этого надо научить воспитанников работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.
Без математической подготовки невозможно стать высокообразованным специалистом:
- математика служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, биологии, информатики и др.;
- в различных областях жизни необходим высокий уровень образования, связанный с непосредственным применением математики;
- математика способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Поставленные задачи полностью меняют конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть при подготовке к современного урока?
Здесь на помощь преподавателю приходит такая форма проектирования урока как технологическая карта.
Во многих источниках говорится, что технологическая карта— это новый вид методической продукции. Однако надо отметить, что этот вид проектирования урока совсем не новый. Как говорится, «всё новое – это хорошо забытое старое».
Системно-структурный подход к обучению, который был предметом осмысления педагогов-методологов в 70-е годы, позволил объяснить учебный процесс в его саморазвитии, выявить внутренние источники, движущие силы — противоречия, которые естественно возникают в ходе обучения, раскрыть условия их разрешения. В научный оборот была введена новая дидактическая категория — «логика учебного процесса», отражающая сложный сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися его содержания. В логике учебного процесса реализуется единство преподавания и учения, усвоения знаний и умственного развития, формирования взглядов и убеждений, воли и характера. Оптимальная логика учебного процесса характеризуется выдвижением самим ходом обучения познавательных и практических задач. Искусство учителя заключается в том, чтобы последовательно подводить учащихся ко все более усложняющимся задачам и готовить их к выполнению этих задач-проблем — шаг за шагом побуждать учебное познание к «самодвижению». «Выдвинутая однажды и принятая... познавательная задача превращается в цепь внутренне связанных задач, которые вызывают собственное стремление школьников к познанию нового, неизвестного и к применению этого познанного в жизни. Можно думать, что в этом возникновении нового качества развивающейся личности — способности видеть познавательную задачу и стремлении найти ее решение — кроется тайна успешного обучения и умственного развития школьников. Ключ к раскрытию этой тайны можно выразить немногими словами: радость познания и творческого труда».2
Итак, технологическая карта — это вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в образовательном учреждении и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты:
- интерактивность,
- структурированность,
- алгоритмичность при работе с информацией,
- технологичность
- обобщённость.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
При составлении технологической карты урок структурируется по следующим параметрам:
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат (продукт).
Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Более подробно остановлюсь на этапе целеполагания и этапе рефлексии, которые, на мой взгляд, наиболее важны в планировании современного урока.
«Цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока» и «сформулированная цель должна быть
а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной».
Цель урока нужно четко прописать и отразить в планируемых результатах. Мы все понимаем, что к числу планируемых результатов освоения программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Например, для урока обобщения и систематизации знаний в 8 классе по теме «Уравнения высоких степеней» я сформулировала следующие результаты:
Планируемые результаты урока | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Знать: алгоритмы решения уравнений высоких степеней:
Уметь:
Применять:
| познавательные УУД:
регулятивные УУД:
коммуникативные УУД:
|
|
При изучении нового материала в 10 классе по теме «Угол между скрещивающимися прямыми» - следующие результаты:
Планируемые результаты урока | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Знать: - определение угла между скрещивающимися прямыми. Уметь: - строить угол между скрещивающимися прямыми; Применять: - полученные знания для решения задач. | познавательные УУД: 1. осуществлять рефлексию способов и условий действия, 2. контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; регулятивные УУД: 1. целеполагание – постановка учебной задачи 2. планирование – определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий); 3. оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, 4. оценивание качества и уровня усвоения; коммуникативные УУД: 1. умение предлагать и обосновывать своё мнение. | 1. определять личностный смысл деятельности; |
На этих примерах видно, что метапредметные и личностные результаты уроков перекликаются. Что понятно, так как метапредметные результаты представляют собой освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. А личностные результаты формулируются через понятия того, как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.
Личностноформирующие возможности математики, которая "ум в порядок приводит", является попутчиком и источником формально-логического мышления. Не случайно старый князь Болконский обучал свою дочь Мари геометрии. Обратим внимание детей на общенаучное могущество математики как метода: согласно Марксу, наука только тогда становится наукой, когда начинает использовать математический аппарат исследования.3
Рассмотрим изменение в целеполагании урока на современном этапе:
Традиционный подход к целеполаганию | Целеполагание «от ученика» | Задачи этапа урока (микроцели) |
ознакомить учащихся с … | будут знать | узнают… вспомнят… |
выработать умения … | будут уметь | повторят… научатся… |
закрепить навык | приобретут навык | закрепят… поупражняются… |
воспитывать интерес к предмету | смогут поразмышлять … задуматься о … смогут проявить … | поразмышляют… продемонстрируют… |
Достижение каждой микроцели, то есть получение промежуточного продукта - это своеобразный «кирпичик» для получения продукта (результата) урока, то есть для построения «здания знания».
Рассмотрим это построение на примере урока алгебры 8 класса по теме «Уравнение вида x² = a».
На этапе актуализации знаний:
- вспоминают теоретический материал по теме – «кирпичик» теоретических знаний.
- повторяют вычисление квадратного корня из числа - «кирпичик» практических умений.
- повторяют ФСУ – «кирпичик» практических знаний.
На этапе изучения нового материала:
- Записывают решение уравнения в общем виде, а также в виде схемы – «кирпичик» теоретического знания алгоритма решения уравнения в общем виде.
- Решают уравнение по алгоритму – «кирпичик» практического умения.
На этапе решения упражнений:
Решают уравнения различного уровня сложности – «кирпичик» практических умений.
На этапе закрепления материала:
- Отвечают на вопросы по решению уравнения в общем виде – «кирпичик» теоретического знания.
- Выполнение компьютерного теста – «кирпичик» практического умения.
Таким образом, все эти «кирпичики» сложились в прочную стену знаний и умений по решению уравнения вида x² = a.
Урок – прожитое время, как именно его прожили – необходимо обязательно обсудить!
Рефлексия – (от лат. reflexio – взгляд назад) - это умение человека осознавать, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность.
Этап рефлексии представляется очень важным. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
• диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
• проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
• организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
• коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
• смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
• мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
• коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:
- Самостоятельность. Не преподаватель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Преподаватель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении задания самоподготовки.4
Классификация рефлексии:
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).
Я и мои коллеги используют разнообразные виды рефлексии:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек или изображение трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
2. «Корзина настроения». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то кладу шарик в мешок красного цвета, если нет, зелёного.
3. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»
Рефлексия деятельности
1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия я предлагаю суворовцам устно или письменно закончить следующие предложения:
2. Как вариант суворовцам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
Я знаю: | да | Не очень хорошо | Не знаю |
определение уравнения с двумя переменными |
|
|
|
способы решения систем уравнений с двумя переменными |
|
|
|
алгоритм решения способом подстановки |
|
|
|
алгоритм решения способом сложения |
|
|
|
алгоритм решения графическим способом |
|
|
|
Я умею: |
|
|
|
определять «удобный» способ решения системы уравнений |
|
|
|
находить количество решений системы по графику функций |
|
|
|
выражать одну переменную через другую |
|
|
|
решать систему уравнений способом подстановки |
|
|
|
решать систему уравнений способом сложения |
|
|
|
3. Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
4. Оценочная лесенка
Суворовцам предлагается лесенка – шкала, на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую поставили бы себя при выполнении заданий.
5. «Мишень»
Между названным этапом и завершающим этапом урока – заданием на самоподготовку – должна быть связь. Деятельность на уроке идёт к завершению; грядёт этап установок на самостоятельную работу ученика. На этом этапе у учащихся должен быть сформирован «мыслеобраз», то есть каждый должен осознавать свою деятельность на самоподготовке.
Предлагаю Вашему вниманию варианты технологических карт, разработанных преподавателями математики Санкт-Петербургского суворовского военного училища. Мы постарались сделать технологическую карту универсальной.
….
Таким образом, очевидно, что технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в Ваших группах
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Список используемых ресурсов:
1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626
2 Дидактика средней школы /Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М., 1975.
3 Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006. Автор: Н.Я.Мороз, доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", кандидат философских наук.
4 Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС. Никольская О.А., 2013.
Предварительный просмотр:
Предмет: Геометрия 7 класс. Урок № 13 (второй в теме).
Дата проведения: 14 октября2014 года
Тема урока: Первый признак равенства треугольников.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные:
1) сформулировать и доказать первый признак равенства треугольников;
2) ввести понятие теоремы и доказательства теоремы;
3) учить анализировать условие задачи;
4) формировать умение применять первый признак равенства треугольников к решению задач.
Развивающие:
1) развивать умение сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;
2) развитие интереса учащихся к предмету через, использование исторического и познавательного материала;
3) формирование навыка выполнения чертежей.
Воспитательные:
1) формирование представления о математике как о необходимой для каждого человека составляющей общих знаний о мире и понимание значимости математических знаний для активного использования человеком в быту, в профессиональной деятельности;
2) развитие самостоятельности, творческой и познавательной активности учащихся.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран; таблицы «Виды треугольников», «Равенство треугольников»; модели треугольников, раздаточный материал, учебник «Геометрия, 7-9» авторов Л. С. Атанасяна и др.
Мультимедийное сопровождение:
презентация «Первый признак равенства треугольников» Microsoft PowerPoint.
Применяемые технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая, учение через обучение, эмоционально-смысловой подход, деятельностный подход, развития критического мышления через чтение и письмо, технология коллективной мыслительной деятельности, технология поэтапного формирования умственных действий.
Планируемые результаты урока:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать: формулировку первого признака равенства треугольников; Понятие теоремы и доказательства теоремы. Познакомиться с доказательством первого признака равенства треугольников. Получить: первичный опыт решения задач на применение первого признака равенства треугольников . |
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; - определение основной и второстепенной информации; - постановка и формулирование проблемы, - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- целеполагание - постановка учебной задачи; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок
- умение учитывать компетентность и позицию других людей, партнёра по общению или деятельности; - умение слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, - владение монологической и диалогической формами речи. | Оценивать свою деятельность, планировать и корректировать её с целью эффективной работы на уроке. |
Задание на самоподготовку: п.15- выучить доказательство первого признака равенства треугольников, №93, №94.
На «5» - все, на «4» -доказательство теоремы и один из номеров, на «3» - только доказательство теоремы.
Ход урока:
Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность суворовцев Формирование УУД | Планируемый результат |
1. Организационный | Проверяет готовность группы к уроку. Создаёт доброжелательную атмосферу, приветствует учащихся. | Готовят рабочее место, настраиваются на урок. (Учебно-управленческая компетенция). | Все готовы к уроку. Обоюдное приветствие. |
2. Постановка темы и целей урока | Подводит учащихся к определению темы урока и целей. | Формулируют тему урока и ставят цели. (Учебно-управленческая компетенция). | Определена тема урока и поставлены цели. |
3. Актуализация опорных знаний. Проверка самоподготовки. | С помощью опросных листов и слайдов презентации проводит опрос. Стимулирует к смысловой деятельности. | Отвечают на вопросы. После сбора опросных листов фронтальная проверка ответов. Устная работа по слайдам презентации. (Учебно- управленческие компетенции). | Повторены определения треугольника, его элементов, равных фигур и свойств равных треугольников. |
4. Объяснение нового материала. | С помощью эксперимента подводит суворовцев к пониманию признака равенства треугольников. Приводит доказательство признака равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними. Даёт определение понятия теоремы и доказательства теоремы. | Сопоставляют, размышляют, делают выводы. Формулируют признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними. (Учебно- логическая компетенция) Знакомятся с доказательством признака равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними. (Учебно – инфармационные компетенции) | Приходят к пониманию понятия признака, теоремы, доказательства теоремы. Знают формулировку первого признака равенства треугольников, имеют представление о доказательстве этого признака. |
5. Работа с учебником. | Руководит деятельностью суворовцев. | Смысловое чтение учебника, выбор информации. (Учебно – инфармационные компетенции) | Записана формулировка признака равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними, краткое условие признака и сделан чертёж. |
6. Физкультминутка. | Организует физкультминутку. | Выполняют задания учителя. (Учебно-управленческая компетенция). | Эмоциональная разгрузка |
7. Первичное закрепление материала. | Руководит деятельностью суворовцев, корректирует ответы. | Решают задачи по готовым чертежам с подробным комментированием. Решение одной задачи записывают в конспект. (Учебно- логические компетенции). | Приобретают опыт решения задач по изучаемой теме. |
8. Контрольно-рефлексивный | Проводит рефлексию в виде устных вопросов. | Отвечают на вопросы учителя. (Учебно- управленческие компетенции). | Самооценка деятельности |
8. Оценочно-рефлексивный | Подводит общий итог урока. Оценивает работу суворовцев. Создаёт условия для оценки своего эмоционального состояния и анализа учебной деятельности. | Осмысливают итоги урока; выражают отношение к уроку и своей деятельности. (Учебно- управленческие компетенции). | Самооценка деятельности |
9. Постановка задания на самоподготовку | Сообщает задание на самоподготовку. | Осмысливают задание на самоподготовку. (Учебно- управленческие компетенции). | Все суворовцы понимают содержание задания на самоподготовку и критерии его оценивания. |
Преподаватель Алешина Н.И.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО преподавателя: Васильева Светлана Алексеевна
Предмет: алгебра Дата: 11.12.2013 год Класс: 9 класс
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника училища
по учебной работе
Л.Ю.Агеева
« » _______ 2015 г.
Технологическая карта урока
Преподаватель:_________________________________________________________
Предмет: ________________ Дата:________ Класс:__________
Тема и номер урока:
| |||
Тип урока: урок предъявления новых знаний; урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями; урок усвоения новых знаний; урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления); урок актуализации знаний и умений (урок повторения); урок систематизации и обобщения знаний и умений; урок контроля знаний и умений; урок коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок; нетрадиционный урок | |||
Цели урока: | |||
Формы и методы обучения: проверка самоподготовки; лекция с элементами эвристической беседы; проверочная работа; графический диктант; устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); письменная проверка; контрольная работа; самостоятельная работа под контролем учителя; дидактическая игра; мультимедиа - урок; проблемный урок; урок - деловая или ролевая игра | |||
Применяемые технологии: технология педагогического сотрудничества;технология проблемного обучения; технология разноуровневого обучения; технология индивидуального обучения; технология развитие критического мышления (ТРКМ); кейс-технология; технология проектной деятельности; игровая технология; информационно-коммуникационные технологии; развивающая; обучение в сотрудничестве; здоровьесберегающие технологии; технология коллективной мыследеятельности (КМД); технология модульного обучения; тренинговые технологии; | |||
Основные понятия темы | |||
Планируемые результаты урока | |||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | |
Знать: Уметь: | Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи; планирование – определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий); прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль - сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД: осуществлять анализ условия задания осмысливать задание и выбирать рациональный путь решения; воспринимать новую информацию; определение основной и второстепенной информации; делать выводы; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задач; расширять кругозор Коммуникативные УУД: умение учитывать компетентность и позицию других людей, партнера по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи | Личностные УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |
Межпредметные связи | |||
ФОУД | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная | ||
Этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | ||
Организационный этап. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Первичное усвоение новых знаний.
Закрепление. Применение знаний и умений.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта карта урока. УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. 4 класс. Городская жизнь. Лондон. Урок 53, урок 26 темы
Технологическая карта карта урока. УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. 4 класс. Городская жизнь. Лондон. Урок 53, урок 26 темы...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...