Духовно-нравственное и патриотическое воспитание и развитие учащихся в формировании общегражданской российской идентичности
статья на тему
Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Поэтому среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».
Востребованность данной темы определяется тем, что жизни нашей страны, с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Но с другой стороны, современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать, потому, что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историей.
Поэтому, на такой учебный предмет как история возлагается особая миссия – выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человеком за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами, воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание и
развитие учащихся в формировании общегражданской
российской идентичности
Строкачёва Татьяна Николаевна,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №4 г. Гулькевичи,
учитель истории
Решение актуальных задач современного этапа развития, переживаемого Россией: построение правового государства, становление гражданского общества, воспитание социально – ответственного гражданина – оказывается тесно связанным с обновлением целей, задач, форм и содержания правового образования в школе, введением стандартов второго поколения.
Выпускник современной школы должен обладать не только определенно суммой знаний, но и иными способностями: «критическим» мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную позицию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Всё это может реализоваться в правовом образовании школьников.
Система работы по программе патриотического воспитания МБОУ СОШ №4 разработана с учетом федеральной программы «Патриотическое воспитание в школе», базируется на семнадцатилетнем опыте организации работы с детьми. Нацелена на создание эффективных методов работы с учащимися по патриотическому воспитанию, создание условий сотрудничества с учреждениями города, района, края, диагностику воспитанности патриотизма.
Предполагает в процессе обучения и воспитания учащихся активное участие в творческих проектах, мероприятиях и конкурсах.
Осуществление программы рассчитано на 2 года (2014-2015 годы).
Во внеклассной воспитательной работе применяются следующие формы работы:
индивидуальные;
массовые:
- учащиеся проводят театрализованные представления;
- в нашей школе проходил праздник «Кубань - многонациональный регион России»;
групповые:
- ребята изучают закон Краснодарского края 1539-КЗ;
- принимают активное участие в месячнике по военно-патриотическому воспитанию, составляя календарь памятных дат «Годы, опаленные войной». За свою работу получают грамоты и благодарственные письма.
- организация помощи ветеранам на дому;
- участие в операции «Бескозырка»;
- в конкурсе «Лучший класс года»;
проведении традиционного урока «Я гражданином быть обязан».
Все это вырабатывает у учащихся активную гражданскую позицию.
Авторская программа «Памяти предков будем достойны» имеет положительные рецензии АФ ГОУ ККИДППО. В начальной школе, а также в 5-х классах реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Задачи программы:
- создание и развитие системы патриотического образования и воспитания в школе, способной обеспечить решение задач формирования гражданских и патриотических позиций у подрастающего поколения;
- формирование нравственных основ и мировоззрения у учащихся;
- знакомство с ближайшими историко-культурными памятниками края;
- обучение основам экскурсоведения;
- развитие мышления, речи, творческих способностей,
- формирование коммуникативных умений;
- развитие познавательных интересов;
- воспитание уважения к прошлому, понимания необходимости сохранения и преумножения национальных традиций края;
- планирование и осуществление мероприятий в области патриотического образования проводится в различных формах :
-классные часы,
-тематические встречи и беседы с ветеранами войн, интересными людьми,
-беседы,
-конкурсы,
-викторины,
-экскурсии,
-вечера,
-соревнования, эстафеты,
-конференции.
Программа патриотического воспитания «Памяти предков будем достойны» опубликована в региональном журнале «Информационный вестник» в 2014 году.
Основная идея
Традиционной работы по патриотическому воспитанию в настоящее время недостаточно по ряду причин:
1. Несовершенство освещенности приемов работы школы по воспитанию патриотизма и гражданственности.
2. Недостаточно современная материальная база образовательных учреждений для организации поисковой и музейной работы.
3.Удаленность общеобразовательного учреждения от центров дополнительного образования и науки.
4. Современные программы воспитания рассчитаны на развитие нравственной и правовой культуры школьника, но мало учитывают патриотический аспект.
В школе для реализации программы имеются необходимые условия:
(библиотека, интернет, интерактивное оборудование, фильмотека и видеотека по патриотическому воспитанию, современный кабинет истории)
С представлением опыта работы по данной теме выступила на межрегиональной научно-практической конференции «Многообразие культуры как единство народа». Во всероссийском сборнике научных трудов «Освоение и внедрение современных образовательных технологий в учебном процессе» опубликована статья о формировании общегражданской российской идентичности на уроках истории.
Учитывая это необходимо построить работу по патриотическому воспитанию, используя взаимодействие между учителем, учащимися и их родителями, а также с Советом ветеранов района, учреждениями дополнительного образования.
Сотрудничество
МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи
с учреждениями района, края по развитию патриотизма у учащихся
МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи активно сотрудничает в вопросах развития личности ребенка, индивидуализации образования и творческого подхода к обучению и воспитанию учащихся школы с районным методическим центром управления образования, центром дополнительного образования, школами города, районной библиотекой, школой искусств, ЦДК «Лукоморье», Советом ветеранов, МОН Краснодарского края, Армавирским филиалом ККИДППО, ККИДППО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...
Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"
В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....
Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу
Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семь...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МКОУ Бобровская СОШ №2 «Я и Родина моя»
Данная работа содержит описание реализации программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В работе указаны цели, задачи, этапы и результаты работы школы по данном...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...