Духовно-нравственное и патриотическое воспитание и развитие учащихся в формировании общегражданской российской идентичности
статья на тему

Строкачёва Татьяна Николаевна

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Поэтому среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».

Востребованность данной темы определяется тем, что  жизни нашей страны, с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Но с другой стороны, современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать, потому, что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историей.

Поэтому, на такой  учебный предмет как история возлагается особая миссия – выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человеком за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами, воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание и

развитие учащихся в формировании общегражданской

                                  российской   идентичности

Строкачёва Татьяна Николаевна,        

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №4 г. Гулькевичи,

учитель истории

Решение актуальных задач современного этапа развития, переживаемого Россией: построение правового государства, становление гражданского общества, воспитание социально – ответственного гражданина – оказывается тесно связанным с обновлением целей, задач, форм и содержания правового образования в школе, введением стандартов второго поколения.

        Выпускник современной школы должен обладать не только определенно суммой знаний, но и иными способностями: «критическим» мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную позицию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

        

Всё это может реализоваться в правовом образовании школьников.

Система работы по программе патриотического воспитания МБОУ СОШ №4  разработана с учетом  федеральной программы «Патриотическое воспитание в школе», базируется на семнадцатилетнем  опыте организации работы с  детьми. Нацелена на создание эффективных методов работы с учащимися по патриотическому воспитанию, создание условий сотрудничества  с учреждениями города, района, края, диагностику воспитанности патриотизма.

Предполагает в процессе обучения  и воспитания  учащихся активное участие в творческих проектах,  мероприятиях и конкурсах.

Осуществление программы  рассчитано на 2 года (2014-2015 годы).

Во внеклассной воспитательной работе применяются  следующие формы работы:

индивидуальные;

массовые:

  • учащиеся  проводят театрализованные представления;
  • в нашей школе проходил праздник  «Кубань - многонациональный регион России»;

групповые:

  • ребята изучают закон Краснодарского края 1539-КЗ;
  • принимают активное участие в месячнике по военно-патриотическому воспитанию, составляя календарь памятных дат «Годы, опаленные войной». За свою работу получают грамоты и благодарственные  письма.
  • организация помощи ветеранам на дому;
  • участие в операции «Бескозырка»;
  • в конкурсе «Лучший класс года»;

проведении традиционного урока «Я гражданином быть обязан».

Все это вырабатывает у учащихся  активную  гражданскую  позицию.

Авторская программа  «Памяти предков будем достойны» имеет положительные рецензии АФ ГОУ ККИДППО. В начальной школе, а также в 5-х классах реализуется в рамках внеурочной деятельности.

Задачи программы:

  • создание и развитие системы патриотического образования и воспитания    в школе,   способной   обеспечить решение задач формирования гражданских и патриотических позиций у подрастающего поколения;
  • формирование нравственных основ и  мировоззрения  у учащихся;
  • знакомство с ближайшими историко-культурными памятниками края;
  • обучение основам экскурсоведения;
  • развитие мышления, речи, творческих способностей,
  • формирование коммуникативных умений;
  • развитие познавательных интересов;
  • воспитание уважения к прошлому, понимания необходимости сохранения и преумножения         национальных традиций края;
  • планирование и осуществление  мероприятий в области патриотического  образования проводится в различных формах :

-классные часы,

-тематические встречи и беседы с ветеранами войн, интересными людьми,

-беседы,

-конкурсы,

-викторины,

-экскурсии,

-вечера,

-соревнования, эстафеты,

-конференции.

Программа патриотического воспитания «Памяти предков будем достойны» опубликована в региональном журнале «Информационный вестник» в 2014 году.

Основная идея

Традиционной работы по  патриотическому воспитанию  в настоящее время недостаточно по ряду причин:

1. Несовершенство  освещенности приемов работы школы по воспитанию патриотизма и гражданственности.

2. Недостаточно современная материальная база образовательных учреждений для организации поисковой и музейной работы.

3.Удаленность общеобразовательного учреждения от центров дополнительного образования и науки.

4. Современные программы  воспитания рассчитаны на развитие  нравственной и правовой культуры школьника, но мало учитывают патриотический аспект.

 

В школе для реализации программы имеются необходимые условия:

(библиотека, интернет, интерактивное оборудование, фильмотека и видеотека по патриотическому воспитанию, современный кабинет истории)

        С представлением опыта работы по данной теме выступила на межрегиональной научно-практической конференции «Многообразие  культуры как единство народа». Во всероссийском сборнике научных трудов «Освоение  и внедрение современных образовательных технологий в учебном процессе» опубликована статья о  формировании общегражданской российской идентичности на уроках истории.

Учитывая это необходимо построить работу по патриотическому воспитанию,  используя взаимодействие между учителем, учащимися и их родителями, а также с Советом ветеранов района, учреждениями дополнительного образования.         

Сотрудничество

МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи

с учреждениями района, края по развитию патриотизма у учащихся

                         

МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи  активно сотрудничает в вопросах развития личности ребенка, индивидуализации образования и творческого подхода к обучению и воспитанию учащихся школы с районным методическим центром управления образования, центром дополнительного образования, школами города, районной библиотекой, школой искусств, ЦДК «Лукоморье», Советом ветеранов, МОН Краснодарского края, Армавирским филиалом ККИДППО, ККИДППО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"

В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....

Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу

Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семь...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

     Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МКОУ Бобровская СОШ №2 «Я и Родина моя»

Данная работа содержит описание реализации программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В работе указаны цели, задачи, этапы и результаты работы школы по данном...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...