Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".
статья по краеведению по теме
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла.
Учитель русского языка и литературы, краеведения
МКОУ «Никулинская ООШ»
Каширского р-на Московской области
Степанова Надежда Афанасьевна.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Важная роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. И в этом помогает курс «Краеведения» в школе.
Школьное краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому, гражданскому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведение помогает приблизить к проблемному пониманию, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, патриотизм, гордость за свою Родину.
Процесс познания родного края тесно связано с изучением его природы, с экологическим воспитанием. В рамках курса осуществляется и индивидуальная работа со школьниками.
ЗАДАЧИ КУРСА.
- предотвратить процесс дальнейшей утраты чувства патриотизма в сознании граждан Каширского района;
-дать учащимся разнообразные знания о прошлом и настоящем родного города, деревни и улицы, о культуре, природе и топонимики края;
-показать, что каширяне, как в прошлом, так и в настоящем питали и питают духовную силу Отечества, заботятся о приумножении государственной мощи;
-воспитывать школьников на боевых и трудовых традициях каширян всех поколений;
-развивать познавательную активность, творческое мышление и наблюдательность;
-осмысливать прошлое, обобщать и делать выводы;
-привлечь как можно больше людей в ряды движения за духовное возрождение и восстановление утраченных отечественных святынь и исторических памятников прошлого;
-научить детей заботиться о «Душе» города, «Душе» села;
-воспитать уважительное отношение к местной символике –к гербу города.
УЧАЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
-историю возникновения города и населенных пунктов, основные вехи в истории их становления и развития с/х и промышленного производства;
-исторические события на территории региона, понимать и устанавливать их связь с событиями истории России;
-выдающихся земляков города, родной деревни, улицы, внесших вклад в развитие отечественной науки, техники, военного искусства, литературы, культуры и спорта;
-основные археологические, архитектурные, исторические, литературные и монументальные памятники края;
-расположение населенных пунктов, рек, мест боевых действий;
-местные особенности природы, климата, фауны и флоры;
-географические названия города, деревни, улицы, реки и других топонимов края;
-историю своего края.
УЧАЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
-выявлять и развивать духовное наследие, самобытность, местные традиции, фольклор, народные игры;
-пользоваться картой и ориентироваться на территории края;
-бережно относиться к окружающей среде;
-аргументированно объяснять географические названия городов, деревень, улиц, рек;
-составлять генеалогическую схему и поддерживать добрые семейные отношения, традиции, заботиться о благосостоянии края;
-проводить краеведческие вечера, викторины, выставки;
-отстаивать в полемике красоту и величие своего края;
-составлять синхронистическую таблицу по истории края и истории Родины.
Уроки краеведения я часто провожу в школьном краеведческом музее «Поиск», основанном мною в 2002 г. В музее нашей школы созданы такие экспозиции, как «История родного края», «Они защищали Родину», «Народное образование», «Деревенский быт жителей Каширского края». Материалы экспозиций музея доступны для учащихся, яркие, вызывают интерес школьников к изучению истории страны, края. Экспонаты в школьном музее - это и учебно-наглядные пособия для уроков.
Здесь проводятся уроки - лекции по таким темам, как «Становление Советской власти», «Культура населения района 20-40-х гг.», «Литературная Кашира», «Возникновение колхозного строя», «Развитие Каширского района в послевоенные годы», «Развитие народного образования в Каширском крае» др. Тематические уроки по таким темам, как «Крестьянское хозяйство 18-19 вв.» в 6 кл., «Быт и нравы жителей края» в 4,6,8 кл.», «Дворянские усадьбы и храмовые постройки в уезде» в 6 кл., « Архитектура и градостроение Каширы 18-19 вв.». в 6 кл., «Победа колхозного строя» в 9 кл., «Великая Отечественная война на территории Каширского района» в 9 кл., «Битва под Москвой» в 6-9 кл., Уроки Мужества в 5-9 кл.
В краеведческой работе есть и трудности – у наших школьников зачастую не хватает времени на краеведение, так как оно не является основной дисциплиной, поэтому приходится заниматься и во внеурочное время.
Юные краеведы во внеурочное время проводят экскурсии по школьному музею для представителей района, ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, учителей ,работников и учащихся школы ,учащихся и учителей школ района, жителей села на темы: "История родного края", "Участники Великой Отечественной войны-жители села", "История создания школы", "Военные действия в ноябре-декабре 1941 года на территории деревень Никулино - Барабаново", "Быт и нравы жителей Каширского края".
На уроках краеведения учащиеся занимаются поисково-исследовательской работой по таким темам, как « История моей семьи. Генеалогическое древо моей семьи», «История села.(Никулино)», «Мои близкие, земляки в годы Великой Отечественной войны». «Мое село в годы Великой Отечественной войны», «История родной школы», «Бывшие учителя и выпускники Никулинской школы», «История названий местных деревень». Результатом этой работы являются творческие работы учащихся, оформление стендов, фотовитрин, макетов, панорам.
Наиболее активные ученики участвуют в работе районных краеведческих конференций, участвуют также в зональных и областных краеведческих конференциях в номинациях «Земляки», «Культурное наследие», «Летопись родного края». Представляя свои исследования и презентации на конкурсах разного уровня, учащиеся занимаю и призовые места. Так Максимова Лидия, уч-ся 9 класса, стала в 2003 году победительницей областной краеведческой конференции в номинации «Земляки». В 2004 году учащиеся школы (Кичапина Ю, Лютикова Е., Архипова А., Лавриненко Е., Мартынова В.) стали участниками областных конкурсов и областной краеведческой конференции и были награждены грамотами. Алексеева В. стала участницей районного конкурса сочинений о Кашире по теме «Интересные люди Каширского края»; участницей региональной краеведческой конференции учащихся (г.Троицк) в 2007 г. стала Архипова А.; Алехина М. – призер районного конкурса «Лучший урок письма» по теме «Я хочу рассказать о родном крае»- 2009 г.; в 2010 г. Дмитриенко А. (9кл) была участницей районной конференции, посвященной Великой Отечественной войне, по теме «Труженицы тыла»; Хамидова Ф. (7 кл)стала призером районного конкурса «Моя семья» по теме « Традиции моей семьи» - 2011 г. ; в этом же году Бобкова Л.(9кл) была участницей областной краеведческой конференции в г.Ивантеевка; на районной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Битвы под Москвой в декабре 2011 г. выступила Хамидова М. (9кл)по теме «Чтобы помнили..»
На уроках краеведения в экспедиции «К тайнам природы родного края» дети учатся определять культурный слой, вести полевую обработку металлов, составлять чертежи разрезов, гербарии растений местности. Совершая туристско-краеведческие походы, школьники изучают топонимику края, знакомятся с интересными людьми, собирают малые жанры, историю деревень, занимаются поиском старинных вещей и предметов быта для музея. Изучая материал Битвы под Москвой, учащиеся совершают экспедицию по местам Боевой Славы (Никулино – Барабаново – Зендиково – Кашира). Встречаются с интересными людьми Каширского района, старожилами села, ветеранами войны и тружениками тыла, жителями села.
Изучая историю своего края, учащиеся школы - частые посетители Каширского краеведческого музея. Не раз школьники совершали экскурсии по старой Кашире, изучая архитектурные памятники города. Совершая экскурсии по историческим, архитектурным памятникам, учащиеся посетили такие города, как Тулу, Коломну, Зарайск, Сергиев-Посад, музей-усадьбу "Кусково", музей "Бородинская панорама 1812 года, Куликово поле, музей Зои Космодемьянской. (с.Петрищево)
Чтобы заинтересовать школьников знаниями своего края, стимулировать чтение краеведческой литературы, местной печати, на уроках краеведения используются такие формы работы, как викторины, конкурсы, проекты, игры, разгадывание и составление кроссвордов.
Краеведение в нашем районе неразрывно связано с православием, поэтому учащиеся занимаются исследовательской работой «История храма в д.Завалье». Вот строки из творческой работы ученицы Алехиной Марины:
- Со своим учителем мы решили выяснить все, что касается этой церкви. И вот что я узнала.
Рядом с церковью стоит красивый дом, который украшает село. И живет в этом доме та самая женщина, предприниматель, Заслуженный строитель России, Сердюк Тамара Ивановна, которая и восстановила эту церковь. В 1995 году приехала она со своей семьей в деревню Завалье. Она даже сама не знает, почему выбрали именно эту деревушку. Построили маленький домик и стали жить. В Кашире открыли свое строительное дело. Каждое утро, выходя из дома, с болью смотрела на храм. А однажды приснился сон.
Идет ей навстречу по косогору женщина, вся в черном, с ребенком на руках. Заглянула ей в лицо и вскрикнула: «Да это же Мать Богородица! Ходит по земле, как неприкаянная». Вот тогда и решила, надо церковью заняться, дать кров Святой Богородице.
Началась работа с территории. На благоустройство приехали бабушки даже из нашей деревни Никулино. Потом стала примечать, что кто-то приезжает, ходит вокруг церкви. Подошла, познакомилась, оказалось, что это монах, отец Кирилл из Москвы. Он объезжал каширские деревушки, осматривал заброшенные церкви и восстанавливал. Так у него и попросила Тамара Ивановна благословения на восстановление церкви. Но очень трудно шла работа. Было много препятствий. В один из приездов отец Кирилл привез и подарил Тамаре Ивановне икону Николая Угодника. И пошла работа! Оштукатурили наружные стены, поставили купола с крестами. Как они сверкают на солнце! В Архангельске заказали колокола. Летом 2007 года с раннего утра до поздней ночи устанавливали их. Первый звон услышали жители села в 12 часов ночи. В этот момент поднялся сильный ветер, дождь. И тут же все стихло. Люди сбежались со всех окрест. Никто не мог поверить, что эти колокола звонят на их церкви. Стояли люди и плакали.
Я представляла эту картину, и у меня даже дух захватывал. Как же люди благодарны этой женщине, которая взялась за это святое дело. «А по-другому жить не могу»,- сказала она нам в разговоре. Этим летом привезут и установят в церкви иконостас. Это такая красота! … И это тоже будет праздник для всех сельчан. А 21 сентября, в день Рождества Богородицы будет открытие церкви. Сейчас, когда смотришь на эту красавицу, душа поет!!! И радостно на душе, что есть такие люди, которые возвращают к жизни, сохраняют и делают духовным достоянием возрожденную красоту и гармонию земли наших предков».
В сборе краеведческого материала детям активно помогают родители, сельская библиотека.
В деревне Никулино есть стела о погибших в Великой Отечественной войне жителях села. Школьники постоянно поддерживают чистоту у памятника. Каждый год в день Памяти - 9 МАЯ организуется почетный караул, возлагаются цветы.
Помнят ученики и о ветеранах войны. Их приглашают в школу на вечер, устраивают в их честь концерты, проводятся беседы об их боевом пути, навещают дома, поздравляют с праздниками, оказывают посильную помощь.
Духовно – нравственные вопросы я стараюсь решать и через исследования народных календарных праздников и обрядов русского народа. Например, исследуя обрядовые обычаи нашего села, узнали, что в 50-х гг. у одной из учениц 6 кл. Лавриненко Насти прабабушка была первой певуньей на свадебных обрядах.
Старожилы д.Никулино до сих помнят, как во времена их молодости широко и заливисто звучали голоса женщин – певуний Г.М.Лавриненко, Л.П.Булыжниковой, Н.И. и П.И. Ульяновых, М.И.Кулешлвлй, О.А.Новиковой и др., как они своими величальными песнями сопровождали все свадьбы в деревнях – Никулино, Кипелово, Понизье, Завалье. В 1989 г. женщины – певуньи, чтобы не умерли эти обряды, решили возродить старинную величальную свадебную песню. На празднике, посвященном такой песне, где разыгрывалась свадьба, весело и задорно звучали песни «Виноград в саду цветет», «Во бору сосна зеленая», «По лугу, по лугу», «Платок шелковый» и др. Исполнялись и старинный покосные песни. Песни, по мнению певуний,- это частица культуры деревни, переданная им их предками.
Стараемся найти объяснение соединения в одном празднике сюжеты о Святой Троице и ритуала поклонения березке. Связь между обрядами колядования и историей рождения Иисуса Христа. Почему символом Воскресения Христа является крашеное яйцо.
Работая в этом направлении, я стараюсь воспитывать у своих школьников такие христианские качества, как доброта, смирение, терпимость, милосердие, трудолюбие, честность, дисциплинированность.
Важную роль в духовно-нравственном и гражданско – патриотическом воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства.
Неоспоримым доказательством могут служить слова почившего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее – безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет и не может быть без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и Отечеству».
Литература:
1.Организация и проведение Рождественских образовательных чтений. Опыт Московской области. Сборник методических материалов по духовно-нравственному воспитанию для учителей МО. Духовно-просветительский культурный центр им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия. Составители: Л.Л.Шевченко, Д.Е.Самогаев, Москва. ООО "Диона", 2008г.
2.Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени. часть1,2. Составитель: В.Г.Чайковский, протоиерей Петр Иванов, Н.Н.Пантюхина. ООО "ГК Партнер", 2010г.
3. Возрождение через просвещение. Материалы Десятых Московских областных Рождественских образовательных чтений. Составители: В.С.Заславская, протоиерей Петр Иванов, Л.Л.Шевченко. Московская область, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методических приёмов технологии РКМЧП на уроках предметов гуманитарного цикла.
Ценным в технологии РКМЧП являются методические приемы организации учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используютс...
Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...
Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной работе
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности. Речь идет об искусстве организации исследовательской работы обучающихся с ...
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...
Выступление на педсовете. Методы формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках предметов гуманитарного цикла.
Выступление на педагогическом совете школы 02.11.2018г....
Организация проектной деятельности на уроках предметов гуманитарного цикла
выступление на педсовете...