Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу
статья по теме
Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семье отходит на второй план. На школу ложится сложная задача - восполнить эту нишу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу
Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семье отходит на второй план. На школу ложится сложная задача - восполнить эту нишу. Педагоги и родители должны стремиться не только дать детям теоретические знания, но и развить в них доброту, человечность, любовь к природе, к родной стране и уважение к ближним. Об этой проблеме говорил президент в своем послании федеральному собранию: «На улицах наших городов и поселков мы видим сегодня результат того, что происходило в обществе, в школе, в СМИ да и в наших головах в последние 20 лет. Это и понято, тогда были отброшены все идеологические штампы прошлой эпохи, но к сожалению, тогда же были утеряны и многие нравственные ориентиры мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребенка выплеснули. Сегодня российское общество испытывает дефицит милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи. То есть того, что делало нас всегда крепче сильнее,чем мы всегда гордились.»
Нравственно-духовное развитие школьников ставит перед собой следующие цели и задачи: - формирование в ребенке способности и потребности в нравственном развитии; - укрепление нравственности и морали; - патриотическое воспитание - воспитание толерантности и уважения к ближним.
Приведу несколько наиболее ярких примеров которые, по нашему мнению, оставили неизгладимый след в душах ребят и оказали несомненное влияние на духовно нравственное состояние моих учеников.
Работая в выпускном 11 классе, я долго размышляла, какое событие может задеть за душу, заставить сопереживать. сострадать, затронет каждого ученика, и вот как то на бескрайних просторах интернета наткнулась на фильм о Зое Космодемьянской. В последнее время становится модным стараться развенчать и принизить подвиг героев отечественной войны. Вот и про Зою ходили слухи, что выдали ее сами жители деревни, разозленные тем, что она вместе с немцами поджигала их дома, а крестьянам потом негде было зимовать вместе с детьми. В фильме приводились только факты, вот хронология допроса Зои, вот показания хозяйки дома, в котором девушку содержали последнюю ночь. И я поняла, что вот это спокойствие перед неминуемой смертью, необыкновенное состояние души не должны оставить равнодушными моих учеников. Придя в класс, я сделала для себя открытие, оказывается не все дети слышали в 11 классе про Зою Космодемьянскую, а если и слышали, то что-то вскользь и очень мельком, ну вот была такая девушка. А что там дальше…
История Зои, как я и ожидала, не оставила равнодушным никого, ровно час в полнейшей тишине слушали рассказ и смотрели отрывки из документального фильма. Откровением стало для ребят, что Зоя была их ровесницей, поневоле примеряли они на себя ее поступки. А как так, в лесу при температуре – 20 градусов не имея возможности развести костер ночевать не одну ночь, а как спать, когда знаешь, что жить тебе осталось до утра. Хозяйка дома, где Зоя провела последнюю ночь, рассказала о чем они с ней разговаривали, как девушка провела свои последние часы жизни. После услышанного кто- то из ребят спросил, а в нашем классе есть кто-нибудь, кто смог бы поступить также. В полной тишине ребята смотрели друг на друга. Я бы смогла, спокойно сказала Ксюша Забабурина. И с ней все согласились, она бы точно смогла…
Вот такая история, а сколько она задела в душе, разбередила…Настоящий урок нравственности…
После рассуждали с ребятами, была такая история, немцы во время войны сбили русский самолет на оккупированной территории, и крестьянка укрыла летчика в своем огороде. Когда пришли немцы, она его не выдала, приняв мученическую смерть вместе с детьми. Эта история очень неоднозначна, очень много нравственных выводов можно сделать на ее основе. А имела ли несчастная женщина право так рисковать невинными детскими душами…
Еще один пример. В прошедшем учебном году мы организовали работу вокальной и хоровой студии учащихся 5в и 5б классов, посвященную Великой Победе. Мы, учителя математики, репетировали с ребятами хоровую песню классным коллективом 5в класса. Пели «Прощание славянки». Кстати, в классе 17 мальчишек и 6 девчонок. А с группой мальчиков 5в и 5б классов поставили номер вокальной группы. Наши мальчики сами пели «Песенку фронтового шофера» и при этом еще и танцевали. С приготовленными номерами приняли участие в муниципальном смотре патриотической песни «Люди Земли, помните!» на базе 5-й школы. Там наши номера были приняты на «Ура» и удостоены призовых мест.
Не только вот такие яркие события формируют нравственное состояние наших детей, порой и в обыденной жизни совершая простые, обыденные дела мы делаем огромный вклад в неокрепшие души.
Вот что рассказывает выпускница нашего класса Епитроп Валентина.
«Прекрасное тёплое утро… Солнце пригревает землю своими ласковыми лучиками. Свежий ветер дарит прохладу. Жёлто-красные листья спускаются на землю, кружась в вальсе, а потом пускаются плясать польку, подгоняемые ветром. Замечательный день, не правда ли? А для учеников СОШ №2 16 сентября стало вдвойне замечательным! Уроки отменены и все идут в поход!
В нашей школе отдых всегда с пользой. Поэтому каждый класс, перед тем, как отправиться на природу, принял участие в соревнованиях. Задания были не очень сложные, и мы получил кучу положительных эмоций, причём не только участники, но и болельщики. А наш класс ещё и первое место занял!
А теперь все на природу, отдыхать и веселиться! Полянка была выбрана нашим классом, как нельзя лучше. Нас окружали высокие деревья, стремящиеся ввысь, низенькие кустики, кажущиеся такими беззащитными, по сравнению с соснами-гигантами. Поднимешь голову вверх, а там голубое-голубое небо, такое светлое, бескрайнее, глубокое… Вдохнёшь свежий чистый воздух полной грудью, и голова кружится. Красота!!!
Подкрепиться после соревнований - первое дело! Девочки-хозяюшки накрывают на импровизированный «стол», а мальчишки-богатыри готовят «стулья». Работа идёт дружно и весело. Стол получился просто отменный.
Мы ребята бойкие и весёлые, долго грустить и сидеть на месте не можем. Ай-да играть! И как мы только не развлекались! И в «Казаки-разбойники» и в «Ручеёк» поиграть успели. И что бы мы ни делали, вокруг царила дружелюбная, тёплая атмосфера. Ох, как не хотелось уходить!
Но пора домой. И даже возвращение из леса мы превратили в игру, причём очень даже полезную. Мы собирали мусор, состязались, кто больше. У нас даже борьба была за то, кому достанется вот эта упаковка, а кому вон та бутылка! Мусора из леса мы вынесли довольно много. Все возвращались налегке, а мы с тяжёлыми мешками! Провели день не зря, поблагодарили природу за подаренные нам минуты счастья.»
Вот такие, казалось – бы, рядовые обыденные дела, а именно из таких незаметных кропотливых дел и куется нравственная основа души ребенка. Можно перечислять и еще огромное количество мероприятий: это и в поход в музей, где ребята познакомились с историей народов Сибири, это поход в ветеринарную лечебницу, как пример сострадания и помощи животным, это и наши смотры песни и строя это и уроки толерантности ...
Закончу словами президента: «Влияние школы на умы подростков в последнее время ослабло, у нее появились сильные конкуренты интернет электронные СМИ. Сами родители и ученики теперь гораздо требовательнее и школа должна успевать и за учениками и за развитием общества и за информационными потоками и, по – хорошему, должна быть впереди и опережать все это!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...
Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"
В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...
Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников среднего звена на уроках литературы при изучении русского народного творчества
Статья написана для участия в работе IIIМеждународной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников"...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...