Мастер-класс «Прекрасна дорога – иди в педагоги»
презентация к уроку на тему
«…педагогические технологии плюс творчество –
это то, что нам надо».
Н. Д. Никандров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Философские размышления в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | 2.54 МБ |
prezentatsiya_.pptx | 1.33 МБ |
tvorcheskiy_podhod_-_razvitie_intellektualnogo_potentsiala_uchashchihsya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…педагогические технологии плюс творчество – это то, что нам надо» Н. Д. Никандров
«21 век будет гуманитарным, или не будет никаким». Д. С. Лихачев
Образование = обучение + воспитание Принцип интеграции русского языка и литературы. Принцип связи обучения с жизнью. Принцип вовлеченности каждого ученика в деятельность. Принцип личностного ориентирования.
10 % 50% 70% 90%
Восприятие обеспечивается не тем, что говорит учитель, а тем, какие задания выполняет ученик . К. Д. Ушинский
Метод проекта. Метод исследования текста. Методы проведения дискуссий, диспутов. Метод концептуального анализа текста.
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно за собой полки повести В. С. Шефнер
Т Труд Талант Творчество
Учитель я. Моя задача – Решить вопрос и дать ответ, И детям посулить удачу, Познанья раскрыт секрет. Вхожу я в класс, и сердце бьется, Надеюсь, верую, люблю, И эти три «святые» слова Душе ребенка отдаю.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МИР1 , -з., мн . -ы, - ов,м . 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная область Вселенной, планета. Звездные миры. 3. ед. Земной шар, Земля, а также люди , население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира . М . тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.). 4.Объединенное по каким-н . признакам человеческое общество, общественная среда , строй. Античный м. Научный м. 5. Отдельная область жизни, явлений , предметов . М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М . увлечений . 6. ед. ( предл . в миру). Светская жизнь, в противоп. Монастырской жизни , церкви. 7. ( предл . на миру). Сельская община с ее членами (устар.). С миру по нитке - голому рубашка (посл.). * Всем миром (разг.) - все вместе , сообща . На миру и смерть красна (посл.) - все можно перенести не в одиночку , вместе с другими. Не от мира сего - о человеке, не думающем о практической стороне жизни, не приспособленном к жизни. По миру (пойти, пустить, ходить)- о нищенстве. В иной мир (уйти, переселиться) (устар.) - умереть. Сильные мира сего (устар. и ирон.) - люди, занимающие высокое положение в обществе.II уменьш. мирок, - рка , м. (к 5 знач.; разг.). Замкнутый м. II прил . мировой , - ая , - ое (к 1, 2 и 3 знач.) и мирской, - ая , - ое (к 6 и 7 знач.).Мировое пространство. Мировое сообщество. Мирская жизнь. Мирская молва – что морская волна (посл.). МИР2 , -а, м. 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры , войны . Жить в мире. В семье м. Сохранить мир на Земле. 2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. За- ключить м. 3. Спокойствие, тишина (высок.).М. полей. М. вашему дому! М. праху его (добрые слова об умершем). * С миром отпустить кого - дать кому-н. уйти спокойно. II прил. мирный, - ая , - ое . Мирное время. М. договор. М. труд . ВОЙНА , -ы, мн. войны, войн, войнам, ж. 1. Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Находиться в состоянии войны с кем-н. Объявить войну. Вести войну. Пойти на войну . Вернуться с войны. Погиб на войне. Не пришел с войны кто-н. Победоносная в . Региональные войны. В. за независимость. Гражданская в. (вооруженная борьба внутри государства). 2. перен. Борьба, враждебные отношения с кем-чем-н . Объявить войну бездельникам. * Холодная война - политика, заключающаяся в нагнетании напряженности, враждебности в отношениях между странами. Конец холодной войны. Война нервов - об обоюдном нервном напряжении кого-н. На войне как на войне (книжн.) - 1) война, а также вообще любая борьба есть война со всеми ее тяготами, последствиями; 2) в трудных условиях , обстоятельствах надо уметь к ним приспосабливаться. II прил. военный, - ая ,- ое (к 1 знач.).
http://gramota.ru – сайт курируют сотрудники Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина http://slovari.yandex.ru – словари на Yandex http://www.slovari.org – коллекция словарей http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии на Академике http://slovarozhegova.ru – словарь С.И. Ожегова http://www.rubricon.com – веб-портал , содержащий энциклопедии http://math.msu.su/~apentus/znaete – словарь, дополняемый пользователями сети; толкование, этимология http://www.inslov.ru – словарь иностранных слов http://ru.wikipedia.org/wiki – народная энциклопедия http://www.krugosvet.ru – энциклопедия по областям знаний САЙТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ СЛОВАРИ:
Философия — это наука, помогающая сформировать целостную картину мира. Слово философия происходит от греческих « phileo » — люблю и « sophia » — мудрость, так что философия — это наука о мудрости. Философия — это размышления о выборе или об отсутствии этого выбора. А выбираем мы постоянно и постоянно размышляем. Поэтому философия — это наши будни, наши минуты одиночества, наши ссоры и примирения, наше бытие.
Народ, язык и культура Метапредметная тема: Философские размышления в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Тема урока:
Цель урока: Показать единство народа в романе, как носителя духовной культуры. Воспитать нравственные чувства у учащихся, делая упор на философские размышления о войне и мире, о смысле жизни. Стремления познать себя, определять своё предназначение. Проблема :Что человек должен делать, чтобы сохранить хрупкую материю под названием «МИР».
Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине! Критик Н. Страхов .
Внешность, детали портрета «тяжело ступая», «по пухлому, изуродованному раной лицу», «лицо его становилось всё светлее и светлее от старческой кроткой улыбки» «безучастный, ограниченный и счастливый от несчастия других взгляд», «круглый живот»,»жирные ляжки коротких ног», «жёлтый, пухлый, тяжёлый, с мутными глазами» Миссия «Он был убеждён, что ему предназначено спасение России» ( III -3-3) «Париж был столицей мира, и французы предметом зависти всех наций» ( III -2-38) Роль в истории «Не играл никакой роли»; «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему « ( III -2-35) Роль «благодетеля мира». «Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполнены» ( III -2-33) КУТУЗОВ НАПОЛЕОН
I ряд Мир и война II ряд Жизнь (для других – жизнь для себя) - смерть III ряд Народ, язык и культура РАБОТА В ГРУППАХ:
ВЫВОД УРОКА : Народ носитель языка и культуры мир жизнь война смерть
РЕФЛЕКСИЯ 1. КАКОЙ ИЗ ЭТИХ ПУТЕЙ ВЫБРАЛИ БЫ ВЫ, ЯВЛЯЯСЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ НАРОДА ? 2. ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ ВАМ НА УРОКЕ ? 3. ЧТО ПРОИЗВЕЛО САМОЕ СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ? 4. ЧЕМ ИНТЕРЕСНЫ ТАКИЕ УРОКИ ?
Email: ukaminat@mail.ru ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров
Усманова К.М.
«Творческий подход ‒ развитие интеллектуального потенциала учащихся»
/Дидактический материал для развития интеллекта учащихся./
Махачкала 2008
Задачи исследования:
1. Интеллект как фактор развития ребенка:
а) интеллект - способность решать задачи;
б) интеллект - обучаемость, то есть способность усваивать и самостоятельно добивать знания;
в) интеллект - система познавательных процессов;
г) интеллект - фактор регуляции деятельности.
2. Формирование базовых интеллектуальных качеств личности:
а) любознательность;
б) - критичность;
в) чувствительность;
г) - дисциплинированность ума;
д) - самоконтроль.
3. Проблемы индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка.
а) способность осмысливать свои действия;
б) способность преодолевать интеллектуальные трудности
Творческий подход - развитие интеллектуального потенциала учащихся.
Духовное богатство личности - это оптимальный уровень развития интеллектуальной, эмоциональной сфер личности, потребность в знаниях и широта кругозора, развитое воображение, чувство прекрасного, стремление к творчеству. Это идейная убежденность личности, ее готовность к творческому участию во всех видах общественно-полезного труда.
Представление о духовном богатстве человека не является раз и навсегда данным, застывшим. Сегодня, особенно в наших условиях его содержание коренным образом изменилось.
Главное в современном подходе к проблеме формирования духовного богатства человека - акцент на максимальный рост его творческого потенциала на развитие всех способностей не только учащихся, но и всех людей.
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов. Дети развиваются в каждый момент их жизни так же активно, как активно они мыслят и действуют.
У ребенка всё впервые и всё оставляет неизгладимые впечатления, настолько сильные, что и тогда, когда он станет взрослым, впечатления детства будут влиять на его представления о себе, о людях. В детстве всё оставляет след. Могу привести свой простой пример: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление своего роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтоб он изменил направление своего духовного развития уже с малых лет. Будущее неразрывно связано с настоящим. Сегодня и завтра ребенок - это разные ступени единого процесса развитая.
Итак, ребенок развивается, хотим мы этого или не хотим, заботимся мы об этом или не заботимся.
Гармонично ребенок развивается в условиях не стихийных, а целенаправленных, последовательных, педагогически продуманных влияний. Если педагог увлекается формированием одной из сторон личности учащихся и, сам того не замечая, ослабляет работу, связанную с формированием других ее сторон, он в результате не добьется успеха в достижении той узкой цели, которую перед собой ставил. Поэтому я считаю, что человек должен быть всесторонне развитым, и эти чувства он должен пробуждать в себе с младших лет.
Человек не должен односторонне строить свой рабочий день, надо организовать труд учеников так, чтобы он не шел в ущерб здоровью и в конечном счете не приводил к потере работоспособности и крушению всех надежд и планов. Способность любого учащегося формируется на основе общего развития личности. Чтобы развить одну способность, надо развить и многие другие способности ребенка. Чтобы подготовить хорошего специалиста, надо не только позаботиться о специальных знаниях и умениях, но развивать человека в целом. Развитие человека - это часть развития мира. Каждое поколение вносит в судьбу страны, в судьбу человечества свое, новое, чего раньше не было. В этом - суть развития. Нам, педагогам, важно и нужно рассматривать каждое конкретное дело, проводимое со школьниками, с точки зрения формирования личности.
Возьмем, к примеру, урок. Учитель, готовясь к нему, стремится лучше раскрыть его тему. Но этого недостаточно: необходимо продумать, как использовать воспитательные возможности урока, чтобы он в наибольшей степени способствовал гармоничному развитию личности, как разбудить мысль, чувство, стимулировать волевое напряжение. Все это будет активизировать школьников и в усвоении конкретного материала урока, способствовать укреплению их интереса к предмету.
Способности человека раскрываются и совершенствуются прежде всего в творческой деятельности. Реформа школы нацеливает учителя на то, чтобы покончить с пассивными, инертными методами преподавания. Нередко бывает так, что ученик присутствует на уроке, а по существу отсутствует на нем: мысли его далеко, он весь оцепенел от скуки и мучительного ожидания конца урока. Неинтересный, не ориентированный на возрастные особенности детей урок - причина нарушений ими дисциплины, а в конечном счете - потери интереса к знаниям, любви и привязанности к школе, учителю.
Детям свойственно стремление к самоутверждению. Это важный стимул развития личности. Надо его максимально использовать и надо ему в этом помочь.
Развитие творческого потенциала учащегося.
Где бы ни работал в будущем сегодняшний школьник, сама жизнь потребует от него, чтобы он стал полезным и активным участником окружающей жизни. Современные условия потребуют от них инициативу, мастерство, владение передовыми методами труда.
Поэтому, во всех школах нужен настрой на инициативу и творчество, на инновационное развитие потребности в творчестве у каждого учащегося.
Все это открывает перед учительством новые проблемы.
Учитель, который прежде всего ценит в детях послушание, ждет от них поддакивания, не вызывает их на живой обмен мнениями, сегодня выглядит не современно. Если на уроке учитель говорит, дети слушают, это значит, что он работает один. Сегодня так строить урок нельзя.
Главное интеллектуальное качество, которое надо воспитывать, -продуктивность мышления, то есть способность создавать новое, то, чего раньше не было, добиваться результата, обладающего новизной, инновационной формой.
Есть дети, у которых нет установки на самостоятельность, активность, творчество. Уровень творческого отношения в каждом конкретном случае у разных детей разный.
Творчество - высшая форма активности и самодеятельности человека. Активность, направляемая чужой волей, не является творческой активностью. Самостоятельный выбор варианта поведения - уже творчество. По моему мнению, каждый учитель должен строить урок таким образом, чтобы на каждом уроке интеллект, здоровье - развивались в гармоничной последовательности.
В моем опыте, на уроках русского языка стараюсь вовлечь детей в разные формы творчества, особенно в 5-7 классах. Они сочиняют сказки, составляют тексты по опорным словам, пишут отзывы-миниатюры о прочитанных сказках, рассказах.
Разбудить у школьников стремление к творчеству, создав условия для его проявления, мы увидим, насколько интереснее им будет учиться, как повысится их общеобразовательный уровень , интеллектуальный потенциал.
Некоторые учителя возразят: способность к творчеству, скажут они, можно воспитать у хорошо успевающего ученика, а у тех, которым с натяжкой ставишь «тройки», пытаться сформировать это качество была бы пустой затеей.
Урок, не пробуждающий стремления к творчеству, инициативы, не дарящий детям радости, воспринимается ими как вынужденная, ненужная им работа. Они чувствуют себя пленниками учителя. Такой урок гасит познавательный интерес, а в результате стремление к познанию слабеет.
Активизация мысли учащихся - одна из основных задач учителя. Я, как учитель русского языка и литературы, после чтения текста часто спрашиваю: «Что по вашему мнению могло произойти, если бы мальчик не проявил такого высокого чувства ответственности? Как, по вашему представлению, может сложиться жизнь героев рассказа через 10 лет?»
Это приучает ребят к логическому рассуждению.
Я учу детей планировать время. Под моим руководством составляют план на воскресные дни, на каникулы. Намечают, что надо прочитать, увидеть, где побывать.
Иногда я даю детям задание проверить, сколько времени в день уходит на чтение, выполнение домашних заданий, на сон, а сколько - тратится бесцельно. Такие самоотчеты помогают учащимся более разумно относиться к своему времени, беречь его.
Каждому учителю важно так построить урок, чтоб каждый ребенок участвовал в нем активно.
Надо подумать, как сделать каждый урок интеллектуально и эмоционально насыщенным. Чаще надо использовать учителю упражнения, носящие игровой характер. Все, что умеет учитель, надо применять в работе с детьми, сделать средством их личностного развития. В младших, то есть в 5-6классах было бы лучше, если проводились конкурсы рисунков на темы, которые изучаются на уроках.
Лично на моих уроках литературы ярко и страстно звучит тема подвига, тема Родины. Потому что, сейчас о чувстве Родины, о родном гнезде говорят очень мало. А ведь все в человеке начинается с Родины.
Мое основное направление на уроках литературы - патриотическое воспитание детей. Великий писатель И.Г. Паустовский писал: «О, нельзя жить человеку без Родины, как нельзя жить без сердца!»
Ребятам как воздух необходимы праздники. Праздник - перерыв в повседневности, будничности. После хорошего праздника дети вновь охотно садятся за учебники и учатся с большим энтузиазмом, чем прежде.
Такие пессимистические прогнозы могут принести много вреда растущему поколению, в том числе и обществу.
Каждый знает, что растение, за которым не ухаживают, почитает и его не вернуть к жизни. Так порой и случается и со способностью к творчеству. «Тройки», которые получает учащийся, могут объясняться не отсутствием любознательности, а неумением учителя вести ребенка по дорогам знаний. Урок, бедный методическими находками, оторванный от жизненного опыта детей, - одним словом, нетворческий урок - не может разбудить жажду знаний.
Стремления к знаниям, к творчеству может зажечь в детях тот учитель, который сам работает творчески.
У такого учителя каждый урок - это и есть развитие интеллектуального потенциала, выявление потенциальных возможностей каждого учащегося. Детям часто не хватает яркого, точного, емкого слова. Надо найти время для того, чтобы рассказать ребятам о своем детстве, поделиться с ними своими раздумьями о литературе, о кинофильмах, а главное ‒ о жизни. Пусть идут от нас к ним живые токи нашей мысли и нашего чувства. Творчество зажигается творчеством, как огонь зажигается от огня.
Творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка. Важно, чтобы дети могли свободно выбрать себе дело по душе. Многогранная внеурочная деятельность учащихся удовлетворяет их разносторонние интересы. Деятельность детей должна развиваться таким образом, чтобы в ней было больше творческих элементов. Надо развивать у ребенка все способности, но особенно те, которые наиболее полно отражают его индивидуальность.
Учитель должен нести ответственность за то, чтобы каждый его воспитанник реализовал свои возможности. Для этого надо настойчиво и терпеливо открывать способности каждого ученика, наращивать его творческий потенциал.
Различные конкурсы, смотры, соревнования, КВН-ы по предметам - испытанные формы развития творческой активности учащихся.
Задачи, выдвигаемые перед ними, должны быть разнообразными, охватывающими различные сферы жизни ребят.
Творчество не должно быть редким праздником в классе. Всю жизнь детей надо пронизать им. Творчество помогает развиваться личности гармонично, разносторонне и целостно. Творческая деятельность требует мобилизации всего потенциала личности. Она порождает интерес, способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. Вот почему необходимо пронизать всю жизнь учащихся творчеством.
Развитие интеллекта учащегося.
Такие качества, как самостоятельность, мыслительная активность учащихся должны воспитываться всем педагогическим коллективом, на каждом уроке, внеклассном или внешкольном мероприятии. Необходимо развивать такие качества мышления учащегося, как широта, глубина, критичность, оригинальность. Важно сформировать у ребенка продуктивное мышление, то есть способность к созданию новых идей.
Назначение урока - не только давать знание, но и побуждать школьников к самостоятельной, мыслительной деятельности. Мышление ребенка неотделимо от его чувств, от образного видения мира. Живое чувство - главная пружина свободного полета мысли ребенка.
Одним словом, мышление создает интеллектуальное развитие учащегося. В этом процессе огромную роль играют творческие сочинения.
Например, ребята пишут сочинения на свободную тему. Но вот в чем беда: зная, за каждую ошибку оценка снижается, они пишут сочинения короткими фразами, употребляя только те слова, в написании которых они не сомневаются. В результате чахнет их воображение, глохнет чувство языка.
По моему мнению, надо организовать чаще творческие сочинения детей по прочитанным ими произведениям и не ставить им отметки за эти сочинения, а обсуждать их коллективно и лучшие отбирать для оформления альбома творческих работ в классе.
Благодаря этому, повысится творческий потенциал учащихся и роль книги в формировании творческого потенциала детей.
Можно использовать и другой вид творческой работы - отзывы о кинофильмах, о прочитанных книгах.
С помощью таких творческих работ развиваются не только интеллектуальный потенциал детей, но и эмоциональная, эстетическая, нравственная сферы личности.
Лучшие учителя-педагоги строят свои уроки так, чтобы перед учащимися постоянно возникла возможность напрягать ум, мыслить, анализировать, обобщать факты, своими усилиями добиваться истины. Особенно это важно для учащихся 11-х классов при сдаче ЕГЭ, при выполнении задания №С. Чтобы подготовиться к ЕГЭ, необходимо иметь прочные, хорошие знания.
Дисциплина, творческое освоение мира знаний, соблюдение прав, требовательность во всем ‒ всё это необходимые условия для развития интеллектуального потенциала учащихся.
Вся работа школы требует пересмотра с позицией важнейшей цели - интеллектуального потенциала каждого учащегося. Оценив свой опыт с учетом этой важнейшей цели, каждый учитель найдет новые, не использованные ранее резервы улучшения своей работы.
Наверное, все со мной согласятся, что мир, в которм мы живем, становится все более сложным и противоречивым. Как молодому поколению подготовиться к активной и полноценной жизни в этом мире? Суммируя положения различных нормативно-правовых документов в системе образования мы находим ответ на поставленные вопросы: для выработки разумной стратегии собственной жизни в этом мире, необходимо иметь достаточно высокий интеллектуальный потенциал.
Одной из важнейших задач современного образования является интеллектуальное развитие учащихся.
Целью предлагаемого мною материала является не просто усвоение общеобразовательных предметов (в том числе и русского языка), но и рассмотрение и усложнение индивидуальный интеллектуальных ресурсов личности средствами изучаемого предмета.
Содержание учебного предмета должно трансформироваться в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс как одна из форм самопрезентации педагога
Презентационное сопровождение выступления по теме...
"Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования "
С целью обобщения и распространения педагогического опыта предлагаю познакомиться с программой по самообразованию....
Мастер-класс. Модель практического занятия технической направленности. Педагога дополнительного образования Стецко Виктора Петровича.
Учебное занятие. Презентация опыта работы педагога по программе научно-технической направленности....
Мастер-класс "Шерстяная акварель" для учителей ИЗО,педагогов дополнительного образования.
Изготовление картины в технике "шерстяная акварель".В презентации дано последовательное описание создания картины " Снеговик"...
мастер - класс "Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования"
Цель данного мастер - класса - развитиепрактических умений педагогов дополнительного образования, направленные на создание торческой атмосферы на занятиях...
Мастер-класс "Любовь прекрасна?"
Описание мастер-класса на немецком языке...
Мастер-класс «Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования»
Применение на занятиях игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у ...