Мастер-класс «Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования»
методическая разработка

Мелашенко Людмила Васильевна

    Применение на занятиях  игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей стремление учиться, дают положительный результат к мотивации в учебной деятельности 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования»

Подготовила:  Мелашенко Л.В.

“Без игры нет и не может быть полноценного

                                                      умственного    развития. Игра – это огромное

                                                      светлое окно, через которое в духовный   мир

                                                      ребенка     вливается   живительный     поток

                                                      представлений,     понятий. Игра – это искра,

                                                      зажигающая      огонек       пытливости       и

                                                       любознательности.”

                                                                                           В.А. Сухомлинский.

Цель мастер-класса: развитие практических умений педагогов дополнительного образования, направленные на создание  творческой атмосферы на занятиях.

Задачи мастер-класса:

 - Показать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса обучающихся на занятиях в дополнительном образовании.

-Познакомить участников с игровыми упражнениями, применяемыми на занятиях для активизации познавательных процессов у обучающихся.

- Активизировать коммуникативные навыки участников мастер - класса.

-Убедить участников, что использование игр в процессе обучения является важнейшим фактором формирования и актуализации познавательного интереса.

 Форма проведения: игровые  тренинги.

 Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.

Ход мастер-класса

  1. Вводный этап

1.Информационный блок  

-Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Педагог тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы. Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю наше мероприятие  начать с разминки.

Метод «Разминка»

А сейчас, сядьте поудобнее и ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро.   -Какое сегодня число?

-А день недели?

-Вытянутый круг?

-На чем путешествовал Емеля?

-Как называется рот у птицы?

-Кто сидит на троне и управляет царством? Молодцы.

Спасибо. Я хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.  

Актуализация мастер-класса.

Посмотрите, за окном март, еще холодно, позади зима, дождливая пасмурная погода. а ведь так хочется тепла и уюта.   Я хочу вам подарить вам частичку тепла. Пусть вот эти маленькие бабочки напоминают вам о добре, тепле и красоте. Выберите себе понравившуюся бабочку. Посадите ее на свою ладонь, и послушайте одну легенду: Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. Я согласна, все в наших руках. – А в руках педагога – будущее – ДЕТИ. Врачам доверяют здоровье людей, а нам доверено в детях всё: и здоровье, и психика, и красота душевная.   Педагог - личность творческая. Он всегда идет в ногу со временем. Внедряет в привычную практику новые технологии, новые формы и методы реализации образовательных программ. И каждый раз задает себе вопрос, идя на занятие: будет ли занятие интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу? Как же это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках». И я не просто начала свой мастер-класс с этой легенды. На моем  сайте педагога МОЕ КРЕДО начинается именно с этой легенды.

Метод «Что у меня на сердце» Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. У вас есть бабочки, на крылышках, с правой стороны вы напишите ожидания, а с левой – опасения, от данного мастер- класса. (Озвучивание по желанию.) В конце занятия мы вернёмся к нашим бабочкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно. Этот метод используется на занятиях не только с дошкольниками, но и с обучающимися  любого возраста   для того, чтобы лучше понять группу и каждого обучающегося.    

2.Мотивационный блок (теоретическая часть)   

      А давайте сейчас определим ключевое слово мастер-класса.  У вас листочки с буквами. Ваша задача исключить повторяющиеся буквы и из оставшихся букв составить слово. Что у нас получилось? (Игра). Совершенно верно.

 Тема моего мастер- класса «Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования»

     Почему именно игра? Я работаю   с детьми дошкольного возраста и могу сказать, что в этом возрасте, дети очень любят играть, поэтому упор в своей работе делаю на игровые технологии.

      Актуальность применения игровых технологий вижу в том, что игровые технологии являются составной частью педагогической деятельности, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов, вносят разнообразие и заинтересованность в учебный процесс, способствуют созданию благоприятного психологического климата на занятии. Мы часто сталкиваемся  с ситуацией, когда на занятия приходят дети и не могут настроиться на творческую работу.  Игра,  становится своеобразным «переключателем» психологии ребенка на освоение нового материала.

Родоначальником теории игры в отечественной науке считается К.Д.Ушинский. Он противопоставляет стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания.

    Игровые формы обучения на занятиях создают возможности эффективного взаимодействия педагога и обучающихся.  

     В играх различные знания и новые сведения ребенок получает свободно. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на занятии слова не вытянуть, в играх, случается, становятся очень активными. Игра переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние.  

     Использование игровых  технологий делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как игра занимает особое место в системе активного обучения, являясь одновременно и методом, и формой организации воспитательного процесса

     Игра – это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры. Привыкая постоянно играть, младшие школьники, перейдя в среднее звено, на занятиях плохо усваивают материал, без интереса слушают педагога, ждут игровых моментов. Поэтому применять игровые технологии с обучающимися младшего школьного возраста  нужно дозированно, целесообразно, выражаясь обыденным языком, - «не пересластить». Однако, Игра – ведущая деятельность детей всех возрастов.  

2. Основной  этап

     А сейчас я хочу напомнить  игровой прием, о котором я не могла   не вспомнить. Но вам придется его отгадать: вы его хорошо знаете и применяете на практике. Он получается у всех. Это довольно увлекательное и творческое занятие, помогает детям самого разного возраста развивать системное и образное мышление, аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас. В этом приеме 8 букв, 4 буква- к, первая - с. Правильно. Это синквейн. Дословного перевода нет. Грубый перевод - Стихотворение

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Можно применять с обучающимися разного возраста.

Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность обучающихся.

Вспомним правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 

- Я могу предложить такие примеры синквейна:

1. Учитель

Грамотный, опытный

Учит, образовывает, воспитывает

Даёт необходимые для жизни знания

Педагог.

2. Учитель

Умный, знающий

Обучает, разъясняет, рассказывает

Терпеливо учит знаниям

Школа.

А сейчас мы объединимся в группы составим Синквейн к слову Игра.

Игра

Интересная, увлекательная.

Веселит, радует, расслабляет.

Делает жизнь активнее.

Развлечение

Игра «За!» и «Против!»

     В игре, как и в любой технологии есть свои плюсы и минусы. Предлагаю Вам   поиграть в Игру «За!» и «Против!». (Эту игру можно использовать на занятиях с обучающимися любого возраста)

      Я буду называть качества игровых технологий. Если я назову положительное качество – хлопаем в ладоши, если отрицательное – скрещиваем руки на груди:

+ Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

+ Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения;

 + Способствует использованию знаний в новой ситуации;

 - Подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

+ Является естественной формой труда ребенка;

 - Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;

- Сложность в оценке обучающихся.

+ Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.

 

3.        Заключительный этап

  Рефлексия  

    Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей стремление учиться, дают положительный результат к мотивации к учебной деятельности. Я сегодня постаралась показать, что игровые технологии можно применять на любом этапе занятия, с обучающимися любого возраста, даже и со взрослыми .

     Ну а сейчас вернемся к нашим бабочкам. Оправдались ли ваши ожидания от мастер - класса? (Отвечают на вопрос и прикрепляют бабочек на цветок)

Желаю вам, чтоб дети с удовольствием бежали к вам на занятия.  А для этого   Нужно помнить золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и игровой: ребёнку должно быть интересно и комфортно.

Здоровья вам и творческих успехов. Благодарю за сотрудничество!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс "Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования"

Цель данного мастер - класса - развитиепрактических умений педагогов дополнительного образования, направленные на создание торческой атмосферы на занятиях...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методамии результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования...