Мастер-класс «Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования»
методическая разработка
Применение на занятиях игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей стремление учиться, дают положительный результат к мотивации в учебной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования»
Подготовила: Мелашенко Л.В.
“Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и
любознательности.”
В.А. Сухомлинский.
Цель мастер-класса: развитие практических умений педагогов дополнительного образования, направленные на создание творческой атмосферы на занятиях.
Задачи мастер-класса:
- Показать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса обучающихся на занятиях в дополнительном образовании.
-Познакомить участников с игровыми упражнениями, применяемыми на занятиях для активизации познавательных процессов у обучающихся.
- Активизировать коммуникативные навыки участников мастер - класса.
-Убедить участников, что использование игр в процессе обучения является важнейшим фактором формирования и актуализации познавательного интереса.
Форма проведения: игровые тренинги.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.
Ход мастер-класса
- Вводный этап
1.Информационный блок
-Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Педагог тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы. Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю наше мероприятие начать с разминки.
Метод «Разминка»
А сейчас, сядьте поудобнее и ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро. -Какое сегодня число?
-А день недели?
-Вытянутый круг?
-На чем путешествовал Емеля?
-Как называется рот у птицы?
-Кто сидит на троне и управляет царством? Молодцы.
Спасибо. Я хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.
Актуализация мастер-класса.
Посмотрите, за окном март, еще холодно, позади зима, дождливая пасмурная погода. а ведь так хочется тепла и уюта. Я хочу вам подарить вам частичку тепла. Пусть вот эти маленькие бабочки напоминают вам о добре, тепле и красоте. Выберите себе понравившуюся бабочку. Посадите ее на свою ладонь, и послушайте одну легенду: Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. Я согласна, все в наших руках. – А в руках педагога – будущее – ДЕТИ. Врачам доверяют здоровье людей, а нам доверено в детях всё: и здоровье, и психика, и красота душевная. Педагог - личность творческая. Он всегда идет в ногу со временем. Внедряет в привычную практику новые технологии, новые формы и методы реализации образовательных программ. И каждый раз задает себе вопрос, идя на занятие: будет ли занятие интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу? Как же это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках». И я не просто начала свой мастер-класс с этой легенды. На моем сайте педагога МОЕ КРЕДО начинается именно с этой легенды.
Метод «Что у меня на сердце» Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. У вас есть бабочки, на крылышках, с правой стороны вы напишите ожидания, а с левой – опасения, от данного мастер- класса. (Озвучивание по желанию.) В конце занятия мы вернёмся к нашим бабочкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно. Этот метод используется на занятиях не только с дошкольниками, но и с обучающимися любого возраста для того, чтобы лучше понять группу и каждого обучающегося.
2.Мотивационный блок (теоретическая часть)
А давайте сейчас определим ключевое слово мастер-класса. У вас листочки с буквами. Ваша задача исключить повторяющиеся буквы и из оставшихся букв составить слово. Что у нас получилось? (Игра). Совершенно верно.
Тема моего мастер- класса «Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования»
Почему именно игра? Я работаю с детьми дошкольного возраста и могу сказать, что в этом возрасте, дети очень любят играть, поэтому упор в своей работе делаю на игровые технологии.
Актуальность применения игровых технологий вижу в том, что игровые технологии являются составной частью педагогической деятельности, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов, вносят разнообразие и заинтересованность в учебный процесс, способствуют созданию благоприятного психологического климата на занятии. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда на занятия приходят дети и не могут настроиться на творческую работу. Игра, становится своеобразным «переключателем» психологии ребенка на освоение нового материала.
Родоначальником теории игры в отечественной науке считается К.Д.Ушинский. Он противопоставляет стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания.
Игровые формы обучения на занятиях создают возможности эффективного взаимодействия педагога и обучающихся.
В играх различные знания и новые сведения ребенок получает свободно. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на занятии слова не вытянуть, в играх, случается, становятся очень активными. Игра переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние.
Использование игровых технологий делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как игра занимает особое место в системе активного обучения, являясь одновременно и методом, и формой организации воспитательного процесса
Игра – это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры. Привыкая постоянно играть, младшие школьники, перейдя в среднее звено, на занятиях плохо усваивают материал, без интереса слушают педагога, ждут игровых моментов. Поэтому применять игровые технологии с обучающимися младшего школьного возраста нужно дозированно, целесообразно, выражаясь обыденным языком, - «не пересластить». Однако, Игра – ведущая деятельность детей всех возрастов.
2. Основной этап
А сейчас я хочу напомнить игровой прием, о котором я не могла не вспомнить. Но вам придется его отгадать: вы его хорошо знаете и применяете на практике. Он получается у всех. Это довольно увлекательное и творческое занятие, помогает детям самого разного возраста развивать системное и образное мышление, аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас. В этом приеме 8 букв, 4 буква- к, первая - с. Правильно. Это синквейн. Дословного перевода нет. Грубый перевод - Стихотворение
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Можно применять с обучающимися разного возраста.
Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность обучающихся.
Вспомним правила составления синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Я могу предложить такие примеры синквейна:
1. Учитель
Грамотный, опытный
Учит, образовывает, воспитывает
Даёт необходимые для жизни знания
Педагог.
2. Учитель
Умный, знающий
Обучает, разъясняет, рассказывает
Терпеливо учит знаниям
Школа.
А сейчас мы объединимся в группы составим Синквейн к слову Игра.
Игра
Интересная, увлекательная.
Веселит, радует, расслабляет.
Делает жизнь активнее.
Развлечение
Игра «За!» и «Против!»
В игре, как и в любой технологии есть свои плюсы и минусы. Предлагаю Вам поиграть в Игру «За!» и «Против!». (Эту игру можно использовать на занятиях с обучающимися любого возраста)
Я буду называть качества игровых технологий. Если я назову положительное качество – хлопаем в ладоши, если отрицательное – скрещиваем руки на груди:
+ Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
+ Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения;
+ Способствует использованию знаний в новой ситуации;
- Подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
+ Является естественной формой труда ребенка;
- Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;
- Сложность в оценке обучающихся.
+ Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.
3. Заключительный этап
Рефлексия
Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей стремление учиться, дают положительный результат к мотивации к учебной деятельности. Я сегодня постаралась показать, что игровые технологии можно применять на любом этапе занятия, с обучающимися любого возраста, даже и со взрослыми .
Ну а сейчас вернемся к нашим бабочкам. Оправдались ли ваши ожидания от мастер - класса? (Отвечают на вопрос и прикрепляют бабочек на цветок)
Желаю вам, чтоб дети с удовольствием бежали к вам на занятия. А для этого Нужно помнить золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и игровой: ребёнку должно быть интересно и комфортно.
Здоровья вам и творческих успехов. Благодарю за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс "Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования"
Цель данного мастер - класса - развитиепрактических умений педагогов дополнительного образования, направленные на создание торческой атмосферы на занятиях...
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования
Анкетирование родителей об удовлетворенности методамии результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования...