Дидактическая игра
статья на тему
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра.
Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Что такое интерес? «Интерес – мотив, способствующий ориентировке в какой –либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.» ( Введение в психологию, под редакцией профессора Петровского А.В., издательский центр «Академия», Москва, 1996г.) Интерес обнаруживается в положительном эмоциональном фоне, который приобретает процесс познания. К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм «приневоливания» не достигает нужного результата. Одним из средств повышения живого интереса к учебной деятельности является игра.
В развитии ребёнка игра имеет очень важное значение. Это совокупность способов взаимодействия маленького человека с миром, это познание и открытие мира, нахождение в нём своего места. Исследователь игры Д.Б. Эльконин называет игру «арифметикой социальных отношений» и трактует её как « одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребёнком мира взрослых». ( Психология игры. Д.Б. Эльконин, Москва, издательство «Педагогика», 2000 г.) В активной игровой форме ребёнок глубже познаёт явления жизни, общественные отношения, трудовые процессы. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля.
Существует много различных классификаций игр. Исследователь игры С.А. Шмаков предлагает взять за основу классификации виды человеческой деятельности, которые игры отражают. Таким образом, он рассматривает следующие виды игр :
- Физические и психологические игры.
- Интеллектуально-творческие игры.
- Социальные игры.
- Комплексные игры.
Все мы знаем, что в школе присутствует особый вид игры – дидактическая игра. Дидактические игры входят в группу интеллектуально-творческих.
Одним из первых выделил игру как педагогическое явление немецкий педагог и теоретик дошкольного воспитания Ф. Фребель ( 1782 – 1852 ). Он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребёнка. В системе Фребеля дидактической игре отводилось центральное место. После Фребеля разработка системы дидактических материалов проводилась Монтессори. Она строила занятия детей с дидактическими материалами на принципе активности. В России дидактическое значение игры доказывал ещё Ушинский. Об этом писал в своих работах и известный реформатор школы педагог В.А. Сухомлинский: « Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка…»
Передача детям «сухих знаний» малоэффективна, одним из средств повышения живого интереса к предмету является игра. Игра обычно интересна и увлекательна, таким образом, в деятельности отсутствует принуждение. Так при помощи игры происходит перенос интереса в сферу познания. А от интереса к учебному материалу школьник постепенно поднимается до интереса к интеллектуальному усилию.
В дидактической игре учебные задачи выступают перед ребёнком не прямо, а «маскируются». Играя, он и не думает учиться. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно. В этой непреднамеренности и кроется глубокий смысл дидактической игры. Лучшие дидактические игры составлены по принципу «самообучения», они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями.
Нельзя принебрегать элементом удовольствия от выполняемой игровой деятельности. Благоприятная эмоциональная атмосфера на уроке очень важна. В такой атмосфере процесс обучения становится более лёгким, а у учащихся преобладает бодрое рабочее настроение. Всё это облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В этом ещё одна ценность игры.
Очень часто ослабляет познавательную активность учащихся фактор перегрузки : эмоциональной и физической. Одним из методов, снимающих утомление, является дидактическая игра в силу своей занимательности и способности переключать внимание детей. Переключение внимания способствует нейтрализации перегрузки, возникающей в учебном процессе.
Важна социализирующая функция игры, т.е. воспитание через коллектив. Игры часто проводятся в парах или группах. Играя, дети учатся воспроизводить жизненно – важные действия, примеривают на себя разные роли, усваивают и запоминают правила социального поведения.
Важно и то, что в игре присутствует исследовательский компонент. Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это то, что и составляет явление познавательной активности.
Безусловно, в процессе обучения дидактическая игра – вторичный этап, но она играет важную роль в процессе обучения. Ценность дидактической игры учитель определяет не потому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в решении той или иной учебной задачи применительно к каждому ученику. Перед учителем стоит конкретная задача : научиться педагогически управлять дидактической игрой, учитывать эффективность игры в процессе педагогической деятельности, в формировании познавательной активности и мотивации в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.
Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы. Поэтому наиболее подходи...
Дидактическая игра-конкурс по математике "Своя игра" для 10-го класса
Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного...
Дидактическая игра "Своя игра" История России конец XVI-XVIII век
Возрастная группа: 7 класс.Цели и задачи игры:- Систематизация и закрепление знаний, полученных на уроках истории; развитие познавательной активности учащихся;- воспитание культуры общения...
Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"
*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти, словесно – логического мышления....
Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие
В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...
МАСТЕР – КЛАСС музыкальный конкурс « Музыкальные импровизации и музыкально-дидактические игры на тему интеграции. Игра на детских музыкальных инструментах.»
Мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ с применением конкурсной программы, игра на ДМИ....