Разработка структуры модуля и его спецификация
методическая разработка по теме
В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Структура модуля. Спецификация модуля. Уровни и критерии освоения модуля. | 79.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель разработки модуля - это «расчленение содержания каждой темы на составные компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их по времени и интеграцию в едином комплексе»
Структура модуля Модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций . В состав модуля входят: целевой план действий; банк информации; методическое руководство по достижению дидактических целей.
Технология педагогического проектирования образовательных модулей Материалы, составляющие модуль, в обязательном порядке включают в себя три компонента: 1 . Разработку спецификаций модулей. 2. Разработку оценочных материалов модулей. 3. Разработку учебных материалов модулей.
1.СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДУЛЯ Спецификация модуля содержит его общую характеристику, а именно: название модуля , цели обучения, результаты обучения, критерии оценки результатов, уровни освоения, требования к объекту оценки, входные требования, нормативная продолжительность обучения , пояснительная записка.
Название модуля. Название должно отражать назначение и (или) содержание модуля. К выбору названия модуля нужно подходить особенно осторожно, так как ни одно название не должно повторяться. Цели обучения. При их описании указывается совокупность профессиональных задач и функций, которые сможет осуществлять обучающийся по окончании изучения модуля. Цели носят деятельностно-ориентированный характер и должны фиксировать планируемые изменения в способах деятельности обучающегося.
Результаты обучения. В качестве результатов указывается перечень умений, составляющих компетенцию( ции ), которые предъявляются к оцениванию. Результаты устанавливают , что обучающийся будет уметь делать по завершению обучения, каким стандартам будет соответствовать его деятельность или в каких условиях он сможет применить умения. Подбирая совокупность результатов, следует проверять значимость каждого из них для формирования указанного умения и возможность его достижения в рамках изучения модуля Кроме того, важно, чтобы результаты были согласованы (связаны) между собой и не выходили за рамки целей обучения. При проверке достижения обучения осуществляется проверка способности обучаемого владеть нескольким необходимыми умениям. Рекомендуемое количество результатов обучения для одного модуля – от 3 до 5. Такое количество достаточно для демонстрации достижения цели обучения. При описании результатов обучения используются глаголы, которые указывают на действия , подвергающиеся оцениванию («активные» глаголы).
Критерии оценки результата . Получаются непосредственно из результата обучения и содержат описание либо способа выполнения деятельности, либо продукта деятельности, получаемого в итоге. Описание критериев включает: объект деятельности, совершаемое действие, качество выполнения и ссылка на стандарт выполнения работы. При разработке критериев следует следить, чтобы задавалась только деятельность, заложенная в результате обучения. Рекомендуется от 4 до 6 критериев для каждого результата обучения.
Уровень освоения. Раскрывает глубину и/или диапазон освоения умения, необходимого для достижения Результата обучения. Для некоторых результатов обучения может не требоваться описания уровней освоения, т. к. вся необходимая информация полностью содержится либо в формулировке самого результата, либо в критериях его оценки.
Требования к объекту оценки. Предполагает описание способа доказательства обучающимся достижения Результатов обучения и их количество. Объектом доказательства могут выступать : Продукт деятельности . Оценка при этом основывается на качестве продукта, а критериями оценки являются качественные признаки достижения Результата обучения. 2. Практическая деятельность В ней учитывается качество процесса деятельности. Критерии оценки при этом основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания . 3. Письменное или устное подтверждение усвоенных знаний . Применяется в тех случаях , когда важно установить, что обучающийся обладает и свободно владеет достаточным количеством информации для формирования определенного умения.
Входные требования указывают уровни образования и квалификации, которые являются необходимыми для освоения модуля. Нормативная продолжительность обучения . Указывается в учебных часах или зачетных единицах и засчитывается при присвоении квалификации.
Пояснительная записка к модулю содержит информацию рекомендательного характера предназначенную для педагогов и организаторов обучения. В ней в свободной форме даются разъяснения по отдельным компонентам спецификации модуля; описывается область применения модуля (профессиональная актуальность) для составления модульных образовательных программ по профессиям, его преемственность; разъясняются цели обучения и рекомендуемые методы обучения; предлагаются некоторые инструменты оценки; поясняется процедура проведения оценки достижений обучающегося и др .
2. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценочные материалы содержат совокупность дидактических измерительных средств для установления уровня достижения результатов обучения по всем критериям оценки и эталоны их выполнения. При разработке оценочных материалов следует обратить внимание на обеспечение валидности и надежности оценки. Оценка каждого результата обучения в процедуре итогового контроля проводится отдельно . Общая итоговая оценка определяется как среднеарифметическая оценок, полученных по отдельным результатам. В некоторых случаях выставляется единственная оценка по модулю (комплексная) . Дидактические средства оценки разрабатываются на основе критериев оценки результата и требований к объекту оценки спецификации модуля. При проведении оценивания, кроме традиционных, целесообразно использовать и такие методы как: метод проектов, портфолио , метод экспертной оценки.
3 . УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Учебные материалы содержат совокупность текстового материала и дидактических средств, необходимых для обеспечения достижения обучающимся заданных результатов обучения. Для достижения каждого результата обучения обычно разрабатывается одна единица учебного материала – учебный элемент. Учебный элемент может содержать рекомендации о возможности использовании в процессе обучения существующих учебных материалов (учебников, справочников, научных изданий и т.п.) с указанием необходимых ссылок на источники в целом или их отдельных фрагменты. Для реализации в учебном процессе обратной связи при разработке учебных материалов необходимо включать в учебный элемент задания текущего контроля с эталонами их выполнения .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» для специальностей230115 Программирование в компьютерных сист...
структура модуля урока "Общие свойства кислот" 8 класс
разработка урока по модульной технологии по теме "Общие свойства кислот" 8 класс. Цели данного урока: Дать понятия о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по различным признак...
методическая разработка "Структура деятельности учителя по адаптации учащихся к работе в новом интеллектуальном пространстве"
Организация деятельности по решению физических задач....
Опыт разработки профессионального модуля ПМ.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин»
Профессиональный модуль понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 1 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
Рабочая программа соответсвует требованиям ФГОС втрого поколения...
Разработка структуры обследования обучающихся с ДЦП по выявлению нарушений устной и письменной речи на начало и конец учебного года.
темы для обследования нарушений устной и письменной речи...
Методическая разработка /Структура сочинения
Как писать сочинени?! Основная структура и содержание. Какие могут быть ошибки в написании....