Разработка структуры модуля и его спецификация
методическая разработка по теме
В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель разработки модуля - это «расчленение содержания каждой темы на составные компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их по времени и интеграцию в едином комплексе»
Структура модуля Модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций . В состав модуля входят: целевой план действий; банк информации; методическое руководство по достижению дидактических целей.
Технология педагогического проектирования образовательных модулей Материалы, составляющие модуль, в обязательном порядке включают в себя три компонента: 1 . Разработку спецификаций модулей. 2. Разработку оценочных материалов модулей. 3. Разработку учебных материалов модулей.
1.СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДУЛЯ Спецификация модуля содержит его общую характеристику, а именно: название модуля , цели обучения, результаты обучения, критерии оценки результатов, уровни освоения, требования к объекту оценки, входные требования, нормативная продолжительность обучения , пояснительная записка.
Название модуля. Название должно отражать назначение и (или) содержание модуля. К выбору названия модуля нужно подходить особенно осторожно, так как ни одно название не должно повторяться. Цели обучения. При их описании указывается совокупность профессиональных задач и функций, которые сможет осуществлять обучающийся по окончании изучения модуля. Цели носят деятельностно-ориентированный характер и должны фиксировать планируемые изменения в способах деятельности обучающегося.
Результаты обучения. В качестве результатов указывается перечень умений, составляющих компетенцию( ции ), которые предъявляются к оцениванию. Результаты устанавливают , что обучающийся будет уметь делать по завершению обучения, каким стандартам будет соответствовать его деятельность или в каких условиях он сможет применить умения. Подбирая совокупность результатов, следует проверять значимость каждого из них для формирования указанного умения и возможность его достижения в рамках изучения модуля Кроме того, важно, чтобы результаты были согласованы (связаны) между собой и не выходили за рамки целей обучения. При проверке достижения обучения осуществляется проверка способности обучаемого владеть нескольким необходимыми умениям. Рекомендуемое количество результатов обучения для одного модуля – от 3 до 5. Такое количество достаточно для демонстрации достижения цели обучения. При описании результатов обучения используются глаголы, которые указывают на действия , подвергающиеся оцениванию («активные» глаголы).
Критерии оценки результата . Получаются непосредственно из результата обучения и содержат описание либо способа выполнения деятельности, либо продукта деятельности, получаемого в итоге. Описание критериев включает: объект деятельности, совершаемое действие, качество выполнения и ссылка на стандарт выполнения работы. При разработке критериев следует следить, чтобы задавалась только деятельность, заложенная в результате обучения. Рекомендуется от 4 до 6 критериев для каждого результата обучения.
Уровень освоения. Раскрывает глубину и/или диапазон освоения умения, необходимого для достижения Результата обучения. Для некоторых результатов обучения может не требоваться описания уровней освоения, т. к. вся необходимая информация полностью содержится либо в формулировке самого результата, либо в критериях его оценки.
Требования к объекту оценки. Предполагает описание способа доказательства обучающимся достижения Результатов обучения и их количество. Объектом доказательства могут выступать : Продукт деятельности . Оценка при этом основывается на качестве продукта, а критериями оценки являются качественные признаки достижения Результата обучения. 2. Практическая деятельность В ней учитывается качество процесса деятельности. Критерии оценки при этом основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания . 3. Письменное или устное подтверждение усвоенных знаний . Применяется в тех случаях , когда важно установить, что обучающийся обладает и свободно владеет достаточным количеством информации для формирования определенного умения.
Входные требования указывают уровни образования и квалификации, которые являются необходимыми для освоения модуля. Нормативная продолжительность обучения . Указывается в учебных часах или зачетных единицах и засчитывается при присвоении квалификации.
Пояснительная записка к модулю содержит информацию рекомендательного характера предназначенную для педагогов и организаторов обучения. В ней в свободной форме даются разъяснения по отдельным компонентам спецификации модуля; описывается область применения модуля (профессиональная актуальность) для составления модульных образовательных программ по профессиям, его преемственность; разъясняются цели обучения и рекомендуемые методы обучения; предлагаются некоторые инструменты оценки; поясняется процедура проведения оценки достижений обучающегося и др .
2. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценочные материалы содержат совокупность дидактических измерительных средств для установления уровня достижения результатов обучения по всем критериям оценки и эталоны их выполнения. При разработке оценочных материалов следует обратить внимание на обеспечение валидности и надежности оценки. Оценка каждого результата обучения в процедуре итогового контроля проводится отдельно . Общая итоговая оценка определяется как среднеарифметическая оценок, полученных по отдельным результатам. В некоторых случаях выставляется единственная оценка по модулю (комплексная) . Дидактические средства оценки разрабатываются на основе критериев оценки результата и требований к объекту оценки спецификации модуля. При проведении оценивания, кроме традиционных, целесообразно использовать и такие методы как: метод проектов, портфолио , метод экспертной оценки.
3 . УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Учебные материалы содержат совокупность текстового материала и дидактических средств, необходимых для обеспечения достижения обучающимся заданных результатов обучения. Для достижения каждого результата обучения обычно разрабатывается одна единица учебного материала – учебный элемент. Учебный элемент может содержать рекомендации о возможности использовании в процессе обучения существующих учебных материалов (учебников, справочников, научных изданий и т.п.) с указанием необходимых ссылок на источники в целом или их отдельных фрагменты. Для реализации в учебном процессе обратной связи при разработке учебных материалов необходимо включать в учебный элемент задания текущего контроля с эталонами их выполнения .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» для специальностей230115 Программирование в компьютерных сист...
структура модуля урока "Общие свойства кислот" 8 класс
разработка урока по модульной технологии по теме "Общие свойства кислот" 8 класс. Цели данного урока: Дать понятия о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по различным признак...
методическая разработка "Структура деятельности учителя по адаптации учащихся к работе в новом интеллектуальном пространстве"
Организация деятельности по решению физических задач....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/07/picture-462884-1404713018.jpg)
Опыт разработки профессионального модуля ПМ.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин»
Профессиональный модуль понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/08/picture-446024-1399567443.jpg)
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 1 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
Рабочая программа соответсвует требованиям ФГОС втрого поколения...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-970926-1510304647.jpg)
Разработка структуры обследования обучающихся с ДЦП по выявлению нарушений устной и письменной речи на начало и конец учебного года.
темы для обследования нарушений устной и письменной речи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/03/picture-811157-1472890301.jpg)
Методическая разработка /Структура сочинения
Как писать сочинени?! Основная структура и содержание. Какие могут быть ошибки в написании....