Разработка модуля урока
методическая разработка по теме
В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Перед преподавателем стоит задача сформировать личность специалиста, развить его профессиональный, нравственный и творческий потенциал. Достижение указанной цели может быть осуществлено с помощью технологии проблемно-модульного обучения, которая включает в себя целевую установку, ведущие принципы, специальные способы проектирования содержания обучения, систему упражнений, конструирование дидактических материалов, рейтинговую систему контроля и оценки учебных достижений. Модульное формирование содержания учебного курса дает возможность перераспределить время, отводимое учебным планом на его изучение, по отдельным видам обучения, расширять долю практических занятий, аудиторной самостоятельной работы учащихся Изучение модуля начинается с анализа системы целей, системы контрольных заданий и осмысления их в качестве реальных перспектив учения, анализа фактического учебного материала под углом зрения целей учения и ожидаемых результатов, анализа и выбора оптимальных путей достижения поставленных целей.
Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать, как правило, не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль.
Алгоритм составления (построения) модуля урока: определение места модульного урока в теме; формулировка темы урока; определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения; подбор необходимого фактического материала; отбор методов и форм преподавания и контроля; определение способов учебной деятельности учащихся; разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них. составление модуля данного урока; подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).
Учебные элементы: УЭ- o до УЭ- n Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие: УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения; УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом; УЭ-n - ( n – номер последнего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих). Формы компоновки учебных элементов могут быть самыми разнообразными
Учебные элементы (УЭ) модуля представлены в виде задач или творческих заданий и направлены на активное чтение изучаемого текста учебника в системе модульного обучения, можно заметить, что алгоритм заданий достаточно прост: сначала он следует логике изучаемого параграфа, затем ученику предоставляется ряд заданий на закрепление изученного и на осмысление, и наконец, оценку новой полученной информации. Такой характер учебных задач и заданий ставит ученика в активную позицию к тексту учебника. Почему? Ответ прост – ученик не только получает задачу и ищет пути ее выполнения, изучая материал параграфа, но и сам занимается творчеством: постановкой вопросов, составление тестов и других заданий. Учебные элементы (УЭ) модуля, представленные ученикам в виде шагов, разные по сложности. Одни направлены на репродукцию знаний. Другие – на их трансформацию, т.е. на применение полученной информации в новых условиях: на формирование учебных вопросов (этот приём так и называется - «Задай вопрос»), на сжатие информации (Дай определение).
Алгоритм проектирования целей Определите знания и умения учащихся, которые они должны получить при изучении данной темы курса и запишите (на черновик) эти цели изучения данной темы, пользуясь для их ранжирования терминами: а). Усвоить: (идеи, теории, закономерности и т.п.). Осознать:…, Владеть ; б). Знать: (признаки, формулировки, особенности и т.п.). в). Уметь : (определять, находить, решать и т. п. ). На основании трех уровней усвоения материала (репродуктивный, конструктивный и творческий) откорректируйте записанные Вами выше цели. Уточните: что из этого перечня учащиеся должны только у знавать , н азывать или находить; какие формулировки они обязаны воспроизводить ; что конкретно им предстоит знать – репродуктивный уровень ; что – объяснять; что – понимать и подтверждать примерами; что – объяснить, выводить, применять , использовать – конструктивный уровень. . Не забудьте сквозные понятия, которые проходят через эту тему, обобщения, повторения. Проанализируйте возможности данной темы для формирования общеучебных (информационных, организационных), интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков. Дополните получившийся у Вас список целей общеучебными , интеллектуальными и коммуникативными умениями. Например: уметь анализировать причины…, классифицировать объекты, находить причинно-следственную связь, делать сообщение на тему…, составлять план ответа на вопрос…, и т.п. Запишите составленную Вами цель в чистовик модульной программы. (Ее дальнейшая корректировка в процессе работы над программой не исключается ).
Сформулированная Вами цель изучения целой темы называется комплексная дидактическая цель. Для того чтобы ее достичь, учащиеся должны освоить нескольких промежуточных целей, которые называются интегрирующими дидактическими целями и принадлежат отдельным модулям (обычно – отдельным урокам). Таким образом, комплексная дидактическая цель (КДЦ) разбивается на ряд интегрирующих целей (ИДЦ), объединяет их. Составьте схему Вашей модульной программы,– разбейте всю тему на отдельные модули. Пропишите интегрирующие дидактические цели каждого модуля и проследите, как КДЦ реализуется через отдельные ИДЦ модулей. Проверьте КДЦ темы и ИДЦ всех модулей на соответствие друг другу, программе, временным рамкам и возрастным особенностям учащихся. Внесите соответствующие коррективы. Предусмотрите возможности дифференциации обучения – предложите необязательные для всех цели обучения (отметим их звездочкой, однако, они не должны содержать определенный программой минимум знаний). Выберите один модуль – одну интегрирующую дидактическую цель. Для ее достижения, учащимся необходимо освоить несколько промежуточных результатов – частных дидактических целей (ЧДЦ), которые соответствуют отдельным учебным элементам данного модуля. (М = УЭ1 + УЭ2 + УЭ3 +…). С некоторой степенью достоверности можно утверждать, что ИДЦ = ЧДЦ1 + ЧДЦ2 + ЧДЦ3 +… Составьте частные дидактические цели всех элементов модуля, соблюдая логику реализации его интегрирующей цели. Проверьте их взаимное соответствие.
Алгоритм структурирования содержания Содержание учебного материала при модульном обучении переструктурируется в соответствии с логикой познания: всеобщее – общее – частное (единичное). Такая логика позволяет сформировать у учащихся целостную научную картину мира. Проанализируйте соответствие содержания выбранной Вами темы этой логике. Выделите всеобщие идеи и закономерности, которые носят мировоззренческий характер и могут развиваться при изучении данной темы. Определите общие (общебиологические) закономерности и частные факты, которые необходимы для их аргументации. Предложите основные и дополнительные источники информации для учащихся. При необходимости, представьте схему изменения последовательности параграфов при изучении основного материала. Определите количество модулей в Вашей программе (см. схему модульной программы, составленную при определении целей) и распределите содержание материала по ним с учетом времени, отведенного на изучение этой темы программой. Проверьте соответствие содержания и целей каждого модуля. Составьте схему и описание Вашей модульной программы, в котором покажите количество модулей, их содержание (названия), логика их последовательности, количество уроков в каждом модуле : № модуля №№ уроков М1 1,2 М2 3 М3 4 М4 5,6 М5 (КЗ ) 7
Предусмотрите время на итоговый и промежуточный контроль, на обобщение и повторение знаний, на выполнение лабораторных, практических работ, экскурсий. Выделите дополнительный материал, направленный на углубление знаний отдельных учащихся, а так же – резервный материал для тех, кто работает быстро. Напишите введение к теме, которое вызовет у учащихся интерес и желание ее изучать. Подберите и вставьте в модульную программу занимательный материал, практические советы, факты для любознательных, стихи и т.п. Разделите каждый модуль на учебные элементы, исходя из объема и сложности изучаемого материала. Установите их количество, объем и последовательность, в соответствии с логикой заданной цели (ИДЦ) и содержания. Откорректируйте содержание и цели внутри модуля таким образом, чтобы каждый учебный элемент имел свою ЧДЦ и свое содержание (имеется ввиду содержание учебной деятельности учащихся, а необязательно фрагмент текста учебника) Проверьте отобранное Вами содержание темы на доступность, достаточность, полноту (не избыточность), логичность, доказательность и т.п.
Алгоритмизация учебной деятельности учащихся Выберите один из учебных элементов (УЭ), который входит в определенный модуль вашей программы. Желательно, чтобы этот УЭ включал в себя фрагмент нового для учащихся материала и предполагал полную их самостоятельность при изучении. Уточните частную дидактическую цель этого учебного элемента и объем содержания, который предстоит освоить учащимся. Предполагает ли ЧДЦ определенный уровень усвоения материала (репродуктивный, конструктивный)? Каким образом можно отследить достигнутый каждым учащимся уровень знаний и умений и необходимо ли это делать в данном элементе? Спроектируйте изучение данного УЭ (внося записи в графу модуля «учебный материал с указанием заданий») в соответствии с основными этапами усвоения материала учащимися: восприятие, осмысление, запоминание, закрепление, применение в стандартной и новой ситуации, обобщение, контроль, коррекция, т.к. структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний- это важный критерий построения модуля.
Алгоритмизация учебной деятельности учащихся Для этого: а) укажите точно основной источник информации; б) сделайте ссылку на дополнительные источники – рисунки, схемы, фотографии, таблицы, другие книги, которые следует проработать; в) предложите задания на составление собственных структурно-логических или графических схем, рисунков и т.п - осмысление, отработка ; г) подберите упражнения на воспроизведение материала по памяти - запись определений, пересказ текста однокласснику, составление тезисного плана по памяти и т.д. - запоминание; д ) укажите, на какие вопросы учебника следует дать ответы, и каким образом (устно или письменно) их можно будет проверить; с каким эталоном сравнить ответ? – решение стандартных задач ; е) составьте задания, которые предполагают применение полученных знаний: для объяснения определенных закономерностей, для сравнения неких природных объектов между собой, для определения взаимосвязей между природными явлениями, для понимания жизненных процессов и т.п. - решение нестандартных задач ; предусмотрите задания повышенной сложности, а так же несколько стереотипных упражнений, которые позволят отрегулировать темп работы учащихся на уроке, организовать проверку знаний в паре по вариантам . ж) подберите такие задачи, вопросы и задания, которые позволили бы обобщить данный материал с ранее изученным. Каждый учебный элемент должен заканчиваться заданиями для самоконтроля (взаимоконтроля) достигнутого учеником результата. Укажите дополнительные задания для тех, кто хотел бы улучшить свой результат.
Алгоритм разработки системы контроля В соответствии с комплексной дидактической целью темы и с учетом трех-уровневого усвоения материала разработайте тесты (вопросы) для итогового контроля знаний по теме с указанием возможной отметки; Не забудьте включить в проверочные задания вопросы на определение уровня достигнутых общеучебных и интеллектуальных умений. Можно предусмотреть их проверку не на заключительном занятии, а по ходу освоения учеником модульной программы – на семинаре, в вопросах промежуточного контроля и др. В каждом модуле должны быть вопросы входного и итогового контроля, которые позволят определить уровень приращения знаний учащихся; Каждый учебный элемент должен содержать вопросы и задания для контроля (самоконтроля) успешности освоения учеником данного УЭ; Определите, на каких уроках темы целесообразно провести промежуточный контроль знаний учащихся, в какой форме? Какие отметки, из полученных учениками в ходе освоения модульной программы по данной теме, Вы выставите в журнал? Проанализируйте оптимальность сочетания разных видов и форм контроля в Вашей программе; Внесите всю информацию о предполагаемом контроле знаний (кроме закрытых вопросов) в текст модульной программы.
ПОМНИТЕ: Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку. Модуль в напечатанном виде имеется у каждого ученика класса. От рабочей тетради на печатной основе он отличается тем, что представляет собой не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности на данном уроке, учебные задания и методы их выполнения. Через модули на печатной основе преподаватель "говорит" с каждым учеником. Модульные занятия отличаются от обычных уроков тем, что учащийся работает с учебной программой, составленной из учебных элементов. Программный материал подается как в словесной, так и в рисуночной или числовой форме. В зависимости от объема содержания как элементы модульного обучения могут быть выделены: модульные уроки, модульные программы, модульное планирование учебного материала.
Каждый модульный урок целесообразно начинать с процедуры мотивации. Это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой и др. Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, фильма, сообщений учащихся. Затем - отработка материала лабораторной работы, решение задач, ответы на вопросы, игры. На этом этапе используются "мягкие" формы контроля - само- и взаимоконтроль. Заканчивается модульный урок экспертным контролем (контроль преподавателя ) в виде проверочной работы, зачета, устного опроса или итогового теста. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после контроля на том же уроке, а не на следующем, как при традиционном обучении. В конце каждого урока ученики возвращаются к его целям и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке. Точно сформулированная цель урока – основа деятельности преподавателя , систематизирующее звено, вокруг которого строится отбор содержания и методов обучения для получения планируемого результата оптимальными путями.
Определение эффективных методов и форм организации учебной деятельности учащихся и алгоритм их включения в модульную программу . Несмотря на индивидуальную самостоятельную работу учащихся по модульной программе, методы обучения, заложенные в этой программе, могут быть разные: репродуктивное усвоение материала учебника с последующей отработкой и закреплением знаний, проблемное и частично–поисковое обучение при выведении новой закономерности на основе анализа приведенных фактов или при разрешении выявившихся противоречий; поисковое и проектное обучение, если ученику самому предлагается выдвинуть гипотезу и проверить ее, разработать модель прибора или проект эксперимента. Уроки с полной самостоятельной деятельностью учащихся при использовании модульной технологии обучения могут составлять 10 – 25% от общего числа уроков. В остальных случаях ученик работает под руководством преподавателя , в паре с одноклассником или при взаимодействии в группе. Все формы организации познавательной деятельности учащихся, равно как и методы обучения регулируются модульной программой и должны оптимально в ней сочетаться. Для управления учебной деятельностью учащихся используется последняя колонка в модульной программе («Управление учебной деятельностью»), где могут быть указаны формы взаимодействия ученика в классе, время, отведенное на выполнение данного упражнения, источники новой информации или правильных ответов и просто пожелания, предупреждения, подсказки.
Проанализируйте цели и содержание каждого модуля вашей программы и определите, какие методы являются ведущими в каждом из них; Определите возможности использования проблемных, поисковых, проектных методов при изучении данной темы, их эффективность и целесообразность; Если в каком-то из модулей целесообразно использовать нерепродуктивный метод обучения – измените его структуру, перестройте содержание и логику заданий для учащихся; Определите, в каких модулях вашей программы имеются возможности для эффективного использования работы в парах и группах учащихся. Вернитесь к проектированию этих модулей и включите задания для парной и групповой работы, одновременно откорректируйте время на остальные задания; Изобразите графически схему разработанных Вами модулей (в виде прямоугольников) и отметьте на ней то время, которое ученик работает в классе самостоятельно, в паре, в группе. Какое место на этой схеме занимает фронтальная работа учителя со всем классом (лекция, рассказ, объяснение, проверка знаний), и какое время учитель может оказывать адресную консультативную помощь отдельным учащимся? Проанализируйте оптимальность сочетания индивидуальной, парной, групповой и фронтальной форм работы на уроке, внесите коррективы в модульную программу через добавление или исключение отдельных заданий. Через указания по управлению учебной деятельностью учащихся (колонка 3) в модульную программу внесите необходимые ссылки и пояснения, которые позволят учащимся правильно осуществить задуманную Вами программу обучения с учетом разных методов обучения и форм взаимодействия. Напишите «методическую шпаргалку», в которой укажите, какие ответы, задания, раздаточные материалы и дополнительная литература Вам понадобится на каждом уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку по модулю 4С УМК Spotlight 6
Материал представляет собой план-конспект урока для 6 классов по теме "Идеальный день", основанный на УМК Spotlight 6, Module 4C.В документе также представлены необходимые приложения....
Методическая разработка к уроку по модулю 3С УМК Spotlight 6
Методическая разработка представляет из себя план-конспект урока и самоанализ по модулю 3С УМК "Английский в фокусе"6.Также частью разработки является презентация PowerPoint....
Методическая разработка к уроку по модулю 5A УМК Spotlight 4
Методическая разработка к уроку Pirate Fruit Salad по модулю 5А УМК "Английский в фокусе 4" для 4 классов....
Методическая разработка к уроку алгебры в 8 классе "Неравенства, содержащие модуль"
Данная разработка может быть использована молодыми учителями и учителями, которые только начинают свою педагогическую деятельность. Кроме презентации (наглядного представления нового материала) Вы мож...
Методическая разработка модулей урока по технике "Шерстяная акварель"
Многолетней практикой доказано, что раннее развитие творческих способностей – это залог будущих успехов. Желание творить у ребенка безгранично, идет от самого сердца, а задача взрослого - помочь...
Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)
Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)...
Методическая разработка серии уроков по предмету "Физическая культура", модуль "Лапта"
Разработки первых обучающих уроков с использованием игрового метода по модулю "Лапта"...