Рыба или удочка? Философия вопроса в свете новых образовательных стандартов
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Мастер-класс предполагает обучение работе по двум направлениям:
1. Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС (проблемная постановка вопроса, исследовательская работа на уроке, рефлексия, контроль и мониторинг достижения планируемых результатов) с помощью системы электронного опроса.
2. Использование системы электронного опроса на уроке (установка программного обеспечения, создание класса, разработка тестов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_ryba_ili_udochka_okonchatelnyy.docx | 142.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыба или удочка? Философия вопроса в свете новых образовательных стандартов (Использование системы электронного опроса для реализации требований ФГОС ООО)
Белова Ирина Петровна
(учитель информатики, государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга)
Мастер-класс предполагает обучение работе по двум направлениям (можно по одному?):
- Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС (проблемная постановка вопроса, исследовательская работа на уроке, рефлексия, контроль и мониторинг достижения планируемых результатов) с помощью системы электронного опроса.
- Использование системы электронного опроса на уроке (установка программного обеспечения, создание класса, разработка тестов).
1 часть – в форме дискуссии (оборудование: проектор, экран)
Наверняка каждый помнит старую легенду о том, что лучше дать нуждающемуся – рыбу или удочку?»
И очень часто нам кажется, что рыбу дать надежнее и, наверное, проще. Но Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования дает на этот вопрос однозначный ответ, ведь в основе идеологии ФГОС лежит системно-деятельностный подход.
Наверное, трудно придумать более удачный вариант «удочки», чем использование информационно-коммуникационных технологий. Причем это касается не только учащихся, но и нас – педагогов.
Для себя на первом этапе введения ФГОС я определила 3 основных «признака современного урока»: это мотивация к обучению через проблемную постановку вопроса, организация исследовательской работы, проведение рефлексии, контроль и мониторинг достижения планируемых результатов.
Для реализации этих требований интересным показалось использование системы электронного опроса (голосования).
Система сочетает в себе беспроводные пульты дистанционного управления, приёмник и программное обеспечение. Выбирая нужный ответ из набора, легко понятных символов на своих пультах, ученики отвечают на вопросы, получают моментальную обратную связь от учителя и более активно участвуют в процессе обучения.
Традиционно система опроса используется только для организации контроля освоения знаний. Но, руководствуясь пословицей «Голь на выдумки хитра», предлагаю рассмотреть еще несколько вариантов ее применения.
- Организация исследовательской работы
Если говорить об организации исследовательской работы, то, наверное, в основе должен лежать интерес, любопытство ребенка. Пробудить его можно лишь в том случае, если исследование, проведенное на уроке, не является абстрактным, «надуманным», а возникает на глазах ребенка из конкретной жизненной ситуации.
(Практическая часть: проведение социологического исследования среди педагогов в аудитории, анализ результатов)
Проведем небольшое социологическое исследование. Используя пульты системы интерактивного опроса, выберите вариант ответа («да» - цифра 1; «нет» - цифра 2; «затрудняюсь ответить» - цифра 3):
Вопрос | Примерные результаты ответов |
| |
| |
|
Как видно из представленных материалов, возникает множество вариантов для исследования и развития универсальных учебных действий.
Примерные варианты ответов участников мастер-класса: определить долю участников в зависимости от ответа, овладеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации, проявить способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, изменить форму представления информации (построить гистограмму, таблицу) и т.д.
- Проблемная постановка вопроса
Обобщив информацию, полученной с помощью системы голосования, необходимо определить проблему и пути ее решения
( наличие «опасности» при работе в сети Интернет)
- Организация контроля и мониторинга достижения планируемых результатов
Организация контроля знаний учащихся осуществляется путем проведения тестирования, практически мгновенная обработка результатов дает возможность не только количественно оценить знания каждого учащегося, но и в разрезе всего класса (группы) определить неусвоенные вопросы.
Но ФГОС к оценке достижения планируемых результатов предъявляет совершенно новые требования, в частности:
- обеспечение оценки «динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования» [1];
- оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
К сожалению, использование системы интерактивного опроса для организации мониторинга достижения планируемых результатов не совсем реализовано технически. Программа представляет результаты, но не дает возможность вывода данных в формат Excel. Поэтому требуется дополнительный ввод данных «вручную». Но результат оправдывает затраченное время – в наглядной форме автоматически отображаются:
| |
| |
|
Еще один недостаток системы – отсутствие подзарядки; пульты работают от батареек.
Изучая рынок аналогичной продукции, могу сказать, что существуют системы опроса с подзарядкой, с экспортом данных в различные форматы и другими функциями.
- Проведение рефлексии – также одно из требований нового стандарта.
Использование системы дистанционного опроса позволяет провести рефлексию быстро, с максимальной активностью, и, при необходимости, анонимно.
И вас я попрошу ответить на несколько вопросов («да» - цифра 1; «нет» - цифра 2; «затрудняюсь ответить» - цифра 3):
(проведение рефлексии мастер-класса с использованием системы интерактивного опроса)
|
|
|
На основании всего вышесказанного, можно говорить о том, что использование информационных технологий и, в частности, системы интерактивного опроса позволяет преподавателю провести урок интересно от начала до конца, реализовать на практике требования ФГОС ООО, что в конечном итоге позволит решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
2 часть – практическая работа по установке ПО, разработке тестов.
Используемая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физической культуры в свете новых образовательных стандартов
Выступление на МО....
Пути совершенствования преподавания математики в свете новых образовательных стандартов.
Несмотря на то, что в практической деятельности учителя математики реализуются требования государственных стандартов 2004 г., уже сегодня ему нужно не только знать, какие требования к обучению и воспи...
Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта. ( Из опыта работы)
Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформиров...
«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»
Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...
В свете новых образовательных стандартов
Изменения, происходящие в стране, ставят перед учебными заведениями принципиально новые задачи. Данная статья отражает некоторые виды особо актуального метода-деятельностного подхода по УМК «Enjoy Eng...
презентация к мастер-классу "Рыба или удочка? Философия вопроса в свете новых образовательных стандартов "
Мастер-класс предполагает обучение работе по двум направлениям:1. Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС (проблемная постановка вопроса, исследовательская работа ...
Анализ и моделирование урока иностранного языка в свете новых образовательных стандартов.
Главной формой обучения является урок. До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заве...