Пути совершенствования преподавания математики в свете новых образовательных стандартов.
статья по теме
Несмотря на то, что в практической деятельности учителя математики реализуются требования государственных стандартов 2004 г., уже сегодня ему нужно не только знать, какие требования к обучению и воспитанию школьников задаются стандартами второго поколения, но и использовать новые подходы в своей работе. Эти подходы помогут вывести качество педагогической деятельности учителя на уровень, соответствующий современным тенденциям в системе образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_sovershenstvovaniya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. Литовко
Амурского муниципального района Хабаровского края
Пути совершенствования преподавания математики в свете новых образовательных стандартов.
Ветрова Е.Ч- учитель математики
МБОУ СОШ пос. Литовко
Несмотря на то, что в практической деятельности учителя математики реализуются требования государственных стандартов 2004 г., уже сегодня ему нужно не только знать, какие требования к обучению и воспитанию школьников задаются стандартами второго поколения, но и использовать новые подходы в своей работе. Эти подходы помогут вывести качество педагогической деятельности учителя на уровень, соответствующий современным тенденциям в системе образования.
Основные отличия ФГОС второго поколения от предыдущих документов, определяющих цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы образования и с описанием требований к результатам образования. Новое понимание результатов общего образования в рамках концепции нового стандарта основывается на тезисе развития личности как основной цели и смысле образования. С этой позиции предметные результаты изучения математики (конкретные знания, умения, навыки) являются лишь органичной составляющей в комплексе результатов обучения предмету и важным средством формирования универсальных (метапредметных) знаний, умений и способов деятельности . Последние как раз и обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию, а значит, их формирование является главной целью образовательного процесса в школе.
В проекте примерных программ основного общего образования по математике требования к результатам обучения и освоения содержания курса дифференцируют результаты обучения на личностные, метапредметные и предметные. В этой же логике сформулированы цели изучения математики в основной школе:
«Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способность к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных образовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности».
По сравнению с целевыми установками прежних программных документов, определяющих содержание изучения математики, формулировки целей изучения предмета в проекте примерных программ основного общего образования по математике иначе расставляют акценты, что соответствует заявленной в стандартах деятельностной парадигме образования.
Это означает, что деятельностный подход не просто декларируется, – он должен стать нормой при организации учебного процесса и залогом улучшения качества обучения, а одной из основных задач учителя математики должна стать организация освоения школьниками обобщенных способов деятельности при изучении каждой конкретной темы. Следует отметить, что значительную помощь учителю в организации деятельности учащихся окажет примерное тематическое планирование, содержащееся в проекте примерных программ основного общего образования по математике: впервые в варианты тематического планирования внесено описание возможных видов деятельности учащихся в процессе усвоения соответствующего содержания.
Средствами реализации новых подходов в образовании являются такие технологии и методы обучения, которые позволяют достичь личностных и метапредметных результатов. Применительно к математике можно выделить:
- проблемное обучение;
- поисково-исследовательскую (задачную) технологию обучения;
- модульную технологию;
- коллективную систему обучения (КСО) и т.п.
На стыке урочной и внеурочной деятельности школьников наиболее эффективны исследовательские и проектные методы. Невозможно представить современное обучение без использования средств, предоставляемых информационно-коммуникационными технологиями.
Но никакие самые передовые средства и технологии обучения не смогут в обозримом будущем решить проблему качественного обучения без грамотного, деятельного, современно мыслящего учителя.
Один из базовых принципов общесистемных изменений, заявленных в новой модели образования, звучит так: «Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления». Именно учитель создаёт атмосферу поиска, смыслообразования, радости открытия нового в мире и самом себе. Именно учитель организует такое сотрудничество учеников, когда происходит обмен опытом познавательной деятельности, взаимообогащение в сфере интеллектуальной и коммуникативной деятельности.
Современный учитель математики нуждается в осмыслении и переосмыслении изменений в современном образовательном пространстве и, соответственно, своей педагогической деятельности. Изучая материалы стандартов второго поколения, он будет задавать себе вопросы:
- Как отразить роль математики в познании человеком мира?
- Как посредством предмета формировать целостное видение картины мира?
- Какой вклад вносит школьный предмет математика в развитие универсальных учебных действий школьников?
- Как из урока в урок добиваться целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учеников?..
Ещё один из путей совершенствования процесса обучения математике – это продиктованный идеологией стандартов метапредметный подход. О метапредметном подходе в образовании учитель может узнать из работ доктора психологических наук Громыко Ю.В, который является автором построения новой организации содержания образования на основе метапредметов. С 2009 года «Учительская газеты» начала публиковать статьи о «метапредметности» и разработки уроков по разным предметам лучших педагогов страны. В 2010 году такие публикации продолжены. Очень удобно познакомиться с ними на Интернет-проекте «Газета в газете «Фундаментальные понятия», размещённом на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru .
Для думающего учителя математики метапредметный подход как принцип построения деятельности учащихся при изучении математики на уроке и во внеурочной деятельности открывает широкие перспективы для самообразования. Существует очень много источников информации, где учитель найдёт необходимый справочный материал или тексты для подготовки занятий с позиций метапредметного подхода. Прежде всего, это философские словари, словари русского языка, математические энциклопедии. Не обойтись без трёхтомной «Истории математики в школе» Г. И. Глейзера.
Литература:
- Зудилова И.А. О преподавании математики в 2008-2009 учебном году в контексте новых форм итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы / И. А. Зудилова // Профессионализм педагога как ресурс развития системы образования в Хабаровском крае: естественно-математическое образование: Методические рекомендации к началу 2008-2009 учебного года/ Сост. Л.П. Мошейко. – Хабаровск: ХК ИППК, 2008. – 4-43с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159с. - (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физической культуры в свете новых образовательных стандартов
Выступление на МО....
Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта. ( Из опыта работы)
Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформиров...
«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»
Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...
Преподавание математики в контексте новых образовательных стандартов
Основные отличия ФГОС второго поколения от предыдущих документов, определяющих цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы образования и с описанием требований...
Включение педагогической технологии позиционного обучения в преподавании математики в условиях новых образовательных стандартов
В настоящее время развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Чем обусловлено такое направление педагогической науки и практи...
В свете новых образовательных стандартов
Изменения, происходящие в стране, ставят перед учебными заведениями принципиально новые задачи. Данная статья отражает некоторые виды особо актуального метода-деятельностного подхода по УМК «Enjoy Eng...
Рыба или удочка? Философия вопроса в свете новых образовательных стандартов
Мастер-класс предполагает обучение работе по двум направлениям:1. Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС (проблемная постановка вопроса, исследовательская работа ...