Программа изучения личности школьника
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Программа изучения личности
школьника.
Общая характеристика школьника
I. Общие сведения
1.Фамилия, имя, отчество.
- Дата рождения.
- Домашний адрес.
- Состояние здоровья ученика (особенности физического развития, заболевания).
II. Сведения о семье
а) члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником. Год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность.
б) социально-демографические условия: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды и т. д.
в) материальные и жилищно-бытовые условия: низко/высокооплачиваемые, мало/хорошо обеспеченные, проживающие в плохих/хороших жилищно-бытовых и санитарно-гигиенических условиях; какие условия имеет ученик в квартире: отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий и т. д.
г) характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником:
- гармоничный
- компромиссный
- неустойчивый
- конфликтный
- слепое обожание
- забота
- дружба
- доверие
- равноправие
- отчуждённость
- мелочная опека
- полная самостоятельность
- независимость
- бесконтрольность и т. д.
д) криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми/отсутствие этих симптомов.
е) по направленности семья ориентирована на: деятельность, общение, самоудовлетворение (эгоистическая семья).
III. Личность ученика
- Вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто) с родителями, с учениками, с учителями (с кем именно)?
- Характер общительности (отсутствует, избирательный, высокий).
- Какую роль выполняет (инициатор, организатор, исполнитель):
а) в общественном труде;
б) в играх со сверстниками;
в) в учебе?
4) Проявляет ли положительные качества и формы поведения (нет/если да, то редко, часто или всегда):
а) уважение к старшим;
б) внимательность, чуткость, доброту;
в) скромность;
г) трудолюбие;
д) добросовестность;
е) самоорганизованность;
ж) самостоятельность;
з) дисциплинированность?
5) Проявляет ли отрицательные качества и формы поведения (нет/если да, то редко, часто или всегда):
а) грубость;
б) эгоизм;
в) зазнайство, высокомерие;
г) легкомыслие, беспечность;
д) лживость;
е) упрямство;
ж) жестокость;
з) вредные привычки (курит, сквернословит...)?
6) Способен ли выбрать себе самостоятельное занятие? Долго ли проявляет интерес к выбранному занятию?
IV. Положение в коллективе
- Социальный статус в коллективе (лидер, популярный, принятый, непопулярный, отверженный).
- Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно)?
- Какие и как выполняет общественные поручения (хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет)?
- Имеются ли близкие друзья, кто они? Какое отношение занимает по отношению к друзьям (ведущий, ведомый)?
- Стремится ли воздействовать на товарищей (нет, да, редко, часто)?
V. Учение
- Какое отношение (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное) проявляет к учебным предметам? Отметить, если есть особые способности к предмету. Успеваемость (преобладающие оценки).
- Общее умственное развитие, кругозор, начитанность.
- Каков уровень внимания (высокий, средний, низкий). Способен ли удерживать внимание весь день? К какому по счету уроку наступает спад внимания?
- Как запоминает материал (быстро, медленно)?
- Каков уровень развития мышления (низкий, средний, высокий)?
- Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, нерегулярно, не выполняет)?
- Какую активность проявляет на уроке (высокую, среднюю, низкую, не проявляет)?
- Владеет ли знаниями и навыками самостоятельного умственного труда (да, частично, нет)?
- Как относится к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям (активно положительно, пассивно положительно, безразлично)?
10) Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, контролировать себя, составлять планы, конспекты...)
VI. Труд
- Как относится к труду (увлеченно, заинтересованно, добросовестно, безразлично, отрицательно)?
- Уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно?
- На сколько выражен фактор избирательности в труде?
Изучение учебных интересов школьника. Анкета
Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей ученика.
1. Что Вас больше всего привлекает в школе?
а) общение с друзьями;
б) общественная работа,
в) получение оценок;
г) узнавание нового;
д) сам процесс учения;
е) самостоятельная работа;
ж) другое
- Какой учебный предмет кажется Вам наиболее трудным? Назовите его и, если можете, объясните, в чем заключаются трудности.
- Какой учебный предмет наиболее Вам интересен? Назовите его и укажите, что Вас больше всего интересует в этом учебном предмете.
- Какой из учебных предметов Вы считаете наиболее полезным для своей будущей жизни после окончания школы? Укажите, в чем его польза.
- Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было бы и не изучать и почему?
- Какие учебные предметы, по Вашему мнению, нужно было бы включить в обучение и почему?
Анализ содержания ответов ученика позволяет установить характер его учебно-познавательных мотивов, наличие определенных склонностей и потребностей.
Изучение познавательных потребностей школьника.
Анкета
Цель: установить интенсивность познавательных потребностей школьников.
1. Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
- часто (5 баллов);
- иногда (3 балла);
- редко (1 балл).
2. Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?
- помучиться, но самому найти ответ (5);
- когда как (3);
- получить готовый ответ от других (1).
3. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?
- постоянно, много (5);
- иногда много, иногда ничего не читаю (3);
- мало или совсем не читаю (1).
4. Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу, связанному с умственным трудом?
. • очень эмоционально (5);
- когда как (3);
- спокойно, без эмоций (1).
5. Часто ли Вы задаете вопросы учителю?
- часто (5);
- иногда (3);
- очень редко (1).
Обработка результатов: подсчитать сумму баллов каждого ученика и разделить ее на 5. Полученное в результате число - это показатель интенсивности познавательных потребностей. Интенсивность можно считать сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной - если результат от 2,5 до 3,5;\ слабой - если результат меньше 2,5.
Изучение дружеского окружения школьника.
Анкета
Цель: установить характер дружеских связей школьника.
- У Вас есть круг друзей? (да, нет.)
- Что Вас объединяет?
а) работа с техникой;
б) игра на гитаре;
в) хобби;
г) другое (допишите).
- Кому из друзей Вы смогли бы доверить свою тайну?
- К кому из друзей Вы обратились бы за помощью в трудной ситуации?
- Какие качества ценят в Вас друзья?
- Вспомните случаи, когда Вы помогли кому-нибудь из друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой?
- Как Вы себя чувствуете со своими друзьями:
а) «и скучно, и грустно, и некому руку подать»;
б) «жизнь прекрасна и удивительна»;
в) «то взлет, то посадка (падение)».
- Каких друзей Вам хотелось бы иметь и чего Вы больше всего боитесь в дружбе?
- Какие качества характера и поступки больше всего приветствуются в кругу Ваших друзей?
10) Как бы Вы определили группу, с которой Вы больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время?
а) мои друзья;
б) моя компания;
в) тусовка;
г) мой двор;
д) моя команда;
е) другой вариант (допишите).
- Есть ли у Вас взрослые, с которыми Вы общаетесь? Кто это?
- Возникают ли у Вас конфликты? Если «да», то, как обычно они решаются?
а) миром;
б) дракой;
в) благодаря вмешательству лидера;
г) благодаря вмешательству взрослого;
д) компромиссом части ребят.
13) Как относятся взрослые (родители, соседи) к Вашей группе?
а) доброжелательно;
б) враждебно;
в) нейтрально;
г) равнодушно;
д запрещают общение.
14) Отметьте, какие утверждения соответствуют истине:
а) даю друзьям советы для их же пользы;
б) со мною часто советуются;
в) не могу принять важное решение без моих друзей;
г) никто не понимает меня по-настоящему;
д) мне легче принять решение самому и поставить всех в известность.
Анализ ответов школьников позволит охарактеризовать дружеское окружение ребенка, характер дружеских связей и отношений в дружеской компании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение личности школьника как главного показателя эффективности уровня нравственного развития
Важной задачей работы педагога является создание благоприятных условий для становления и сохранения здоровья, творческого развития и саморазвития ШКОЛЬНИКА, обеспечение психологического комфорта и усл...
Программа изучения личности учащихся
Программа изучения личности учащихся на первом курсе...
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«Знаете ли вы своего ученика?» - мы задавали этот вопрос многим учителям начальных классов, и первой реакцией почти всегда было недоумение: что за странный вопрос! Если вдуматься: что действительно зн...
Программа изучения личности учащегося и коллектива
В программу включены различные анкеты, диагностические карты, цветограмма, таблицы....
Методики изучения личности школьников
Данные методики позволяют выявить учащихся с высоким уровнем беспокойства-тревожности, определить жизненные ценности, уровень самооценки школьников....
Изучение личности школьника как одно из направлений деятельности классного руководителя
Возможно ли другого изменить?Открыть, сломать и вновь свинтить,Судьбу без колебаний предсказать,Потом туда дорогу смело указатьИ не давать с дороги сбиться,Толкать и осуждать, мешая ошибиться?А кто на...
Программа. "Программа изучения личности учащегося"
Программа по изучению личности учащегося....