Программа изучения личности школьника
консультация на тему

Давыдова Наталия Ивановна

Программа изучения личности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа изучения личности      

               школьника.

Общая характеристика школьника

I. Общие сведения

        1.Фамилия, имя, отчество.

  1. Дата рождения.
  2. Домашний адрес.
  3. Состояние здоровья ученика (особенности физического развития, заболевания).

II. Сведения о семье

а)        члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с  учеником. Год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность.

б)        социально-демографические условия: многодетная,  неполная, больные родители или инвалиды и т. д.

в)        материальные и жилищно-бытовые условия: низко/высокооплачиваемые, мало/хорошо обеспеченные,  проживающие в плохих/хороших жилищно-бытовых и санитарно-гигиенических условиях; какие условия имеет ученик в квартире: отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий и т. д.

г)        характер взаимоотношений родителей и других  членов семьи с  учеником:

  • гармоничный
  • компромиссный
  • неустойчивый
  • конфликтный
  • слепое обожание
  • забота
  • дружба
  • доверие
  • равноправие
  • отчуждённость
  • мелочная опека
  • полная самостоятельность
  • независимость
  • бесконтрольность и т. д.

д) криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми/отсутствие этих симптомов.

е) по направленности семья ориентирована на: деятельность, общение, самоудовлетворение (эгоистическая семья).

III.        Личность ученика

  1.  Вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто) с родителями, с учениками, с учителями (с кем именно)?
  1.  Характер общительности (отсутствует, избирательный, высокий).
  2.  Какую роль выполняет (инициатор, организатор, исполнитель):

а)         в общественном труде;

б)        в играх со сверстниками;

в)         в учебе?

4)        Проявляет ли положительные качества и формы поведения (нет/если да, то  редко, часто или всегда):

а)        уважение к старшим;

б)        внимательность, чуткость, доброту;

в)        скромность;

г)             трудолюбие;

д)        добросовестность;

е)        самоорганизованность;

ж)        самостоятельность;

з)             дисциплинированность?

5)        Проявляет ли отрицательные качества и формы поведения (нет/если да, то  редко, часто или всегда):

а)        грубость;

б)        эгоизм;

в)        зазнайство, высокомерие;

г)             легкомыслие, беспечность;

д)        лживость;

е)        упрямство;

ж)        жестокость;

з)        вредные привычки (курит, сквернословит...)?

6)        Способен ли выбрать себе самостоятельное занятие? Долго ли проявляет  интерес к выбранному занятию?

IV.        Положение в коллективе

  1.  Социальный статус в коллективе (лидер, популярный, принятый, непопулярный, отверженный).
  2.  Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно)?
  3.  Какие и как выполняет общественные поручения (хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет)?
  4.  Имеются ли близкие друзья, кто они? Какое отношение занимает по отношению к друзьям (ведущий, ведомый)?
  5.  Стремится ли воздействовать на товарищей (нет, да, редко, часто)?

V.        Учение

  1.  Какое отношение (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное) проявляет к учебным предметам? Отметить, если есть особые способности к предмету. Успеваемость (преобладающие оценки).
  1.  Общее умственное развитие, кругозор, начитанность.
  1.  Каков уровень внимания (высокий, средний, низкий). Способен ли удерживать внимание весь день? К какому по счету уроку наступает спад внимания?
  1.  Как запоминает материал (быстро, медленно)?
  2.  Каков уровень развития мышления (низкий, средний, высокий)?
  1.  Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, нерегулярно, не выполняет)?
  2.  Какую активность проявляет на уроке (высокую, среднюю, низкую, не проявляет)?
  3.  Владеет ли знаниями и навыками самостоятельного умственного труда (да, частично, нет)?
  4.  Как относится к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям (активно положительно, пассивно положительно, безразлично)?

10)         Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, контролировать себя, составлять  планы, конспекты...)

VI.        Труд

  1.  Как относится к труду (увлеченно, заинтересованно, добросовестно, безразлично, отрицательно)?
  2.  Уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно?
  3.  На сколько выражен фактор избирательности в труде?

Изучение учебных интересов школьника. Анкета

Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей ученика.

1.        Что Вас больше всего привлекает в школе?

а)  общение с друзьями;

б)  общественная работа,

в)         получение оценок;

г)         узнавание нового;

д)        сам процесс учения;

е)         самостоятельная работа;

ж) другое        

  1. Какой учебный предмет кажется Вам наиболее трудным? Назовите его и, если можете, объясните, в чем заключаются трудности.
  2. Какой учебный предмет наиболее Вам интересен? Назовите его и укажите, что Вас больше всего интересует в этом учебном предмете.
  3. Какой из учебных предметов Вы считаете наиболее полезным для своей будущей жизни после окончания школы? Укажите, в чем его польза.
  1. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было бы и не изучать и почему?
  2. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, нужно было бы включить в обучение и почему?

Анализ содержания ответов ученика позволяет установить характер его учебно-познавательных мотивов, наличие определенных склонностей и потребностей.

Изучение познавательных потребностей школьника.

Анкета

Цель: установить интенсивность познавательных потребностей школьников.

1.        Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?

  • часто (5 баллов);
  • иногда (3 балла);
  • редко (1 балл).

2.        Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?

  • помучиться, но самому найти ответ (5);
  • когда как (3);
  • получить готовый ответ от других (1).

3.        Много ли Вы читаете дополнительной литературы?

  • постоянно, много (5);
  • иногда много, иногда ничего не читаю (3);
  • мало или совсем не читаю (1).

4.        Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу, связанному с умственным трудом?

.   • очень эмоционально (5);

  • когда как (3);
  • спокойно, без эмоций (1).

5.        Часто ли Вы задаете вопросы учителю?

  • часто (5);
  • иногда (3);
  • очень редко (1).

Обработка результатов: подсчитать сумму баллов каждого ученика и разделить ее на 5. Полученное в результате число - это показатель интенсивности познавательных потребностей. Интенсивность можно считать сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной - если результат от 2,5 до 3,5;\ слабой - если результат меньше 2,5.

Изучение дружеского окружения школьника. 

Анкета

Цель:    установить характер дружеских связей школьника.

  1.  У Вас есть круг друзей? (да, нет.)
  2.  Что Вас объединяет?

   а)  работа с техникой;

  б) игра на гитаре;

  в) хобби;

г) другое (допишите).

  1.  Кому из друзей Вы смогли бы доверить свою тайну?
  2.  К кому из друзей Вы обратились бы за помощью в трудной ситуации?
  3.  Какие качества ценят в Вас друзья?
  4.  Вспомните случаи, когда Вы помогли кому-нибудь из друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой?
  5.  Как Вы себя чувствуете со своими друзьями:

а)  «и скучно, и грустно, и некому руку подать»;

б) «жизнь прекрасна и удивительна»;

в) «то взлет, то посадка (падение)».

  1.  Каких друзей Вам хотелось бы иметь и чего Вы больше всего боитесь в дружбе?
  2.  Какие качества характера и поступки больше всего приветствуются в кругу Ваших друзей?

10)        Как бы Вы определили группу, с которой Вы больше всего общаетесь, где  чаще всего проводите свободное время?

а) мои друзья;

б) моя компания;

в) тусовка;

г) мой двор;

д) моя команда;

е) другой вариант (допишите).

  1.  Есть ли у Вас взрослые, с которыми Вы общаетесь? Кто это?
  2.  Возникают ли у Вас конфликты? Если «да», то, как обычно они решаются?

а)         миром;

б) дракой;

в)         благодаря вмешательству лидера;

г)         благодаря вмешательству взрослого;

д) компромиссом части ребят.

13)        Как относятся взрослые (родители, соседи) к Вашей группе?

а)              доброжелательно;

б) враждебно;

в) нейтрально;

г) равнодушно;

д  запрещают общение.

14) Отметьте, какие утверждения соответствуют истине:

а)        даю друзьям советы для их же пользы;

б)        со мною часто советуются;

в)        не могу принять важное решение без моих друзей;

г)        никто не понимает меня по-настоящему;

д)        мне легче принять решение самому и поставить всех в известность.

Анализ ответов школьников позволит охарактеризовать дружеское окружение ребенка, характер дружеских связей и отношений в дружеской компании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение личности школьника как главного показателя эффективности уровня нравственного развития

Важной задачей работы педагога является создание благоприятных условий для становления и сохранения здоровья, творческого развития и саморазвития ШКОЛЬНИКА, обеспечение психологического комфорта и усл...

Программа изучения личности учащихся

Программа изучения личности учащихся на первом курсе...

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

«Знаете ли вы своего ученика?» - мы задавали этот вопрос многим учителям начальных классов, и первой реакцией почти всегда было недоумение: что за странный вопрос! Если вдуматься: что действительно зн...

Программа изучения личности учащегося и коллектива

В программу включены различные анкеты, диагностические карты, цветограмма, таблицы....

Методики изучения личности школьников

Данные методики позволяют выявить учащихся с высоким уровнем беспокойства-тревожности, определить жизненные ценности, уровень самооценки школьников....

Изучение личности школьника как одно из направлений деятельности классного руководителя

Возможно ли другого изменить?Открыть, сломать и вновь свинтить,Судьбу без колебаний предсказать,Потом туда дорогу смело указатьИ не давать с дороги сбиться,Толкать и осуждать, мешая ошибиться?А кто на...

Программа. "Программа изучения личности учащегося"

Программа по изучению личности учащегося....