Программа изучения личности учащегося и коллектива
материал (5 класс) на тему
В программу включены различные анкеты, диагностические карты, цветограмма, таблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izucheniya_lichnosti_uchashchegosya_i_kollektiva.doc | 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из главных аспектов воспитательной деятельности педагога является изучение личности и коллектива подростков. Не секрет, что успех воспитания во многом зависит от знания конкретного человека и процессов, происходящих в коллективе .
Изучение личности и коллектива подростков, а также их воспитание – единый процесс.
Смирнова Н.В.,
учитель математики МБОУ « Красулинская основная общеобразовательная
школа» , с. Красулино , Новокузнецкого района , Кемеровской области .
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ И КОЛЛЕКТИВА .
22 года я работаю в школе и являюсь классным руководителем. За это время у меня выработалась своя методика по изучению личности учащегося и коллектива, которой я хочу поделиться с коллегами. Может быть, кого-то она натолкнёт на создание своей программы изучения личности учащегося и коллектива, а кто-то возьмёт её себе на вооружение в том виде, в котором предлагаю её я. Нужно всегда помнить, что изучение личности учащихся – это не самоцель, а лишь средство для более эффективной и целенаправленной воспитательной работы по формированию личности каждого ученика и каждого ученического коллектива.
Начиная или продолжая работу с детским коллективом , классному руководителю всегда очень важно знать , как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе.
Для выявления характеристик детского коллектива я использую следующие методики.
Социометрия.
Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список класса и выполняет следующее задание :
Задание . Группа ребят собирается в поход. Из одноклассников должно быть только трое. Запиши их фамилии.
Все ученики класса подписывают отдельный листок бумаги и записывают на нём три фамилии своих одноклассников.
После этого я заполняю карту групповой дифференциации ( таблица 1 ) .
Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса ( приложение 1 ). Номера мальчиков обводятся треугольником, девочек – кружочком. В первый круг
( центральный ) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов , и дальше – по убыванию количества выборов. Взаимный выбор обозначают стрелками с двух сторон ( от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал и наоборот ). Для большей наглядности указанные линии вычерчиваю различными цветами. Номера лидеров выделяю особым цветом.
Анкета « Наш класс» ( приложение 2 ) .
Анализ содержания ответов позволяет установить особенности взаимоотношений в классе .
Анкета « Моя учёба» ( приложение 3 ) .
Результаты этих анкет используются для определения программы работы с детьми, так и при составлении психолого – педагогической характеристики классного коллектива.
Изучение отношения учащихся к учебным предметам.
Для этого я предлагаю учащимся класса заполнить цветограмму « Настроение по предмету» ( таблица 2 ) .
Таблица 2
Цветограмма « Настроение по предмету»
Уроки Дни недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Понедельник | история | матем. | ||||
Вторник | ||||||
Среда | ||||||
Четверг | ||||||
Пятница | ||||||
Суббота |
Каждый ученик получает бланк с таблицей. Ребята каждый день ( в течении учебной недели ) после последнего урока приходят в свой кабинет и там заполняют эту таблицу. В таблице отражается отношение
к уроку :
- светлое, приятное (ж); - угнетённое (ч);
- радостное, тёплое (с); - спокойное (з);
- тревожное, напряжённое (кор); - восторженное (кр).
Анализируя цветограмму « Настроение по предмету», я исследую причины учебных проблем учеников и использую результаты в работе с классом .
Таблица 1
Карта групповой дифференциации
Кого выбирал | ||||||||||||||||||
№ п/п | Кто выбирал | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Количество взаимных выборов |
1. | Апрелкова Яна | 3 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||
2. | Бобровников Владислав | 2 | 1 | 3 | 3 | |||||||||||||
3. | Бобылев Тарас | 1 | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||
4. | Горина Ксения | 1 | 2 | 3 | 1 | |||||||||||||
5. | Глущенко Елена | 2 | 3 | 1 | 1 | |||||||||||||
6. | Заботина Надежда | 2 | 3 | 1 | 1 | |||||||||||||
7. | Исаков Дмитрий | 2 | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||
8. | Карповец Екатерина | 3 | 1 | 2 | 1 | |||||||||||||
9. | Корешков Данила | 1 | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||
10. | Костромина Ольга | 1 | 3 | 2 | 2 | |||||||||||||
11. | Сульдин Илья | 3 | 1 | 2 | 1 | |||||||||||||
12. | Шелковникова Мария | 2 | 1 | 3 | 1 | |||||||||||||
13. | Шилова Ольга | 1 | 2 | 3 | 1 | |||||||||||||
14. | Шустов Александр | 3 | 1 | 2 | 1 | |||||||||||||
15. | Щербаков Николай | 3 | 2 | 1 | 0 | |||||||||||||
16. | Хоменко Дарья | 1 | 2 | 3 | 2 | |||||||||||||
Количество выборов | 8 | 5 | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | 1 | 4 | 6 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 5 |
Следующим шагом по изучению личности учащегося я предлагаю ребятам заполнить диагностическую карту ученика ( таблица 3 ) .
Ребята получают диагностическую карту и оценивают себя :
1. ученики ;
2. родители ;
3. учитель .
Условные обозначения : «я» - ярко ;
«с» - слабо ;
«н/п» - не проявляется .
Таблица 3
Диагностическая карта ученика
Основные качества личности | |||||||||
Ф.И. | Отношение к учёбе | Отношение к труду | Долг и ответственность | Дисциплинированность | Коллективизм и товарищество | Доброта и отзывчивость | Красота т скромность | Бережливость | Честность и правдивость |
1.
2. Апрелкова Я. 3.
| я | я | |||||||
я | я | ||||||||
я | я |
После того , как сданы все диагностические карты учеников , я заполняю сводную диагностическую карту учащихся класса ( таблица 4 ) .
Таблица 4
Диагностическая карта учащихся класса
Ф.И. ученика | |||||||||||||||||
Основные качества личности | Апрелкова Я. | Бобровников В. | |||||||||||||||
1. | Отношение к учёбе | я | с | ||||||||||||||
2. | я | с | |||||||||||||||
3. | я | с | |||||||||||||||
1. | Отношение к труду | я | с | ||||||||||||||
2. | я | н/п | |||||||||||||||
3. | я | с | |||||||||||||||
1. | Долг и ответственность | ||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||
1. | Дисциплинированность | ||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||
1. | Коллективизм и товарищество | ||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||
1. | Доброта и отзывчивость | ||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||
1. | Красота и скромность | ||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||
1. | Бережливость | ||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||
1. | Честность и правдивость | ||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. |
Затем я заполняю таблицу уровня нравственной воспитанности
( таблица 5 ).
Таблица 5
Таблица уровня нравственной воспитанности
Нравственные качества | |||||||||||||
4 балла x 16 = 64
Ф.И. | Исполнительность и общественно- полезная деятельность | Бережливость | Аккуратность | Дисциплинированность | Отзывчивость | Инициатива | Организаторские способности | Простота и скромность | Критичность и самокритичность | Отношение к учению | Долг и ответственность | Чувство гордости за свою школу | Отношение к общественно-политическим событиям |
1. Апрелкова Я. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 |
2. Бобровников В. | 3 | ||||||||||||
3. Бобылев Т. | 2 | ||||||||||||
4. Горина К. | 4 | ||||||||||||
5. Глущенко Е. | 4 | ||||||||||||
6. Заботина Н. | 1 | ||||||||||||
7. Исаков Д. | 2 | ||||||||||||
8. Карповец Е. | 2 | ||||||||||||
9. Корешков Д. | 4 | ||||||||||||
10. Костромина О. | 4 | ||||||||||||
11. Сульдин И. | 1 | ||||||||||||
12. Шелковникова М. | 2 | ||||||||||||
13. Шилова О. | 4 | ||||||||||||
14. Шустов А. | 2 | ||||||||||||
15. Щербаков Н. | 1 | ||||||||||||
16. Хоменко Д. | 2 | ||||||||||||
Количество баллов | 42 |
Для её заполнения использую таблицу признаков проявления нравственных качеств ( таблица 6 ).
Таблица 6
Признаки проявления нравственных качеств
Нравственные качества | Признаки проявления нравственных качеств |
Исполнительность и общественно-полезная деятельность | 4- проявляет всегда, понимает важность дела ; |
3- если задание личное и лично значимо ; | |
2- если ведётся контроль и ведётся соревнование ; | |
1- после настоятельных требований ; | |
0- не проявляет . | |
Бережливость | 4- бережёт личное и общественное имущество, осознаёт необходимость бережливого отношения, побуждает к этому других ; |
3- бережлив, но не побуждает к этому других ; | |
2- допускает небережливость, но после замечаний исправляется ; | |
1-бережёт свои вещи , ущерб обществу восстанавливает после настоятельных требований ; | |
0- неряшлив и нарушает порядок . | |
Аккуратность | 4- аккуратен в личном и общественном ; |
3- аккуратен сам , но не требует от других ; | |
2- не всегда аккуратен , но на замечания реагирует ; | |
1- неряшлив ; | |
0- неряшлив и нарушает порядок . | |
Дисциплинирован ность | 4- хорошо ведёт себя , побуждает к этому других ; |
3- хорошо ведёт себя , но не побуждает к этому других ; | |
2- нарушает , но реагирует на внешние воздействия ; | |
1- нарушает , не реагирует на внешние воздействия ; | |
0- плохо ведёт себя . | |
Отзывчивость | 4- отзывчив, сам предлагает помощь и тактично её осуществляет ; |
3- откликается на просьбы товарищей ; | |
2- помогает, если поручает коллектив или старшие ; | |
1- не хочет помогать, делает лишь под давлением ; | |
0- не помогает . | |
Инициатива | 4- проявляет сам , мобилизует на дело других ; |
3- инициативен , когда это сочетается с личным интересом ; | |
2- не всегда инициативен ,не поддерживает инициативу ; | |
1- не инициативен, под давлением включается в реализацию предложенных дел ; | |
0- скептически относится ко всем предложениям . | |
Организаторские способности | 4- организует и увлекает других на общественно- полезный труд ; |
3- организует и увлекает других на выполнение отдельных дел при определённых ситуациях ; | |
2- старается научиться организовывать товарищей , но не получается ; | |
1- не умеет , начинает делать под давлением , но не доводит до конца ; | |
0- не умеет и не делает . | |
Простота и скромность | 4- прост и скромен всегда ; |
3- прост и скромен в присутствии старших детей ; | |
2- с трудом сближается с людьми ; | |
1- эгоистичен, высокомерен , не имеет друзей ; | |
0- заносчив , вероломен . | |
Критичность и самокритичность | 4- критичен и самокритичен , тактично укажет недостатки и поможет исправить другим ; |
3- критичен , принимает критику других ; | |
2- говорит о недостатках , если другие говорят о них ; | |
1- отличается равнодушием к критике других ; | |
0- говорит только плохое , злораден , в свой адрес отвергает любую критику . | |
Отношение к учению | 4- хорошо учится и помогает товарищам ; |
3- хорошо учится сам , помогает товарищам , если просят ; | |
2- учится удовлетворительно , но не заботится об успеваемости других ; | |
1- учится слабо , равнодушен к учению других ; | |
0- плохо учится , равнодушен к своей учёбе и учёбе товарищей . | |
Долг и ответственность | 4- выполняет любое коллективное поручение, с воодушевлением ; |
3- берётся за выполнение любого поручения, когда оно для него интересно, привлекательно ; | |
2- сам не стремится выполнить общественное поручение , задание коллектива выполняет без подъёма ; | |
1- нет желания выполнять общественное поручение , берётся за их выполнение под нажимом и контролем ; | |
0- не любит общественную работу ,постоянно уклоняется от выполнения общественных поручений . | |
Чувство гордости за свою школу | 4- знает о делах школы , гордится ими и борется за их реализацию ; |
3- знает о делах школы , гордится ими, но не отзывчив к отдельным интересным сторонам жизни ; | |
2- сам не интересуется жизнью и делами школы , если школа поручает – стремится выполнить ; | |
| |
0- безразличен . | |
Отношение к общественно – политическим событиям | 4- знает о делах , событиях страны , гордится ими , отвечает своими делами ; |
3- знает о делах , событиях страны ; | |
2- самостоятельно не следит за общественно- политическими событиями, но под влиянием коллектива принимает участие в обсуждении и реализации этих событий ; | |
1- равнодушен к общественно- политическим событиям, выполняет задание под контролем ; | |
0- скептически относится к общественно- политическим событиям, не проявляет общественной отзывчивости . |
Далее я работаю с таблицей « Характеристика школьников» , оценивая от 1 до 4 баллов ( таблица 7 ) .
Таблица 7
Характеристика школьников
Ф.И. | Общественная и трудовая активность | Нравственная воспитанность | Отношение к учению | Культурный кругозор | Интересы и склонности | Умение выделять главное в учебном предмете | Умение планировать учебную деятельность | Умение в темпе класса читать и писать | Умение осуществлять самоконтроль | Настойчивость в учении | Состояние здоровья , работоспособность | Воспитательное влияние семьи | Воспитательное влияние коллектива класса | Рекомендации |
1.Апрелкова Я. | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | |
2.Бобровников | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Рекомендации :
1. Усиление индивидуального подхода на уроках .
2. Индивидуальный план устранения пробелов .
3. Вовлечение в общественную и внеклассную работу .
4. Дополнительные занятия .
И на основании этой характеристики я составляю обобщённую характеристику класса ( таблица 8 ) .
Таблица 8
Обобщённая характеристика класса
№ п/п |
Основные элементы характеристики класса | Уровень сформированности ( отметить знаком «+» ) | |
в основном соответствует предъявленным требованиям | нуждается в значительном улучшении | ||
1. | Общественная активность коллектива | + | |
2. | Отношение к общественно – полезному труду | + | |
3. | Сформированность общественного мнения | + | |
4. | Отношение к учению | + | |
5. | Сознательность дисциплины класса | + | |
6. | Учебная подготовленность класса | + |
Важными характеристиками, существенно влияющими на обучение и воспитание ребёнка , являются его темперамент и особенности характера .
Для этого провожу всем известные тесты « Определение темперамента» и « Черты характера» .
После выполнения данной программы по изучению личности учащегося и коллектива , я составляю психолого – педагогическую характеристику своего класса .
Таким образом , диагностические исследования личности учащихся и их коллективов должны быть одним из важнейших разделов плана воспитательной работы .
Приложение 1
Социограмма
Приложение 2
Анкета « Наш класс» :
1. Одинаково ли я отношусь ко всем одноклассникам ?
2. Почему к некоторым я отношусь лучше, чем к другим ?
3. Доволен ли я отношением одноклассников ко мне ?
4. Кто мои самые близкие друзья ?
5. Почему я дружу с каждым из них ?
Приложение 3
Анкета « Моя учёба» :
1. Какие предметы и формы обучения нравятся больше всего и почему ?
2. Какие предметы интересные, трудные, скучные, лёгкие ?
3 Какие предметы представляют наибольшую важность для вашей
будущей специальности ?
4. Что нужно сделать для того, чтобы было интересно учиться ?
5. Факторы, влияющие на успех учения :
а) идеал учителя ;
б) качества, которые присущи вашему классному руководителю
( аккуратность, общительность, эрудированность, гордость,
инициативность, заботливость, искренность, критичность,
любознательность, наблюдательность, нежность, настойчивость,
принципиальность, решительность. самостоятельность,
тактичность, сообразительность, требовательность, увлечённость,
отзывчивость, поэтичность, чувство юмора, упорство,
эмоциональность ,энтузиазм, умение излагать материал,
жизнерадостность, активность ) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа изучения личности учащихся
Программа изучения личности учащихся на первом курсе...
Психолого – педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.
Диагностика учащегося...
Психолого – педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.
Психолого – педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива....
Программа "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личност...
Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива"
Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива" содержит практический материал (анкеты, тесты, опросники и т. д.) и поможет изучить личность учащихся и ученическ...
Программа изучения личности учащегося
Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является психологическое наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ...
Программа. "Программа изучения личности учащегося"
Программа по изучению личности учащегося....