ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать  о своих переживаниях, планах невозможно полноценное общение, творчество, саморазвитие личности.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Особо остро эта проблема затрагивает детей с речевыми нарушениями. К сожалению, количество детей, имеющих общее недоразвитие речи, растет год от года.

  В работах Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой по исследованию речи детей с речевой патологией , уставлено, что  дети с  ОНР наряду с нарушением звукопроизношения    имеют скудный словарный запас, не умеют связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

 Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

 Так как одним из важнейших принципов коррекционной работы является максимальное использование  всех возможностей ребенка, а речь тесно связана с такими психическими процессами как память, внимание и мышление я пришла к выводу, что для достижения наиболее высоких результатов в развитии связной речи необходимо опираться на сохранные психические процессы детей с речевой патологией.

Исследования Л.С.Выготского, Р.Е. Левиной, И.Т. Власенко позволяют заключить, что у детей с ОНР объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции , опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.

Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями внимания.

Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.

На основании полученных данных и с учетом преобладания наглядно-образной памяти в дошкольном возрасте я пришла к выводу, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники.  

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”

Мнемотехника - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (символ); таким образом, весь текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит  информацию целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Как и любая работа, строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

Образцы мнемоквадратов:

 раскрасить, дорисовать, зачеркнуть, обвести по контуру

 Один – много

скажи наоборот

Образцы мнемодорожек:

Открытое занятие по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Посуда. Составление описания

Составление предложений по мнемодорожкам.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

 Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

        Панина В.В. Мнемотаблица к русской народной сказке Колобок Скачать бесплатно

Все публикации пользователя buba_nata " Челябинский Дошкольный

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

  • Расширение объема словарного запаса.
  • Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
  • Облегчение процесса заучивания стихов, загадок.
  • развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Работа на занятиях по мнемотаблицам

состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется  воспроизведение информации (пересказ сказки или рассказ по заданной теме).

В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (Воробьева В.К.), предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.), блоками-квадратами (Глухов В. П.), коллажем (Большева Т. В.), схемой составления рассказа (Ефименкова Л. Н.).

В настоящее время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными. Возможности мнемотехники расширяются, их можно использовать для развития навыков словообразования у детей с ОНР (Расторгуева Н.И.).  Барсукова Л.И. при работе над автоматизацией звуков в качестве нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий предлагает использовать мнемодорожки, поскольку они позволяют ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, загадок. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку).

Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется,  их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь,  записывай, рисуй схемы, черти графики».

На индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, скороговорок достаточно схематичного изображения отдельных частей. Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

По результатам логопедического мониторинга у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорении сроков автоматизации звуков, обогащении словарного запаса, развитии  монологической речи детей.  Заметно повысился объём зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность.

Литература:

Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

Вахрушев А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

Громова О.Е., Соломатина  Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.

Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.

Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.

Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Презентация "Использование  приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данная статья  раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, зад...

"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"

Методическая разработка из опыта работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (онр).Может быть интересна воспитателям как логопедических групп, так и восп...

Использование сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Использование сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми дошкольного возраста...