Использование сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
консультация
Использование сенсорной интеграции в логопедической работе
с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sensornoy_integratsii_v_logopedicheskoy_rabote.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Выездновский детский сад №1
Учитель-логопед Лещева В.Г.
Использование сенсорной интеграции в логопедической работе
с детьми дошкольного возраста
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Иными словами, всё то, что мы получаем от органов чувств, а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувств движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами он обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Так, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь.
Сенсорная интеграция необходима для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
«Интересно» - это «детское» определение сенсорной интеграции.
Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. Это может говорить о нарушении сенсорных процессов. В таком случае ребёнку будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками. Задержка речи также свидетельствует о нарушении сенсорной интеграции.
Дисфункция сенсорной интеграции разной степени может быть отдельным нарушением у здорового ребёнка или может сопровождать тяжелые нарушения речи (алалию), УО, аутизм, ЗПР.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции
· Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности.
· Расстройства мышечного тонуса.
· Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики).
· Двигательная неуклюжесть.
· Трудности в концентрации, импульсивность.
· Быстрая утомляемость.
· Отказ от социальных контактов.
· Задержка развития речи, а также трудности в обучении.
· Слабая организация поведения, отсутствие планирования.
Никакая часть центральной нервной системы не работает изолированно: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу необходима постоянная стимуляция, она возбуждает мозг и создает в нем функциональную активность. Таким образом, становятся возможными дыхание, поглощение пищи, ходьба, речь, чтение и т. д. Достаточная стимуляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками. С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды. Насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией, настолько он выражает эти знания в речи. Сенсорное развитие детей тесно связано с сенсорной интеграцией.
В нашей стране метод сенсорно-интегративной логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи разработан логопедом и психологом Марианной Ильиничной Лынской (ведущий специалист центра «Логомаг», старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии МПГУ, автор множества книг и публикаций о развитии речи детей). Она ввела понятие логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции при решении речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.
Направления использования сенсорно-интегративной логопедической работы:
1. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.
Упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например, удерживать губами веточку укропа, сплёвывание с языка различных специй.
Развитие артикуляционной моторикис помощью упражнений с использованием сенсорного подноса (тематического): овощей, фруктов, хлебных палочек или соломки, сушек, растений (укроп, петрушка, розмарин). Их нарезают ломтиками и выкладывают на тарелки перед каждым ребёнком. Дети вытягивают губы и удерживают губами соломку, берут фрукты губами, выполняя упражнение «Трубочка»; вытягивая язык, лижут фрукты; поднимая язык, облизывают губы, выполняя упражнение «Чашечка»; перекатывают во рту кусочки фруктов и овощей.
2. Логопедический массаж и самомассаж лица и кистей рук, основанный на использовании мультисенсорных инструментов. Например, щётками аметиста, камнями булыжника, массаж ракушкой, похлопывание розмарином по щекам.
3. Сенсорно-интегративная логоритмика.Интеграция речи и движения.
4. Звукопроизношение и лексико-грамматическая работа на основе сенсорной стимуляции.
Сенсорные подносы (тематические) Имеют обязательно обонятельный отклик, используются как игровой ландшафт.
Сенсорные коробки (тематические). Взаимодействуют через погружение в них чего-то сенсорного.
Большая часть логопедической работы отводится автоматизации поставленных звуков. При автоматизации и дифференциации изолированных звуков и в слогах, когда ещё мы не используем предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей применяем в работе «Цветные дорожки и столбики», «Пианино»; «Мячики», «Лесенка». Во время упражнений дети практикуются в многоразовом проговаривании слога.
Инструкции, которые даются ребенку:
-«ИДИ» вместе с насосом поочередно по каждой дорожке (веди пальчиком) и пой: С-С-С...
-Нажимай поочередно пальчиком на белые (черные) клавиши и произноси по одному звуку [С].
-«Подбрасывай» мячики (веди пальчиком по стрелке) и каждый раз произноси по одному слогу: АС—АС—АС и т.д.
-Поднимайся по лесенке «за мороженым» и спускайся, и на каждой ступеньке чётко проговаривай слог СА.
Работая над автоматизацией и дифференциацией звуков в словах можно использовать всевозможные пособия: бусины, прищепки, поезд, домики и т.д. …
Инструкции, выполняемые ребенком:
- Рая должна выбрать только те картинки, в которых слышится звук [Р], назови картинки, которые выбрала Рая, определи, где слышится звук в слове, придумай предложение;
- дотрагиваясь до бусины, придумай и назови слово на данный звук;
- назови цифры, которые отмечены кнопкой, затем назови картинку в пояске, которая расположена в соответствии с цифрой (первой…);
- отметь прищепкой картинку, которая расположена между картинками … и …, назови ее, теперь назови все картинки, которые расположены между картинками, отмеченными прищепками.
Использование сенсорной интеграции способствует формированию у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, что активизирует и совершенствует лексико-грамматический строй речи, развивает связную речь. С этой целью мы используем пособия «Волшебный мешочек», «Пальчиковый бассейн», которые позволяют организовать и провести следующие игры и упражнения:
- Узнай предмет и опиши его.
- Опиши предмет, не называя его, а мы угадаем.
- Найди заданный предмет (или похожий на заданный).
- Найди предмет и опиши его: какой он.
- Узнай сказку по её героям и расскажи её.
- Найди предметы и придумай свою историю.
Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала на логопедических занятиях имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:
- учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызываету детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.
Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.