Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».
учебно-методический материал на тему
В сентябре 2016 года в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда проведена диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группы МБОУ «ЦО № 34» отделения «Крепыш», в ходе которой выявлено, что все дошкольники посещающие данную группу имеют те или иные отклонения в речевом развитии. Проанализировав результаты мониторинга (сентябрь, 2016г.), пришла к выводу, что у детей в большей или меньшей степени имеются нарушения в лексико-грамматическом строе, словарный запас находится на бытовом уровне, недостаточно развита связная речь, звукопроизношение, имеются отклонения в состоянии общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Так как в дошкольном учреждении не имеются специализированные группы для детей с нарушением речи, возникла необходимость использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях с дошкольниками нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в течение учебного 2016-2017 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchitelya-logopeda.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 34
имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова»
Педагогический проект на тему:
« Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».
Подготовила:
Учитель-логопед МБОУ «ЦО № 34»
Свергунова Светлана Теймуразовна
Тула 2017 г.
Актуальность проекта.
В сентябре 2016 года в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда проведена диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группы МБОУ «ЦО № 34» отделения «Крепыш», в ходе которой выявлено, что все дошкольники посещающие данную группу имеют те или иные отклонения в речевом развитии. Проанализировав результаты мониторинга (сентябрь, 2016г.), пришла к выводу, что у детей в большей или меньшей степени имеются нарушения в лексико-грамматическом строе, словарный запас находится на бытовом уровне, недостаточно развита связная речь, звукопроизношение, имеются отклонения в состоянии общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Так как в дошкольном учреждении не имеются специализированные группы для детей с нарушением речи, возникла необходимость использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях с дошкольниками нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в течение учебного 2016-2017 года.
Цель проекта: разработать и проводить логопедические занятия (индивидуальные и подгрупповые), включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического развития, формирования привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- Изучить уровень речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке.
- Определить основные направления и содержания работы с каждым из дошкольников.
- Развивать с помощью здоровьесберегающих технологий лексико-грамматический строй речи, связную речь, повысить уровень развития словарного запаса, улучшить звукопроизношение, развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
- Повысить с помощью здоровьесберегающих технологий адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
- Создать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
- Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.
Новизна проекта:
1. Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных логопедических занятиях. 2. Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни на логопедических занятиях.
3. Новые формы взаимодействия с семьей и приобщение детей к здоровому образу жизни.
4. Активное сотрудничество учителя-логопеда с воспитателями, медицинским работником ДОУ.
Тип проекта:
- Практико-ориентированный.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели группы, дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Длительность: долгосрочный (2016-2017 учебный год).
Для решения поставленных задач необходимо использовать комплекс взаимодополняющих методов:
- теоретических (анализ педагогической, психологической, методической литературы, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, программ и технологий развития речи детей дошкольного возраста);
- практических (анкетирование, наблюдение, тестирование, дидактические и подвижные игры и упражнения, методы моделирования).
- наглядных (наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей).
- словесных (рассказы, беседы, чтение художественной литературы).
- Ресурсы проекта:
- Материально – технические:
Дидактические игры, сюжетные картинки, фотоаппарат, магнитофон, музыкальные произведения. Практическая помощь родителей в создании развивающей среды.
- Учебно-методические:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2015г.
- Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб, 2007;
- Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2005;
- Куликовская Т. А, Массаж лицевых мышц. М., 2004;
- Ткаченко Т. А.Физкультминутка для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. М., 2001;
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей с ФФН;
- Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму. Дошкольное воспитание, 2008, №2
- Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. Дошкольное воспитание, 2006, №11;
- Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей. Дошкольное воспитание, 1998, №11;
- Любина Г. Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития.Ребенок в детском саду, 2004, №3;
- Яблинская Т. Сенсорно-моторная зона в логопедическом кабинете. Ребенок в детском саду, 2008, №6;
- Манапова Е. Логопедическое занятие. Ребенок в детском саду, 2009, №3;
- Пивнюк Е., Бердникова Е. Занятие по логоритмике. Ребенок в детском саду, 2004, №2
- Борисова Л. Е. Здоровый ребенок – хороший ученик. Начальная школа, 2009 №10;
- Михайдарова Д. М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики. Дошкольное воспитание, 1998, №11;
- Щелчкова Л. А. Наша программа «Здоровье»Начальная школа, 1996, №2;
- Елизарова Л. Н., Чирихин С. Н. Оздоровительная работа в начальной школе.Начальная школа, 2000, №9;
- Астапова Т. В. Дифференциация звуков (с), (з). Логопед, 2007, №5;
- Соловьева Н. В. Новые варианты традиционной методики. Логопед, 2008, №8.
Наглядно-дидактические пособия:
- Дидактический материал для самомассажа: Су Джок, массажные шарики, мячики, массажные перчатки, массажные валики.
- Дидактический материал для развития мелкой моторики: марблс, массажеры, прищепки, «Космический песок», «Ниткография».
- Игры на развитие целенаправленной воздушной струи «Дуйбол», «Футбол», «Волшебный ветерок», вертушки, трубочки, бутылочки для упражнения «Снегопад».
- Набор массажных логопедических зондов (автор Новикова Е.В.)
Формы работы над проектом:
- проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.
Продукты проекта:
для детей:
- развитие лексико-грамматического строя речи, улучшение связной речи, повышение уровня развития словарного запаса, исправление звукопроизношения, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
- формирование положительного отношение к окружающему миру, к своей семье, самому себе.
для педагогов:
- консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
- презентация данного проекта на педагогическом совете, пополнение предметно – развивающей среды групп.
для родителей:
- проведение обучающего семинара-практикума: «Правила выполнения артикуляционной гимнастики».
- использование наглядных папок - передвижек по темам:
- Почему ребенок говорит неправильно?
- Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения?
- Развитие связной речи детей в семье.
- Играем пальчиками и развиваем речь.
- Речевая подготовка детей к школе в семье.
- привлечение родителей к формированию мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда;
- индивидуальные консультации родителей в течение года.
- проведение родительского собрания по итогам учебного года и показ открытого занятия на тему: «Я красиво говорю».
Этапы реализации:
- Накопительный (информационно – подготовительный)
Учитель-логопед | С детьми | С родителями |
1.Изучение литературы по данной теме. 2.Накопление методического материала. 3. Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями , оценка возможности их применения на логопедических занятиях. 4.Определение задач и реализации проекта на учебный год. 5.Анализ запросов со стороны педагогов и родителей, постановка проблемы. 6.Формулирование темы проекта, его целей, задач.
| 1. Подбор диагностического материала. 2. Логопедическая диагностика детей . 3. Выявление общего уровня детей, имеющих проблемы речевого развития. 4. Составление индивидуального плана работы на каждого ребенка.
| 1. Беседы с родителями детей. Имеющих нарушения в речевом развитии. 3. Привлечение родителей к изготовлению пособий и дидактических игр с применением здоровьесберегающих технологий.
|
- Практический (организационный, реализация проекта)
Учитель-логопед | С детьми | С родителями |
1.Логопедические занятия с использованием здоровьесберегающих технологий. 2.Развлечения и досуги с использованием здоровьесберегающих технологий для детей и их родителей. Здоровьесберегающие компоненты: - Дыхательная гимнастика; - Развитие целенаправленной воздушной струи; - Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения; - Развитие мелкой и общей моторики; - Су Джок терапия; - Комплексы упражнений на релаксацию; - Артикуляционные упражнения; - Дыхательная гимнастика; - Игровой массаж, самомассаж, зондовый массаж. | Дыхательная гимнастика. Комплекс упражнений по методике Стрельниковой. Развитие целенаправленной воздушной струи. Упражнения : «Футбол», «Снегопад», «Бабочка», «Задуй свечу», «Волшебный ветерок», «Вертушки», «Дуйбол» и т.д. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Адаптированные упражнения на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Развитие общей моторики. Физкультурные минутки. Су Джок терапия. Стимуляция высокоактивных точек, индивидуально с каждым ребенком. Массажные шарики. Развитие мелкой моторики. Проговаривание стихотворений с одновременным движением пальцев рук, графические диктанты, шаблоны, штриховки, «Сухой бассейн», «Ниткография», «Космический песок», марблс, прищепки. Комплексы упражнений на релаксацию. «Кулачки», «Олени», «Штанга», «Порхание бабочек» и т.д. Динамические паузы. Комплексы упражнений в течение дня. Артикуляционные упражнения. Комплексы упражнений индивидуально с каждым ребенком перед зеркалом. Игровой массаж, самомассаж, зондовый массаж. С применением зубной щетки, точечный самомассаж, с применением зондов Новиковой Е.В., массажные перчатки, массажные валики. | 1.Консультации, дни открытых дверей. 2.Оформление родительских уголков, папок – передвижек. 3.Рекомендации родителям по закреплению правильного звукопроизношения дома. 4. Проведение обучающего семинара-практикума: «Правила выполнения артикуляционной гимнастики». 5. Проведение родительского собрания на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дома». |
Основная форма логопедической деятельности в ДОУ – это логопедические занятия, в ходе которых проводится коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
В процессе обучения учителем-логопедом проводятся два типа занятий:
Индивидуальные. Использование комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
Подгрупповые. Основная цель - первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Развитие лексико-грамматических категорий, связной речи, пополнение словарного запаса.
Заключительный этап:
Учитель-логопед | С детьми | С родителями |
1. Подведение итогов проекта. 2. Фотоотчет. 3. Выступление на совете педагогов по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста». 4. Создание методических рекомендаций и пособий по данной теме. | 1.Итоговое логопедическое обследование детей дошкольного возраста, выявление динамики в речевом развитии. | 1. Ознакомление родителей с результатами логопедической диагностики. 2. Проведение родительского собрания по итогам учебного года и показ открытого занятия на тему: «Я красиво говорю». |
Перспектива развития проекта:
- продолжить работу по данной теме с детьми в 2017-2018 учебном году;
- продолжать пополнять логопедический кабинет методическим материалом и дидактическими играми с использованием здоровьесберегающих и нетрадиционных технологий;
- создать видеофрагменты использованием здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, для показа воспитателям, родителям и студентам, проходящим педагогическую практику в ДОУ.
Связь со специалистами:
- старший воспитатель – проводит консультации для воспитателей ДОУ, обеспечивает воспитателей материально-техническим и учебно-методическими ресурсами;
- воспитатели – используют здоровьесберегающие технологии в работе с детьми имеющими нарушения речи в свободное от занятий время.
Результативность работы:
В конце 2016-2017 учебного года был проведен мониторинг. Главной целью мониторинга являлось определение динамики речевого развития воспитанников, выявление проблем и улучшение состояния коррекционной работы. Объектом мониторинга являлись дошкольники участвующие в данном проекте.
Задачей мониторинга было:
- определения качества логопедического воздействия с применением здоровьесберегающих технологий.
По результатам обследования можно сделать следующий вывод:
У детей дошкольного возраста значительно улучшилось состояние лексико-грамматического строя речи, звукопроизношение, достаточно развилась мелкая, общая и артикуляционная моторика, фонематические процессы, связная речь.
Такие показатели коррекционно-логопедической работы подтверждают эффективность использования учителем-логопедом здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения – путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы»
Проект направлен на внедрение деятельностного подхода на уроках природоведения в целях развития познавательного интереса учащихся. В ходе работы над проектом изучаются теоретические аспекты деятельнос...
Проект педагогического совета на тему "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения"
Данный проект предлагает план проведения педагогического совета по теме "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения". Разработан творческой группой....
педагогический проект на тему: "Использование ИКТ на уроках математики"
Опыт работы учителя математики по использованию ИКТ- технологий на уроках...
Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".
Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....
Педагогический проект на тему «Использование некоторых элементов дифференцированного подхода в формировании положительной мотивации к изучению математики»
Цель проекта:сформировать положительную мотивацию к изучению математики с помощью дифференцированного подхода в обучении математики. Для достижения цели про...
Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»
Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родите...
Педагогический проект на тему «Использование некоторых элементов дифференцированного подхода в формировании положительной мотивации к изучению математики»
Я занимаюсь педагогической деятельностью около 14 лет. Последние 12 лет занимаюсь обучением в МОБУ «Центр образования», в который приходят обучающиеся, которым по тем или иным причинам не ...