Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
презентация к уроку на тему
Презентация "Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehnikino_vidio.pptx | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевые проблемы детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи. ( Т.Б.Филичева , Л.Н.Ефименкова , Т.А.Ткаченко ) Скудный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами . Нарушение звукопроизношения. Неспособность грамматически правильно построить предложение .
Актуальность темы. Исследования детей с ОНР показали что : 1. Объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы , остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. 2. Заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин ) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений. Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании сохранных возможностей ребенка с речевой патологией и постепенной активизации нарушенных функций. Эффективным коррекционным средством при обучении дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников преобладает наглядно-образная память: они лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания , а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи. Мнемотехника (от греч. mnēmē — память иtéchnē — искусство, мастерство) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». В своей работе, при обучении детей составлению рассказов-описаний, я использую схемы В.К. Воробьевой (сенсорно-графические схемы) и предметно - схематические модели Т . А. Ткаченко, которые беру за основу, изменяю и совершенствую .
Мнемотехника помогает развивать : зрительную и слуховую память ассоциативное мышление зрительное и слуховое внимание воображение связную речь словарный запас
Задачи : I. Познавательные: Формировать и систематизировать знания детей о предметном мире через освоения приемов работы с моделями. Освоить в практической деятельности умение работать по алгоритму . II. Развивающие: Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации. Развивать умение анализировать, оперировать символами, развивать внимание , воображение . Расширять и обогащать словарный запас детей. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа. III. Воспитательные: Воспитывать навыки самостоятельности. Воспитывать умение работать индивидуально и в группе, сотрудничать друг с другом.
1.Принцип развивающего обучения , в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка. 2. Принцип доступности и индивидуального подхода . Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. 3. Принцип связи речи с психическими процессами. Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление ,– развиваются при непосредственном участии речи. Ребёнок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность её качественно усваивать, благодаря использованию нетрадиционных форм работы. Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы :
Структура мнемотехники
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией . Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков расположенных линейно; Образцы мнемоквадратов : скажи наоборот четвертый лишний символ человека солнце, тепло, радость, лето.… Образцы мнемодорожек :
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем ( мнемотаблиц ) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов , помогают детям выстраивать : - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
В работе с мнемотаблицами можно выделить 3 этапа: 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Мнемотаблицы на однокоренные слова
Мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
Автоматизация звуков Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Для автоматизации звуков на этапе работы с небольшими стихотворениями можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы . Для этого подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков.
Творческий этап работы с мнемотаблицами Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации. 1.Совместное кодирование информации. 2.Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта. 3. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.
В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
Результаты работы. В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц : улучшается восприятия текста литературного произведения; расширяются знания об окружающем мире; обогащается словарный запас; ускоряется процесс дифференциации и автоматизации поставленных звуков, формирование грамматического строя речи; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; совершенствуются функции основных психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения); Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, мышление, воображение.
Источники: Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115 . Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург . - Детство-Пресс, 2010 . Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22 . Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диафрагмально-релаксационное дыхание в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
«Диафрагмально-релаксационное дыхание в логопедической работе с детьми дошкольного возраста (применение элементов здоровьесберегающей методики ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....
Развивающие технологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Развивающие технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирован...
Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».
В сентябре 2016 года в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда проведена диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группы МБО...
Организация индивидуальной логопедической работы с детьми дошкольного возраста при устранении дизартрии
В презентации раскрывается понятие дизартрии и стертой дизартрии, значимость комплексного подхода, актуальность ранней помощи. Коротко раскрыты этапы коррекции, особенности нарушений мышечного тонуса ...
Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...