опыт работы по теме "Проектная деятельность как способ социализации школьников в условиях образовательного пространства школы"
опыты и эксперименты на тему
используется в системе работы классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
система работы классного руководителя | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Еремина Елена Анатольевна
Содержание:
Информация об опыте………………………………………… 3
Технология опыта ………………………………………………. 6
Результативность опыта………………………………………… 9
Библиографический список…………………………………….. 13
Приложение к опыту…………………………………………….. 14
- Информация об опыте
Тема опыта «Проектная деятельность как способ социализации школьников в условиях образовательного пространства школы»
Сведения об авторе опыта.
Еремина Елена Анатольевна, учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Орлик Чернянского района Белгородской области»
Условия возникновения и становление опыта
В настоящее время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному процессу. Школа, являясь центром образования и воспитания, помогает с детства сформировать у учащихся необходимые навыки для дальнейшей социализации и адаптации в социуме. Большое значение имеет включение учащихся в различные сферы социальных отношений, социальную практику. В процессе социализации молодой человек должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу, приспособленности к окружающей среде и способности к успешному осуществлению социальных ролей.
В настоящий момент педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- недостаточное внимание к проблеме целенаправленного воспитания социальной активности школьников;
- отсутствие целостных исследований по проблеме воспитания социальной активности и построения индивидуальной стратегии социальной адаптации обучающихся;
- недостаточное научно-методическое осмысление опыта организации воспитания социальной активности обучающихся.
Возникает вопрос – как найти пути и способы развития личности функционально грамотной, умеющей работать на результат, способной к определенным, социально значимым достижениям?
Изучив научную и методическую литературу по вопросам социализации и развития личности, педагог пришел к выводу, что ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов.
Возникновение опыта «Проектная деятельность как способ социализации школьников в условиях образовательного пространства школы» связано с реализацией Программы развития МБОУ СОШ с.Орлик «Гуманитарно-культурологический подход к социализации школьников в адаптивном общеобразовательном учреждении».
Формирование опыта происходило на уровне основного общего и среднего общего образования. Началом работы по теме опыта стало проведение исследований по следующим показателям:
1.Определение общественной активности учащихся и склонности к проектной деятельности (автор: доцент Е.Н. Степанов)
2.Изучение социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)
3.Опросник социальной адаптивности (по методике Л.В.Байбородова)
4.Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (по методике Лутошкина А.Н.)
Первичная диагностика изучения мотивации к проектной деятельности и определения общественной активности, показала, что у 27% обучающихся высокий уровень мотивации, у 48% - средний уровень, низкий уровень – у 21% .
На основании проведенного исследования, целью которого было выявление общего уровня социализации подростков, выделились такие личностные характеристики подростков, как уверенность в себе, стремление к достижению целей, независимость, но готовность брать на себя ответственность в решении проблем оказалась на низком уровне. Выявлены были также низкие значения в области межличностных отношений между подростками, тогда как процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Опрос обучающихся показал, что они хотели бы участвовать в проектной деятельности, так как готовы принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном обществе.
Таким образом, была выявлена необходимость создания условий для успешной социализации школьников через проектную деятельность
Актуальность опыта
Проблема социализации личности обучающихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование личности, способной к социализации, побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию условий, необходимых для раскрытия социальной активности учащихся.
Обнаружилось противоречие между необходимостью приобщения детей к социальному опыту и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционной школы. Именно в силу этого противоречия педагог обратился к проектной деятельности, как фактору формирования социализации школьников.
Проектная деятельность - один из успешных способов социализации и адаптации подрастающего поколения к условиям современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в структуре общества. Следовательно, ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для социализации личности средствами проектной деятельности.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с 2009 года по настоящее время.
I этап - 2009-2010 Обнаружение проблемы, подбор диагностического материала.
II этап – 2010-2013уч.г. Апробация и внедрение в практику.
III этап – 2014-2015 уч. г. Обработка и осмысление полученных в ходе работы данных; систематизация результатов.
Опыт по данной проблеме применяется в работе педагога в качестве классного руководителя.
Диапазон опыта - система воспитательной работы классного руководителя.
Теоретическая база опыта
Основными понятиями в работе над опытом были определены:
Социализация понимается учеными как развитие, обусловленное конкретными социальными условиями, как процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности (А.В. Петровский, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.).
Проектная деятельность позволяет соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие способности. А значит, она способствует развитию личности и социализации школьников. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)
Социальная активность – это такая деятельность обучающихся, в ходе которой они приобретают позитивный социальный и творческий опыт, получают навыки социальной компетентности и реального действия в обществе.
Теоретическую базу опыта составили концепции ученых по искомой проблеме (Константина Дмитриевича Ушинского, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, Антона Семеновича Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.П.Белозерцев, А.В. Мудрик, Д.А. Белухин, Е.В и др.)
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин определяют проектную деятельность, как одну из разновидностей деятельностного подхода.
В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов. На страницах Интернета можно изучить программы по социализации и статьи об использовании проектной деятельности в воспитательной работе.
Новизна опыта заключается в рационализации, усовершенствовании методов и приемов работы классного руководителя, нацеленных на социализацию обучающихся.
- Технология опыта
- Постановка целей и задач педагогической деятельности.
Целью педагогической деятельности в данном направлении является создание условий для социализации школьников средствами проектной деятельности.
Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
1) внедрить в педагогическую практику технологию проектной деятельности через разработку коллективных проектов;
2) использовать способы и приемы, направленные на социализацию школьников;
3) создать условия для самореализации личности в рамках проектной деятельности, для развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.
2. Организация учебно-воспитательного процесса
С 2009 г. в нашем образовательном учреждении одним из основных средств решения проблемы социализации школьников является проектная деятельность, которая лежит в основе воспитательной работы классных руководителей. В ОУ была разработана структура использования проектной технологии на каждой ступени обучения:
I ступень (1-4 классы) – игровые проекты (позволяют школьнику познать мир, себя, окружающих, воспитывают толерантность, инициативность);
II ступень (5-8 классы) - творческие проекты (учат находить неординарные, творческие способы решения поставленных задач, учитывать личностные интересы в рамках общего дела, планировать и организовывать свою деятельность, доводить её до конца);
III ступень (9-11 классы) - социальные проекты (позволяют обучающимся взаимодействовать с разными социальными группами, помогают приблизиться к реальным жизненным ситуациям, готовят школьника к активной социальной жизни, воспитывают ответственность).
Практическое применение проектной деятельности началось с проекта «Теплом сердец согреем старость!» (Приложение №1). В то время воспитанники автора опыта обучались в 10 классе. Инициаторами проекта стали ребята, обладающие хорошими организаторскими способностями, авторитетом, определенными знаниями и умениями. Каждый школьник выбрал то дело, которое было наиболее интересно ему самому. Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включились в работу над проектом.
В результате работы над проектом «Теплом сердец согреем старость!» многие из его участников осознали, что для того, чтобы уверенно себя чувствовать в этом вечно меняющемся и сложном мире, необходимы специальные знания и применение особых методик для выполнения определенной деятельности, обучились навыкам руководства проектом, сотрудничества в группе, умению оптимально использовать свое время, рассчитывать силы, изыскивать необходимые ресурсы.
Данный проект долгосрочный и реализуется с 2009-2010 учебного года.
Обучаясь в 11 классе в 2010-2011 уч.г, воспитанники автора опыта, разрабатывая проект «Достойны бессмертия» (Приложение №2), прошли все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявила не только положительные качества каждого участника, но и позволила определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать. Работа над проектом позволила почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повысила их социальный статус в школе, в селе, способствовала формированию чувства ответственности каждого за общий успешный результат.
Социальная функция и востребованность метода проектов стала очевидной, поэтому набрав 5 класс, педагог продолжил применять проектную технологию с целью формирования социальной активности и успешной социализации обучающихся.
5 класс – проект «Игра - не пустая забава»
6 класс - проект «Не трогайте нас, зеленых!» (Приложение №3)
7 класс – проект «Мы за здоровый образ жизни»
8 класс - проект по благоустройству «Школьный двор» (Приложение №4)
Автор опыта предлагает описание работы над проектом «Не трогайте нас, зеленых!». Работа над проектом начиналась с формулировки проблемы и темы, обоснования её практической значимости, выдвижения гипотез её решения. Была создана инициативная группа внутри которой были распределены роли.
Обучающиеся определили актуальность проекта, используя средства массовой информации, сеть Интернет, собственные знания и опыт; составили план и наметили сроки реализации проекта. Инициативная группа подготовила анкету и провела социологический опрос с целью выявления информированности социума по проблеме сохранения хвойных пород деревьев на территории Орликовского сельского поселения. Участниками проекта была проведена агитационная работа по выявленной проблеме, по введению традиции украшать искусственные ёлки, естественные хвойные насаждения около домов и создавать новогодние композиции, проведен учет количества выбрасываемых ёлок после новогодних праздников, составлена карта-схема размещения хвойных насаждений. В итоге реализации проекта большая часть жителей сельского поселения поддержало традицию украшать искусственную ёлку в доме и естественные хвойные насаждения около домов.
Практикуясь в данной проектной деятельности, школьники получили следующие общественно значимые навыки, знания и умения:
- обретение своего «Я», самоопределение;
- умение самовыражаться;
- обеспечение «пробы сил» в разных видах деятельности (познавательной, трудовой, общественно-организаторской и т.п.)
- присвоение знаний об обществе, в котором живет ребенок, через сознание своего места в нем, через социальную позицию.
Практика показала, что эффективнее всего проектную деятельность осуществлять с детьми среднего школьного возраста, тогда к старшим классам можно увидеть, насколько результативно могут работать школьники, имея хорошо сложившееся понимание того, как правильно заниматься проектной деятельностью.
В ходе работы над опытом сложился алгоритм разработки и реализации проектов:
1. Подготовка проекта.
Определение проблемы – сложного практического вопроса, требующего изучения и разрешения.
Изучение общественного мнения: теоретическая подготовка исследования (составление программы, определение цели, задач, гипотезы, текста анкеты);
практическое проведение исследования ( сбор первичной информации, обработка материала, анализ данных и оформление выводов (составление диаграмм, таблиц), изучение проблемы по источникам СМИ, различной литературы.
Формулировка актуальной социальной проблемы: определение причин проблемы, формулирование социальной проблемы, анализ социальной проблемы (по степени важности, масштабности, возможности практического решения, составление реалистической программы подготовки и осуществления социального проекта).
Определение цели и задач социального проекта: определение целевой аудитории проекта (той социальной группы, на представителей которых будет направлен проект), формулирование темы и цели проекта, конкретных задач работы.
2. Составление плана работы.
Формулирование конкретных действий (достижимость, реальность, планирование исходя из возраста детей и сроков осуществления): фиксирование планирования на бумаге, определение конечных результатов и путей их достижения.
Распределение обязанностей внутри команды проекта.
Формирование общественного мнения: использование листовок, проведение встреч и бесед с жителями, использование СМИ.
- Реализация проекта
Поиск деловых партнеров, определение круга лиц и организаций, способных помочь в реализации проекта, проведение плановых мероприятий, оценка и промежуточный контроль выполнения плана.
4. Итоги работы над проектом.
Результаты работы над проектом: анализ соответствия поставленной цели и достигнутых результатов. Информирование общественности о результатах работы
Содержание образования
Образование ориентировано на осуществление субъект - субъектного взаимодействия.
Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы,
технология применения
Педагог использует методы и приемы, предусматривающие определенную последовательность действий:
-определение проблемы (прием «Мозговой штурм»);
- выдвижение гипотез (прием «Пирамида» (дискуссия);
- обсуждение способов оформления результатов (прием «Круглый стол»);
- сбор, систематизация и анализ данных (Метод “Mind-Map”(Карта памяти);
- подведение итогов, оформление;
- презентация проекта.
Методы:1) проблемный (используется в ходе наблюдений, на экскурсиях)
2) частично-поисковый (при самостоятельном выполнении проекта)
3) исследовательский (изучение литературы по проблеме, проверка гипотез, оценивание полученных результатов)
4) деятельностный метод (позволяет воспитанникам довольно точно определить направление своего дальнейшего развития)
В ходе работы над применением проектной деятельностью овладела и активно использую технологию развития критического мышления.
III. Результативность опыта
О положительных результатах проводимой работы свидетельствует мониторинг динамики развития социальной адаптированности.
Данные мониторинга свидетельствуют о том, что за последние годы работы над опытом уровень развития социальной адаптированности возрос. Это проявилось, прежде всего, в выявлении ценностных установок обучающихся и результатах проводимых диагностических исследований.
На основе выработанных критериев социальной активности детей (когнитивного, мотивационного, коммуникативного, эмоционального, креативного) автором опыта был составлен пакет диагностических методик, позволяющий продиагностировать детей, занимающихся проектной деятельностью. Сравнительный анализ изменений в развитии социальной активности школьников представлен в таблице:
Динамика социальной активности
Критерии социальной активности | 2009-2010 уч/г | 2013-2014 уч/г | |||||
н | ср | в | н | ср | в | ||
1 | Когнитивный | 8 | 83 | 9 | 7 | 64 | 29 |
2 | Мотивационный | 20 | 55 | 25 | 10 | 63 | 27 |
3 | Коммуникативный | 30 | 65 | 5 | 5 | 60 | 35 |
4 | Эмоциональный | 18 | 78 | 4 | - | 52 | 48 |
5 | Креативный | 15 | 73 | 12 | 10 | 70 | 20 |
Полученные данные подтверждают, что в коллективной творческой деятельности имеется значительный потенциал для воспитания социальной активности.
О повышении уровня мотивации к проектной деятельности свидетельствуют данные тестирования «Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников » (по методике Лутошкина А.Н.)
Анализ результатов показывает, что количество обучающихся с высоким уровнем мотивации с 27% увеличилось до 33%, средний уровень с 48% вырос до 50% , процент с низким уровнем уменьшился с 21% до 16%.
Проведенный опрос среди воспитанников (по методике Л.В.Байбородова) также позволил выявить отношение школьников к проектной деятельности. На вопрос «Что дает тебе участие в проектной деятельности?» дети ответили следующим образом: я научился планировать – 60%; мне нравится обсуждать совместные действия – 75%; мне нравится моя свобода выбора действий - 84%; мне нравятся равные отношения в группе – 95%; интересно придумывать сообща – 89%; я могу проявить себя в различных ролях – 98%.
Показателем результативности применения проектной деятельности является успешное участие моих воспитанников в различных школьных, муниципальных, региональных этапах конкурсов социальных проектов.
Уч. год | Название проекта | результат | уровень |
2009-2010 | «Теплом сердец согреем старость!» | III | муниципальный |
«Теплом сердец согреем старость!» | I | региональный | |
2010-2011 | «Достойны бессмертия» | I | региональный |
2012-2013 | «Не трогайте нас, зеленых!» | I | муниципальный |
2014-2015 | «Школьный двор моей мечты» | I | школьный |
Работа над опытом способствовала повышению профессионального и методического мастерства. Проект «Достойны бессмертия» был представлен на межрегиональной конференции проектных и исследовательских работ КИПР-2011, имел высокий рейтинг на сайте «Страницы семейной Славы».
Проектная деятельность позволила автору опыта раздвинуть рамки воспитательной программы, построить работу с классом в течение продолжительного времени и в различных формах, что дало основание рассматривать метод проекта как достаточно эффективное средство воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой
Библиографический список
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе воспитания.- М.: Академия, 2003
- Полат Е.С. Метод проектов._М., 2001
4. Степанов, Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Е.Н. Степанов. - М: ТЦ «Сфера», 2001
5. Школьная проектная лаборатория. – Волгоград: «Учитель». 2008.
6. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников. – Волгоград: «Учитель», 2008.
Приложение
- Приложение №1-Проект «Теплом сердец согреем старость!»
- Приложение №2- Конспект организационного классного часа по
разработке проекта «Достойны бессмертия»
- Приложение №3- проект «Не трогайте нас, зеленых!»
- Приложение №4 – защита проекта «Школьный двор»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый практико-ориентированный семинар на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды». «Создание условий для социализации школьников в открытом образовательном пространстве»
Выступление по теме:"Роль социально-педагогического сопровождения в создании условий социализаций подростков с девиантным поведением"...
«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»
Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Особое место в данном виде деятельности занимает работа с художественным текстом, посредством чего ребенок приобщается к основам мировой художественной литературы. Это приобретает еще большую актуальн...
Социализация воспитанников в условиях здоровьесберегающего пространства через работу Центра «Уют»
laquo;Труд источник всякого богатства.Он первое и основное условиеВсей человеческой жизни»Ф. Энгельс...
Инновационный опыт «Проектно – исследовательская деятельность – универсальный способ социализации личности школьника»
Инновационный аспект состоит в определении структурных компонентов проектно-исследовательской деятельности обучающихся....
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...