«Влияние проектной деятельности на формирование у школьников учебно-исследовательской культуры в процессе обучения истории»
статья (6 класс) по теме

          Самая значимая проблема,  поднятая мной в изучении этого вопроса – это необходимость  развития личности, которая обладает ценностным сознанием, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культурой, нестандартным мышлением, устойчивой системой ценностных ориентаций на познание и самопознание, творческую самореализацию, саморазвитие ( а не какого – то  среднего ученика).
           Эта проблема решается с помощью создания новых информационных технологий в системе образования. А именно большие возможности в этом плане открывает  проектная деятельность учащихся, направленная на формирование у учащихся учебно-исследовательской культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константинова Е.О. учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ №77 Статья : Влияние проектной деятельности на формирование у школьников учебно-исследовательской культуры в процессе обучения истории

Слайд 2

Актуальность темы: Моя статья будет посвящена, теме: Влияние проектной деятельности на формирование у школьников учебно-исследовательской культуры в процессе обучения истории. Меняются времена, меняются поколения. Каждое новое поколение стремится быть умнее предыдущего, усвоить его опыт и двигаться дальше в своем развитии и самосовершенствовании. Без этого нет прогресса. Самая значимая проблема, поднятая мной в изучении этого вопроса – это необходимость развития личности, которая обладает ценностным сознанием, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культурой, нестандартным мышлением, устойчивой системой ценностных ориентаций на познание и самопознание, творческую самореализацию, саморазвитие ( а не какого – то среднего ученика). Эта проблема решается с помощью создания новых информационных технологий в системе образования. А именно большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на формирование у учащихся учебно-исследовательской культуры.

Слайд 3

Историческая справка: Чтобы дать точное определение: проектной деятельности, нужно совершить краткий экскурс в историю педагогики. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи , а также его учеником В.Х.Килпатриком . Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика. В России идеи проектного обучения возникли в 1905 году. Под руководством русского педагога Станислава Теофиловича. Шацкого по его мнению, метод проектов вносит разнообразие в учебную работу, в развитие интереса к учению, и стимулирует учащихся к творческому поиску. Позднее эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно внедряться в школу. В результате постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. Причинами послужили : излишнее увлечение методом проектов; недостаточная квалификация большинства педагогов; В дальнейшем в течение многих лет, метод проектов в отечественной педагогике не применялся. Сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах, метод проектов активно и успешно развивается. Такими педагогами как Полат Е.С., Федоскина О.В. , Рыбина О.В., Громыко Ю.В. ,Новожилова Н.В., Е.Н. Ястребцева .

Слайд 4

Понятие проектной деятельности. Проанализировав и сопоставив большое количество определений – «проектной деятельности» и «метода проектов». Более точное и современное определение проектной деятельности будет такое: Проектная деятельность – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, которая сформулирована самими учащимися, а результат этой деятельности носит практический характер, интересен и значим для самих учеников. Приступая к работе над проектами, важно знать типологию проектов : По доминирующей в проекте деятельности : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная). Предметно-содержательная область : монопроект (в рамках одной области знания), полипроект . По характеру координации проекта : непосредственный (гибкий, открытый), скрытый (неявный). По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, страны, разных стран мира. ). По количеству участников проекта . По продолжительности проекта.

Слайд 5

Основные этапы выполнения проектной деятельности. К основным этапам выполнения проектной деятельности относятся: 1.Выбор темы и формулировка проблем. Работа над темой начинается с ее выбора. Учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Сами же проблемы выдвигаются учащимися, но с помощью учителя. 2 . Сбор информации. Ученики, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. 3.Выбор проектов. После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством типов проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме.

Слайд 6

Основные этапы выполнения проектной деятельности. 4. Реализации проектов. На этом этапе учащиеся готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ученик переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. 5. Презентации. После завершения работы над проектом учащимся надо предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось . Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде: деловой игры, научной конференции, научного доклада, экскурсии, спектакля, соревнования, отчета исследовательской экспедиции. Сегодня также уделяется большое внимание качеству презентаций и их оценки. Примерный перечень критериев оценки выглядит так: – Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения. – Полнота использованной информации, разнообразие ее источников. – Творческий и аналитический подход к работе. – Соответствие требованиям оформления письменной части работы. – Анализ процесса и результата работы. – Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу. – Качество проведения презентации.

Слайд 7

Критерии оценки публичной защиты работы: качество структуры доклада: композиция, логичность изложения, аргументированность, объем тезауруса; культура выступления: четкость и доступность изложения, речевая культура, удержание внимания аудитории, чувство времени; эрудиция докладчика, компетентность, использование специальной терминологии; качество ответов на вопросы: полнота ответов, убедительность, готовность к дискуссии, наличие собственной позиции и умение ее отстаивать, доброжелательность, контактность.

Слайд 8

Тем самым, через проектную деятельность ученики могут научиться: У видеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности Д обывать информацию, критически оценивать ее, использовать различные источники П ланировать свою работу О ценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их В ыполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы

Слайд 9

Проблемы возникающие при выполнении проектной деятельности: Однако в ходе наблюдения мы увидели, что у учеников возникают проблемы на каждом этапе выполнения проектной деятельности. Это: 1. Неумение учениками увидеть проблему, и их работа сводится к простой компиляции материала и его описанию. 2. Поиск учеников чаще всего ограничивается использованием только учебника и Интернета. 3. Неспособность применять свои знания в других областях науки 4. Неумение анализировать собранную информацию 5. Чаще всего ученики не умеют ориентироваться в разнообразных видах презентаций проектной деятельности.

Слайд 10

Понятие учебно-исследовательской культуры учащихся Так по И.В. Носаевой исследовательская культура – это сложное динамическое образование, характеризующее способность личности к решению значимых проблем методами научного познания. Или согласно Е.Д. Андреевой исследовательская культура - это совокупность способов освоения информационной реальности, освоенных человеком на определенном этапе своего развития. Однако эти определения совершенно не учитывают возрастной специфики школьников, их особого вида деятельности – учебной деятельности. А ведь формирование такого важного вида культуры, как исследовательская, должно начинаться как можно раньше, еще в школьном периоде. Таким образом, говоря об исследовательской культуре школьников, будет правильнее подразумевать учебно-исследовательскую культуру. И.Ф. Исаев выдвинул следующее определение исследовательской культуры: учебно-исследовательская культура учащегося представляет собой интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение, и творческое саморазвитие.

Слайд 11

Выводы: Сущность развития исследовательской культуры ученика через проектную деятельность заключается в формировании представлений о технологии исследования, развитие практических умений и навыков к осуществлению исследовательской деятельности. Так же, проектная деятельность в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений критического и творческого мышления, и к таким умениям относятся: анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление фактов, явлений; установление ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета; умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы; умение рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности; способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, а также устанавливать причинно-следственные связи. Проектная деятельность как форма индивидуальной или коллективной познавательной деятельности, является прототипом научного исследования, и поэтому проектное обучение в школе может использоваться как способ формирования и развития исследовательской культуры учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории

Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования  критического мышления.Приемы, используемые на стадии вызова.Приемы, используемые при работе с текстом на с...

Формирование у школьников учебно-исследовательских навыков в работе с текстом

Формирование у школьников учебно-исследовательских навыков в работе с текстом...

Формирование у школьников учебно-исследовательских навыков в работе с текстом

Формирование у школьников учебно-исследовательских навыков в работе с текстом...

«Формирование коммуникативной культуры в процессе обучения и воспитания студентов. Рекомендации по профессионально - педагогическому общению»

Настоящие методические рекомендации разработаны В. А. Канн- Каликом во всероссийском центре по проблемам общения с целью совершенствования техники и культуры педагогического общения:...

Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории

Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории ...

Формирование у школьников познавательного интереса в процессе обучения истории (выступление на районном конкурсе "Педагогический дебют")

Выступление на районном конкурсе молодых учителей "Педагогический дебют", испытание "У меня это хорошо получается"....