"Психологические аспекты мотивации школьников в проектной деятельности. Выявление мотивационной направленности школьников "
статья по физкультуре (5 класс)
Разработал: Александрова Дарья Юрьевна
преподаватель физической культуры
ГБОУ Средняя школа №12 с углубленным изучение английского языка
Наиболее благоприятные условия для формирования учебной мотивации могут быть созданы на уроках с активными формами обучения. Источники учебной мотивации: 1. Интерес к информации т.е. познавательная потребность (видео представление материала урока; картинки; схемы и т.п.) 2. Интерес к способу действия (способность проверить свои знания и способности) 3. Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем (Уважение к преподавателю, к ученикам которые выполняют роль помощников для преподавателя) 4. Потребность в самовыражении или самопрезентации. 5. Потребность в самопознании и самовоспитании. 6. Актуализация творческой позиции. 7. Осознание значимости происходящего для себя и для других (Анализ проблемы и решение ее) 8. Потребность в социальном признании. 9. Избегание наказания (физического или морального) 10. Получение материальных выгод и преимуществ. В начальной школе чаще используются: интерес к информации и интерес к способу действия: 1) Интерес к информации: «Ужасно интересно все то, что неизвестно» - вот психологическая природа этого источника учебной мотивации. В разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено. Младших подростков – эта тема плюс как все работает, собирается и разбирается. Старших подростков – как устроены они сами, старшеклассников – как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги. 2) Интерес к способу действия: Нормальная и очень ценная человеческая потребность – понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому – это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивания» учеников на их автоматическое 100% воспроизводство на репродуктивных занятиях, мы лишаем их стремления к познанию. А вот следующие четыре источника учебных мотиваций могут осуществляться только на уроках с активными формами обучения. 1. Интерес к людям, организующим процесс, кого-то результат, а кого-то возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников огромный стимул. Общение должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, обеспечивать. Не зря в высказываниях учеников при выборе интересных предметов присутствует такая мысль, как « там можно побеседовать, высказать свою точку зрения». Другой аспект – это общение с педагогом. Если учение построено так, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для большей группы учащихся старших классов это тоже хороший стимул. 2. Потребность в самовыражении и самопрезентации. Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, - ее не спрячешь, она рвется наружу и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, нарушая ход урока, выступая в роли шутов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а, следовательно – стимулируют к учебе. 3. Потребность в самопознании и самовоспитании. Она актуализируется и почти никак не задействуется в учебном процессе ни на уровне учебного содержания, ни на уровне методических средств. Между тем современные курсы литературы, истории, и биологии и другие могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и этим повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании - это разнообразные ситуации преодоления, которые надо создавать для школьников в учебном процессе. Учеба не должна быть простой или непомерно сложной. Она должна быть доступным по силе испытанием – чувств, мышлений, социальных умений. 4. Актуализация творческой позиции. Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творчества, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути) – известный способ повышения интереса к учебе. Жаль только, что при всей своей известности он почти не находит места в учебном процессе. Таким образом, использование нетрадиционных форм обучения, а также активных форм обучения на повторительно-обобщающих уроках повышает интерес учащихся к учебной деятельности, создает условия для реализации потребностей в самовыражении и самопознании, повышая тем самым учебную мотивацию учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_aspekty.docx | 14.17 КБ |
Предварительный просмотр:
"Психологические аспекты мотивации школьников в проектной деятельности. Выявление мотивационной направленности школьников "
Работу выполнила: Александрова Дарья Юрьевна
преподаватель физической культуры ГБОУ Средняя школа №12 с углубленным изучение английского языка
Наиболее благоприятные условия для формирования учебной мотивации могут быть созданы на уроках с активными формами обучения. Источники учебной мотивации: 1. Интерес к информации т.е. познавательная потребность (видео представление материала урока; картинки; схемы и т.п.) 2. Интерес к способу действия (способность проверить свои знания и способности) 3. Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем (Уважение к преподавателю, к ученикам которые выполняют роль помощников для преподавателя) 4. Потребность в самовыражении или самопрезентации. 5. Потребность в самопознании и самовоспитании. 6. Актуализация творческой позиции. 7. Осознание значимости происходящего для себя и для других (Анализ проблемы и решение ее) 8. Потребность в социальном признании. 9. Избегание наказания (физического или морального) 10. Получение материальных выгод и преимуществ. В начальной школе чаще используются: интерес к информации и интерес к способу действия: 1) Интерес к информации: «Ужасно интересно все то, что неизвестно» - вот психологическая природа этого источника учебной мотивации. В разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено. Младших подростков – эта тема плюс как все работает, собирается и разбирается. Старших подростков – как устроены они сами, старшеклассников – как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги. 2) Интерес к способу действия: Нормальная и очень ценная человеческая потребность – понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому – это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивания» учеников на их автоматическое 100% воспроизводство на репродуктивных занятиях, мы лишаем их стремления к познанию. А вот следующие четыре источника учебных мотиваций могут осуществляться только на уроках с активными формами обучения. 1. Интерес к людям, организующим процесс, кого-то результат, а кого-то возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников огромный стимул. Общение должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, обеспечивать. Не зря в высказываниях учеников при выборе интересных предметов присутствует такая мысль, как « там можно побеседовать, высказать свою точку зрения». Другой аспект – это общение с педагогом. Если учение построено так, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для большей группы учащихся старших классов это тоже хороший стимул. 2. Потребность в самовыражении и самопрезентации. Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, - ее не спрячешь, она рвется наружу и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, нарушая ход урока, выступая в роли шутов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а, следовательно – стимулируют к учебе. 3. Потребность в самопознании и самовоспитании. Она актуализируется и почти никак не задействуется в учебном процессе ни на уровне учебного содержания, ни на уровне методических средств. Между тем современные курсы литературы, истории, и биологии и другие могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и этим повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании - это разнообразные ситуации преодоления, которые надо создавать для школьников в учебном процессе. Учеба не должна быть простой или непомерно сложной. Она должна быть доступным по силе испытанием – чувств, мышлений, социальных умений. 4. Актуализация творческой позиции. Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творчества, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути) – известный способ повышения интереса к учебе. Жаль только, что при всей своей известности он почти не находит места в учебном процессе. Таким образом, использование нетрадиционных форм обучения, а также активных форм обучения на повторительно-обобщающих уроках повышает интерес учащихся к учебной деятельности, создает условия для реализации потребностей в самовыражении и самопознании, повышая тем самым учебную мотивацию учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ проектной деятельности как инновационного направления в системе основного и дополнительного образования
Теоретические аспекты проектной работы...
Психологические аспекты обучения школьников
Мы живем в XXI веке. И сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение м...
«УЧИМСЯ БЫТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материал из опыта работы с учебной группой «Юные исследователи природы» учреждения дополнительного образования детей «Городская станция юных туристов» г. Ногинска с приме...
Мотивация школьников в учебной деятельности
Цель: Рассказать родителям о понятии мотивация, видах мотивов, о результатах анкетирования учащихся 9-1 класса по оценке уровня школьной мотивации....
Влияние проектной деятельности на мотивационную сферу учащихся
В презентации говорится о методе усиления мотивации учащихся, а именно, проектной деятельности...
Практикум для педагогов: "Использование комплекса свободного программного обеспечения в проектной деятельности инженерно-технической направленности"
Материал, предоставленный в данном практикуме, тесно переплетается с информатикой, развивая ИКТ компетентности учеников, знакомит с функциональными навыками профессий дизайнера, инженера, ...