Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного урока
статья на тему
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otlichiya_traditsionnogo_i_lou.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно - ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей, отличается от традиционного урока.
Представим более наглядно эти различия в виде схемы.
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного урока
Деятельность учителя при организации традиционного урока | Деятельность учителя при организации личностно ориентированного урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация личностно-ориентированного урока
ОТЛИЧИЯ ТРАДИЦИОННОГО И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОК | ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК | |
I. Методика | ||
Адекватность использования элементов различных педагогических технологий для психологических групп учеников: развивающего обучения; метода проектов; блочно-модульного обучения; проблемного обучения, дифференцированного обучения | На уроке используются педагогические технологии без учета типологической дифференциации учеников | |
Наличие заданий творческого уровня | Задания направлены на уровень узнавания, припоминания и воспроизведения | |
Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих проявлять творческую само-стоятельность при выборе способов решения учебных задач | Все ученики класса выполняют учебные задания по жесткой схеме, предложенной учителем | |
Использование дидактического материала с учетом психологических особенностей восприятия учебного материала | Учитель воздействует на один канал восприятия, не учитывая индивидуальную модальность | |
Аргументированная оценка деятельности ученика не только по конечному резуль-тату, но и по процессу его достижения | Оценка деятельности ученика по конечному результату без комментария | |
Домашнее задание имеет разнообразные формы и объем с учетом типологических групп учеников | Домашнее задание едино для всех учеников | |
II. Мотивационный аспект | ||
На уроке создается эмоционально-положи-тельное отношение к изучаемому предмету | Учащиеся испытывают психологический дискомфорт на уроке | |
Поощряется выполнение заданий повышенной сложности | Ученикам предъявляются заниженные требования к уровню решаемых задач | |
Высокая познавательная активность на уроке | Познавательная мотивация не сформирована | |
III. Учебная деятельность ученика | ||
Определены критерии оценки учебной деятельности учащихся:
| Критерии учебной деятельности не определены:
|
Важным является совместный поиск и анализ оптимальных условий решения учебных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются.
Именно в ходе решения УЗ реализуется основная цель обучения – формируются все компоненты УД. Постановка и решение УЗ – основной инструмент формирования теоретического мышления школьника, осуществляющий некоторый микроцикл восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс постановки и решения УЗ обеспечивает условия для превращения ученика в учащегося самого себя под руководством учителя, идет освоение учебных понятий и общих принципов действий, усвоение содержания учебного материала.
При самостоятельной работе по учебнику, когда вводится новый материал, учитель может не излагать его, а организовывать беседу по прочитанному, опираясь на высказывания учеников. Обсуждая различные способы работы над учебником, учитель получает важную информацию о том, на что опирается при этом тот или иной ученик (на анализ содержания, форму его репрезентации-иллюстрации, картинки, карты, схемы).
Анализируя на уроке результаты контрольной (самостоятельной) работы, учитель должен не только объявить выставленные отметки, повторить разделы темы, вызвавшие наибольшее количество ошибок, но обязательно обсудить те способы, которыми пользовались ученики при выполнении работы, выявить и поддержать наиболее рациональные, оригинальные.
При анализе ответа на уроке целесообразно обращаться к ученику с вопросом: " Как ты рассуждал, чтобы прийти к такому выводу?" При оценке выполненного задания: "Что делал для того, чтобы найти ответ?", "Какие действия совершал, решая задачу?"
При проверке домашнего задания: " С чего ты начинал, когда читал текст учебника?", "Каким планом пользовался при подготовке устного ответа?", "Как рассматривал рисунок растения, строение которого описываешь?" и т. п.
Отвечая на эти вопросы, ученики раскрывают собственную технологию работы, но при этом на уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности, открытости, доверительности.
Анализируя ответы, учитель может в ходе урока давать ученикам нужные советы по рациональной организации работы, сравнивать предлагаемые способа, оценивать наиболее эффективные, выбирать те, которые кажутся более оригинальными, продуктивными, совместно их обсуждать.
Итак, описываемый сценарий личностно-ориентированного урока изменяет:
- тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);
- ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;
- позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлексирующему свои интеллектуальные действия (включая пробные, ошибочные) при решении задач, а не только при выполнении стандартных заданий;
- характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
Содержание личностного ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности...
«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...
Организация личностно-ориентированного урока информатики и ИКТ
Личностно-ориентированный урок — это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельно...
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРВАННОГО УРОКА...
Использование дидактических материалов для организации работы учащихся с ОВЗ на личностно-ориентированных уроках по математике
Использование дидактического материала...
Статья на тему:«Особенности личностно ориентированного урока и обучения в целом»
Мир шагнул в XXI век, и практически кардинальным образом изменились содержание, формы и методы обучения, появилось множество новых средств обучения. Ученик стал цен...
Личностно-ориентированный урок: теоретические и технологические аспекты его организации
Сообщение на МО ЕМЦ.Замысел личностно - ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его ос...