«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».
статья по теме

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех, - мечта любого учителя. 

В этом поможет технология личностно ориентированного обучения. Её цель   - создание условий для познавательной активности учеников.

Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».

 Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех, - мечта любого учителя.        

В этом поможет технология личностно ориентированного обучения. Её цель   - создание условий для познавательной активности учеников.

Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Главным вопросом для меня является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.  

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, которые применяю я в своей работе.

           Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.  При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока.

           Понимая значимость изучаемого материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. 

Чрезвычайно важным аспектом личностно-ориентированного урока считаю опору на субъектный, личностный опыт учащихся.

  Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной  работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах  воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

           Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

           Например, на уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о предложениях с однородными членами» я предлагаю из данного текста  выбрать только те предложения, которые соответствуют схемам, данным на доске, а затем расставить в них знаки препинания. Сначала ребята выполняют эту работу самостоятельно, затем сильные учащиеся проверяют качество ее выполнения у ребят по парте, а потом результаты выполненного задания обсуждаются в классе.

           На следующем этапе урока учащиеся должны пронаблюдать за ролью однородных членов в тексте. Несколько  учащихся проводят небольшую исследовательскую работу.

Остальные -  определяют видовую принадлежность однородных членов предложений.  Затем пары обмениваются листками с выполненными заданиями и проверяют, обсуждают выполненную товарищами работу.

В данном случае групповая и парная работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказать свою точку зрения, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

           На уроках изучения нового использую прием совместного поиска в парах - «что мы об этом знаем?». Классу сообщается  тема урока, а учебные пары вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе отчетов, их обсуждения идет поиск верного ответа на вопрос.

           В связи с вопросом о групповой работе не могу не упомянуть об использовании на уроках русского языка и литературы такой интерактивной формы обучения, как диалоговая форма процесса познания. Для того чтобы конструктивное общение состоялось, ученику нужно научиться общаться. Обучение искусству диалога начинаю уже в 5 классе. Анализируя с ребятами различные ситуации речевого общения, вместе  вырабатываем  правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия школьников.

           Затем группам дается несложное задание при повторении глагола, например, выбрать из данного списка-перечня только те постоянные и непостоянные признаки, которые имеет глагол, доказать правильность своего выбора. А далее работа организуется по принципу методики «аквариум»: одна из групп или пар  начинают работу над заданием, а остальные ученики вместе с учителем наблюдают за действиями одноклассников. После отчета данной группы или пары идет обсуждение как качества выполненного задания, так и умения ребят из работавшей на виду у всех группы или пары вести диалог. Как правило, в результате такой подготовительной работы, организованной в разных формах и  неоднократно, учащиеся приучаются к соблюдению правил ведения диалога, что сослужит ребятам добрую службу в их дальнейшей самостоятельной жизни.

           На своих уроках применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока.  Ведь именно она позволяет учителю осуществить  обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке и как их разрешить.

Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать. Всегда нахожу время поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме.

Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом носить творческий характер.

Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.

Библиографический список

  1. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001. – № 32. – С. 6–10.
  2. Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы [Текст] /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к “П.С.”. – 2005. – № 17. –С. 3–6.
  3. Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – 2001. – № 3. –С. 115–117.
  4. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.
  5. Дорохина Г.В. Личностно ориентированная ситуация на уроке литературы в 9-м классе по теме “А была ли отповедь, или несколько слов в защиту Евгения Онегина” [Текст] /Г.В. Дорохина //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 44–55.
  6. Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [Текст] /М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 13–22.
  7. Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.
  8. Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации [Текст] / М.И. Лукьянова //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 35–43.
  9. Маер Н.В. Личностно ориентированная ситуация на уроке литературы в 8-м классе по теме: “Значение эпизода кулачного боя на Москве – реке в поэме М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” [Текст] /Н.В. Маер //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 43–44.
  10. Никодимова Е.А. Внедрение личностно ориентированных технологий [Текст] / Е.А. Никодимова, Г.И. Ненилина //Школьные технологии. – 2005. – № 6. – С. 124–132.
  11. Создание педагогических условий личностно ориентированного образования: Муниципальная лингвистическая гимназия № 3 г.Улан-Удэ [Текст] // Управление школой. Пр. к “П.С.”. – 2002. – № 6. – С. 7–10.
  12. Степанов Е. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Степанов // Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 2–5.
  13. Узрютова Г.И. Конспект урока литературы в 11–м классе по теме “Он не заслужил света, он заслужил покой” (Размышление над финалом романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) [Текст] /Г.И. Узрютова //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 72–79.
  14. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования [Текст] /Л.М. Фридман // Завуч. – 2000. – № 8. – С. 77–87.
  15. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования[Текст] /И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
  16. Якиманская И. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности [Текст] /И Якиманская //Директор школы. – 2003. – № 6. – С. 27–36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)

Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)

Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....

Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика

Дааная работа является выступлением учителя русского языка на педагогическом совете школы. В ней  рассказывается о том, как важно правильно построить работу на уроке. чтобы была видна эффективнос...

"Эффективность урока -стимул к успеху учителя и ученика"- педсовет

Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Меня давно волнует вопрос создания условий для пр...

"Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика"

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Школа должна не только сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, успеху, реализации своих сп...

Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика

Выступление на заседании педагогического совета...

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»

Цель: Осуществить осмысление «эффективность» и «эффективный урок».Задачи:Определить критерии эффективного урока.Выяснить формы организации эффективного урока.Выявить и сформули...