ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
статья на тему
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРВАННОГО УРОКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_organizatsii_uchebnoy_raboty.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
включают в себя различные виды заданий для развития индивидуальности личности.
I. Задания на создание возможностей самопознания
(позиция учителя в обращении к школьникам "Узнай себя!")
- содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной учебной работы (по заданному плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);
- анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, образности, личности плана сочинения последовательности действий в лабораторной работе и пр.);
- оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности ("умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовать и корректировать свои учебные действия, организовать и оценивать результаты");
- анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативность, учебной изобретательности и пр.);
II. Задания на создание возможностей для самоопределения
("Выбирай себя")
- выбор заданий различной качественной направленности (креативности, теоретичности-практичности, аналитической – синтезирующей направленности);
- задания, предлагающие выбор уровня учебной работы (ориентация на учебный балл);
- задания с аргументированным выбором способа учебной работы (характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);
- выбор форм отчетности учебной работы (письменный, устный отчет, досрочный, в намеченные сроки, с опозданием);
- выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – "работа порциями" и пр.);
III. Задания на "включение" самореализации
("Проявляй себя!"):
- требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов; сочинения, нестандартные задачи и упражнения)
- требующие творчества в способе учебной работы (переработка в схемы, опорные конспекты; самостоятельная – не по образцу – постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.);
- задания, создающие возможность проявить себя в ролях: оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор и пр.;
- выбор различных "жанров" заданий (научный отчет, художественный текст, изоиллюстрации, инсценировка и т.д.);
- задания, предлагающие реализацию себя в персонажах литературного произведения, в маске, в игровой роли (специалиста, исторического или современного деятеля, как элемента изучаемого процесса);
- проекты, в ходе выполнения которых учебное содержание реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности.
!!! Возможно мотивирование самореализации отметкой, оценкой, рецензией, анализа и мнений.
IV. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников
("Твори совместно"):
- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: "мозговой штурм", театрализация, интеллектуальные командные игры;
- "обычные" творческие задания – без распределения ролей в группе и без особенностей технологии или формы (совместное, в парах - сочинение, лабораторная работа, составление сравнительной хронологии);
- творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, позиций в группе: руководитель, "лаборант", "оформитель", эксперт-контролер ( оценивается вклад в общий результат);
- творческие игровые совместные задания – деловые игры, театрализация (взаимозависимость общих и индивидуальных проявлений);
- задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (опыты, интервью с взаимной фиксацией уровня овладения этим умением);
V. Задания и группа приемов организации учебной работы,
направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать ("Меняй себя ради себя!"):
- задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (дома ⇨ решить задачу или другую учебную работу);
- проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание);
- после серии решения тренировочных заданий по выбору на основе заданных учителем критериев, оценить каждому учащемуся свою работу, обращая внимание на динамику оценок;
- задания на проработку своих учебных перспектив (планирование результатов учебной работы в четверти и в году или построение индивидуального плана учебной работы: планирование количества, форм, сроков, уровней учебных заданий и пр.);
- субъективно трудные задания или сложные учебные ситуации, интерпретируемые учителем как акты саморазвития, самосовершенствования (доклад без оценки);
- широкий спектр заданий на выбор, требующих проявления терпения, творчества, практичности, умения взаимодействовать, с предложением школьникам выбрать задания в соответствии со своим идеалом, образом желаемого себе (эти задания также безоценочные);
- задания на выбор с идеалом профессионального поведения в привлекательной, желаемой профессии.
"Узнай себя!"
"Выбирай себя!"
"Проявляй себя!"
"Меняй себя ради себя!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка
ЕГЭ по русскому языку можно успешно сдать, если тщательно к нему подготовиться!...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения
Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика- главный путь воспитания самостоятельности.В своей работе я хочу осветить во...
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного урока
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного урока...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения
Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитаниясамостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызы...
Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...
Урок для детей с ОВЗ методы и приемы организации учебной работы обучающихся в условиях детского санатория.
Игра является ведущей деятельностью для детей, поэтому необходимо применять игру на уроках иностранного языка в качестве обучения....
Описание опыта работы "Личностно-ориентированное обучение на уроках географии"
Технология личностно -ориентированного обучения (автор Якиманская И.С.) всегда вызывало и вызывает интерес среди учителей. В статье рассмотрены особенности дифференцированного подхода в обучении, испо...