Статья на тему:«Особенности личностно ориентированного урока и обучения в целом»
статья на тему

Невдубская Наталья Олеговна

Мир шагнул в XXI век, и практически кардинальным образом изменились содержание, формы и методы обучения, появилось множество новых средств обучения. 

      Ученик стал центральной фигурой учебного процесса. Это необходимо для того, чтобы выпускники школ, были способны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

      Все эти способности можно сформировать и развить, применяя в обучении личностно-ориентированный подход, предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности школьника, его возможностей, идеалов, потребностей, мотивов деятельности. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

«Особенности  личностно ориентированного урока и обучения  в целом»    

(заместитель директора по УВР Невдубская Н.О.)

      Мир шагнул в XXI век, и практически кардинальным образом изменились содержание, формы и методы обучения, появилось множество новых средств обучения. 

      Ученик стал центральной фигурой учебного процесса. Это необходимо для того, чтобы выпускники школ, были способны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

      Все эти способности можно сформировать и развить, применяя в обучении личностно-ориентированный подход, предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности школьника, его возможностей, идеалов, потребностей, мотивов деятельности.

  •  Почему  технология  ЛОО?

Только технология  личностно ориентированного обучения  позволяет  устранить  одно  из  главных  противоречий  в  образовании:  

между разнообразием интересов и дарований школьников с одной стороны и единым для всех образовательным стандартом с другой стороны

 «Обучать надо не всех, а каждого»

  • Личностно ориентированное обучение предполагает в первую очередь знание особенностей каждого ученика для этого проводится диагностика по системе В.А.Киричука «Универсал»

Обследование учащихся проводится на 4 уровнях:

  •  физическом
  • социальном
  • интеллектуальном
  • духовном

    Используются методики «Социум», «ДВОР», «Ценностные ориентации», «Родители-дети», «ШТУРМ».

       Учителя овладели диагностикой и анализом   результатов. Теперь  стоит задача овладения и применения в работе трех этапов:

  1. Моделирование
  2. Конструирование
  3. Планирование

Подсчитано, что учитель за свою жизнь проводит порядка 25 000 уроков,

а ученик за 11 лет посещает их около 11, 5 тысяч,

 поэтому, урок недооценивать нельзя!

  • Особенности личностно ориентированного урока:

ЭТАПЫ   УРОКА

  1. Актуализация:
  • актуализация нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы
  • на личностно ориентированном уроке актуализируются не знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный  опыт учеников) – этот жизненный опыт  и становится предметом анализа (но ему не следует давать оценок – субъектный опыт неподсуден!), а знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика (он должен знаниями жить, а не готовиться в школе к жизни!)
  1. Мотивация и целеполагание:

мотив – это желание чего–либо делать

мотивация – это побуждение к деятельности

при личностно ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности:

  • я хочу узнать...
  • я хочу научиться...

Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников (т.к. первоначальной мотивации хватает на 7 – 8 мин.)

цель – это ожидаемый результат

с позиций личностно ориентированного обучения ученики должны сформулировать цель сами

Приемы самоцелеполагания:

  • формулировка личностно-значимого вопроса
  • выявление недостаточности знаний – выдвижение гипотезы – урок для пополнения знаний и проверки гипотезы
  • сообщение учениками требований образовательного стандарта и предоставление права выбора за его пределами

  1. Изучение нового учебного материала:

примерно ¼ часть урока – до 15 минут (по закономерностям усвоения) на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта

(дидактическая цель урока: не научить или познакомить, а создать условия!), учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познава-тельной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)

  1. Отработка умений и навыков 

(это условное название, куда входит закрепление и применение знаний)

     В общеклассной работе у всех учеников вырабатывается один  алгоритм работы – это неизбежно, чтобы развивать мыслительные операции у ученика.

Нужны  индивидуальные задания:

  • заданий таких должно быть очень много, чтобы ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей  (собрать большую коллекцию заданий по каждой теме – это сложно)
  • для отработки умений и навыков проводятся лабораторные работы – можно использовать  ситуацию выбора и здесь:

    При отработке умений и навыков необходимо обеспечить у учеников ощущение  продвижения вперед, переживание успеха в деятельности (для этого необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и правильно оценивать результат деятельности), т. е. создать ситуацию успеха

  1. Подведение итогов урока

Обычно – выставление отметок и домашнее задание.

На личностно ориентированном уроке – результат

  • объективный – отметки
  • субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов):

ее дидактическая задача: мобилизовать учащихся на самооценку способов       деятельности на  уроке и полученного результата.

Варианты рефлексии:

     1. эмоционально – чувственная: что ты чувствовал во время работа? нравится ли тебе твоя оценка?

    2. рациональная: ученик не должен не только почувствовать, но и     осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха?

 Примеры организации  рефлексии:

  • Алгоритм  рефлексии (по Т.И. Шамовой):

«Я» - как чувствовал себя в процессе учения,  с каким настроением работал, доволен ли собой.

«Мы» - насколько мне комфортно работалось в группе,  я помогал товарищам – они помогали мне (чего было больше),  были ли у меня затруднения  при работе в группе

«Дело» - я достиг цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы,  практики, просто  интересен,   в чём я затруднялся, почему,  как мне преодолеть свои проблемы

  • Вариантом рефлексии может быть письменный ответ учащихся на вопросы:
  1. в какой части работы ты сделал ошибки?
  2. над чем тебе ещё надо поработать?
  3. как ты собираешься решить проблему:

       а) разберусь сам

       б) посмотрю в справочнике, …

       в) спрошу у учителя

       г) спрошу у знающего ученика

  1. смог бы ты рассказать изученное на уроке другу?
  2. доволен ли ты своей работой?

  • Пример рефлексии по результатам зачёта:
  1. Как ты готовился к зачёту? (форма повторения, длительность  

             подготовки)

  1. Доволен ли ты своим результатом?
  2. Если нет, то укажи причины (мало занимался, не понял

             материал, не знал, что нужно было выучить, болела голова,  не знаю почему и т.д.)

Домашнее задание: на личностно ориентированном уроке домашнее задание должно состоять из 2 частей:

  • обязательной и
  • заданий по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить)

В заключении еще раз повторю

без  чего  не  может  быть личностно  ориентированного урока

  • без учета индивидуальных особенностей учеников класса
  • без использования субъектного опыта учащихся
  • без самостоятельного целополагания
  • без ситуаций выбора, на всех этапах, где это только возможно
  • без большого дидактического материала
  • без создания ситуации успеха
  • без рефлексии

    Конечно, провести личностно ориентированный урок не так-то просто, а использовать основные идеи личностно ориентированного обучения на отдельных этапах урока – сможет каждый.

Все ученики разные!  Они  - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса.

Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я».

Мы должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь

всем нашим ученикам стать успешными!

  1. Советую  прочитать:
  1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно  

     ориентированного обучения.- Ростов-на-Дону, 1999.

  1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроке

    биологии (ресурс личностно ориентированного образования). –

    М., 2006.

  1. Лукьянова М.И.и др. Личностно ориентированный урок. – М.,

     2006.

  1. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и

                    технологии. – Волгоград: Перемена,1994.

  1. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного

     обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000.

В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий. Самыми распространенными и эффективными среди них являются:

  • технология педагогической поддержки ребенка;
  • педагогика сотрудничества;
  • гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили;
  • разноуровневое обучение;
  • технология полного усвоения знаний;
  • метод проектов;
  • дальтон – технология;
  • личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской.

     Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока:

  • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и  анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
  • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
  • при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

        Деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
  3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  4. Использование проблемных творческих заданий.
  5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Основные требования к личностно-ориентированному уроку

        Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников. 

       Средства достижения этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

  • группы учащихся формируются учителем.  При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся).  
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы  
  • оценивается работа всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу);  
  • учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

  Под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным учебным  предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”), но не  ниже базового, в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей.  При этом за критерий оценки деятельности ученика  принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом, творческому его применению.

Деятельность учителя:

  • деление учащихся на группы по  уровню знаний, интересам,  

       способностям;

  •     разработка или подбор заданий  в  соответствии с выявленными

       уровнями знаний, интересами,  способностями  учащихся;

  •     оценивание деятельности учащихся.

Подбор заданий для  группового и индивидуального   выполнения учитель должен  осуществлять  с  учетом:

  1. Обязательных результатов  обучения                                                                                           2. Межпредметных связей                                                                                                               3. Практической направленности.

     Педагогические воздействия на ученика должны адресоваться не только к его уму, но и к чувствам, причем, чем младше ученик, тем больше внимания должно быть уделено его эмоциональной сфере (наглядность, дидактические игры, кружковая и внеклассная работа…)

     «Если ученик в школе не научился  сам ничего творить, то в жизн  он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.»

                                                                                                                                       Л. Толстой 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья об использовании личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку и литературе.

Из опыта работы по использованию личностно-ориентированных технологий в обучению русскому языку и литературе....

Статья "Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности"

Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности...

СТАТЬЯ: "Применение интерактивной доски на уроках трудового обучения по профессии "Оператор ЭВ и ВМ" как средство повышения познавательной активности учащихся"

Статья опубликована в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции "Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для регионального рынка труда в условиях инновацио...

Статья Элементы проектной деятельности на уроках производственного обучения в специальных (коррекционных) классах с интеллектуальной недостаточностью

В процессе работы по теме "Личная гигиена" разработан проект, доклад о ктором представлен в данной статье...

Статья. Характерные черты личностно-ориентированного урока.Актуализация субъектного опыта учащегося на уроке математики.

В статье описаны принципы построения учебно-воспитательного процесса при организации личностно-ориентированного урока.Описана важность реализации принципа субъектности и включение в учебное занятие пр...

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....

Статья "Применение игровых технологии на уроках химии с целью повышения повешения качества знаний"

Применение игровых технологии на уроках химии с целью повышения повешения качества знаний....