Статья на тему:«Особенности личностно ориентированного урока и обучения в целом»
статья на тему
Мир шагнул в XXI век, и практически кардинальным образом изменились содержание, формы и методы обучения, появилось множество новых средств обучения.
Ученик стал центральной фигурой учебного процесса. Это необходимо для того, чтобы выпускники школ, были способны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Все эти способности можно сформировать и развить, применяя в обучении личностно-ориентированный подход, предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности школьника, его возможностей, идеалов, потребностей, мотивов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация. личностно ориентированное обучение | 1.38 МБ |
lichnostno_orientirovannoe_obuchenie.docx | 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
«Особенности личностно ориентированного урока и обучения в целом» (заместитель директора по УВР Невдубская Н.О.) Мир шагнул в XXI век, и практически кардинальным образом изменились содержание, формы и методы обучения, появилось множество новых средств обучения. Ученик стал центральной фигурой учебного процесса. Это необходимо для того, чтобы выпускники школ, были способны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Все эти способности можно сформировать и развить, применяя в обучении личностно-ориентированный подход, предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности школьника, его возможностей, идеалов, потребностей, мотивов деятельности.
Только технология личностно ориентированного обучения позволяет устранить одно из главных противоречий в образовании: между разнообразием интересов и дарований школьников с одной стороны и единым для всех образовательным стандартом с другой стороны «Обучать надо не всех, а каждого»
Обследование учащихся проводится на 4 уровнях:
Используются методики «Социум», «ДВОР», «Ценностные ориентации», «Родители-дети», «ШТУРМ». Учителя овладели диагностикой и анализом результатов. Теперь стоит задача овладения и применения в работе трех этапов:
Подсчитано, что учитель за свою жизнь проводит порядка 25 000 уроков, а ученик за 11 лет посещает их около 11, 5 тысяч, поэтому, урок недооценивать нельзя!
ЭТАПЫ УРОКА
мотив – это желание чего–либо делать мотивация – это побуждение к деятельности при личностно ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности:
Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников (т.к. первоначальной мотивации хватает на 7 – 8 мин.) цель – это ожидаемый результат с позиций личностно ориентированного обучения ученики должны сформулировать цель сами Приемы самоцелеполагания:
примерно ¼ часть урока – до 15 минут (по закономерностям усвоения) на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта (дидактическая цель урока: не научить или познакомить, а создать условия!), учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познава-тельной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)
(это условное название, куда входит закрепление и применение знаний) В общеклассной работе у всех учеников вырабатывается один алгоритм работы – это неизбежно, чтобы развивать мыслительные операции у ученика. Нужны индивидуальные задания:
При отработке умений и навыков необходимо обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности (для этого необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и правильно оценивать результат деятельности), т. е. создать ситуацию успеха
Обычно – выставление отметок и домашнее задание. На личностно ориентированном уроке – результат
ее дидактическая задача: мобилизовать учащихся на самооценку способов деятельности на уроке и полученного результата. Варианты рефлексии: 1. эмоционально – чувственная: что ты чувствовал во время работа? нравится ли тебе твоя оценка? 2. рациональная: ученик не должен не только почувствовать, но и осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха? Примеры организации рефлексии:
«Я» - как чувствовал себя в процессе учения, с каким настроением работал, доволен ли собой. «Мы» - насколько мне комфортно работалось в группе, я помогал товарищам – они помогали мне (чего было больше), были ли у меня затруднения при работе в группе «Дело» - я достиг цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, практики, просто интересен, в чём я затруднялся, почему, как мне преодолеть свои проблемы
а) разберусь сам б) посмотрю в справочнике, … в) спрошу у учителя г) спрошу у знающего ученика
подготовки)
материал, не знал, что нужно было выучить, болела голова, не знаю почему и т.д.) Домашнее задание: на личностно ориентированном уроке домашнее задание должно состоять из 2 частей:
В заключении еще раз повторю без чего не может быть личностно ориентированного урока
Конечно, провести личностно ориентированный урок не так-то просто, а использовать основные идеи личностно ориентированного обучения на отдельных этапах урока – сможет каждый. Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я». Мы должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными!
ориентированного обучения.- Ростов-на-Дону, 1999.
биологии (ресурс личностно ориентированного образования). – М., 2006.
2006.
технологии. – Волгоград: Перемена,1994.
обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий. Самыми распространенными и эффективными среди них являются:
|
Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока:
- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
- использование проблемных творческих заданий;
- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью
- Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
- Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Основные требования к личностно-ориентированному уроку
Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели:
- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
- группы учащихся формируются учителем. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся).
- группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы
- оценивается работа всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу);
- учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.
РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”), но не ниже базового, в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом, творческому его применению.
Деятельность учителя:
- деление учащихся на группы по уровню знаний, интересам,
способностям;
- разработка или подбор заданий в соответствии с выявленными
уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
- оценивание деятельности учащихся.
Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:
- Обязательных результатов обучения 2. Межпредметных связей 3. Практической направленности.
Педагогические воздействия на ученика должны адресоваться не только к его уму, но и к чувствам, причем, чем младше ученик, тем больше внимания должно быть уделено его эмоциональной сфере (наглядность, дидактические игры, кружковая и внеклассная работа…)
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизн он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.»
Л. Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья об использовании личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку и литературе.
Из опыта работы по использованию личностно-ориентированных технологий в обучению русскому языку и литературе....
Статья "Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности"
Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности...
СТАТЬЯ: "Применение интерактивной доски на уроках трудового обучения по профессии "Оператор ЭВ и ВМ" как средство повышения познавательной активности учащихся"
Статья опубликована в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции "Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для регионального рынка труда в условиях инновацио...
Статья Элементы проектной деятельности на уроках производственного обучения в специальных (коррекционных) классах с интеллектуальной недостаточностью
В процессе работы по теме "Личная гигиена" разработан проект, доклад о ктором представлен в данной статье...
Статья. Характерные черты личностно-ориентированного урока.Актуализация субъектного опыта учащегося на уроке математики.
В статье описаны принципы построения учебно-воспитательного процесса при организации личностно-ориентированного урока.Описана важность реализации принципа субъектности и включение в учебное занятие пр...
Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»
В данной статье рассматривается организация деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....
Статья "Применение игровых технологии на уроках химии с целью повышения повешения качества знаний"
Применение игровых технологии на уроках химии с целью повышения повешения качества знаний....